Москва, продолжение. 5. Ещё и баран!

        Можно ли Перуна считать Ярилой? Вроде бы где-то в литературе я встретила утверждение, что с Перконсом отождествляется некий Йоре…  Поискала в современной прибалтийской мифологии. Не нашла ничего подобного! Хотя, кое-что интересное есть.

    Например, литовский Kaukai  — дух, приносящий дому добро, в частности деньги. (Это про «в кармане кукиш» что ли?) Польский автор XVI века Я. Ласицкий считает каукасов душами усопших, что отчасти подтверждается таким значением литовского kaukas, как "душа некрещёного ребёнка". Вообще-то, кукиш — это оберёг! Но посмотрите внимательно: Kau-kai.  Это ведь Бык Кей. Получается, что и он связан с  миром мёртвых! Но чем Кей грекам не угодил? Какос (Какий, др.-греч. «плохой», «уродливый») — сын Гефеста. По рассказам латинских поэтов, огнедышащий людоед-великан, который жил на Авентинской горе — месте будущего Рима. Брат Каки. И с Гераклом не дружил. Однако ни в Какусе, ни в каукасах прибалты Велеса (о ком я, было, подумала) не признали. У них есть Вяльняс — противник громовержца Перкунаса, бог загробного мира и покровитель скота.  Пусть так, исключительно для литовцев. А вот что вам напоминает литовское Габия - персонифицированный огонь? Разве это не Гибил, шумерский бог огня? Он-то здесь откуда?!

    Ещё у латышей есть Юрас мате (Мать моря), вот здесь юра – это литовское и латышское «море».

    Наше море, оно от «мар». Очень созвучно Марсу. Упс! Италийский бог плодородия, который был отождествлён с греческим богом войны Аресом. Таким же грозным, как наш Перун. Вот тебе и Юра-Гюргевъ-волк… Марс, кстати, отец Ромула и Рэма, от которых и будет Рим.

    С водой связаны и маруты. В ведийской и индуистской мифологии божества бури, ветра, грома и молнии. В Ведах их отец Рудра, а мать — пятнистая корова Пришни (олицетворение тучи). Обычно сопровождают громовержца Индру (он же  ШАкра — могучий, сильный), особенно в боях с демонами, но иногда могут покинуть этого бога в бою или даже вступить с ним в конфликт. Вместе с марутами на колесницах часто ездит богиня Родаси, олицетворение молнии, и защищается ими как невеста.

    Но ведь с водой связана и Рода. Дочь Посейдона и сестры тельхинов Галии (по Диодору). Жена Гелиоса. Он даже остров в её честь назвал.

    А вот венгерское море tenger неожиданно напомнило мне о Тенгри. Верховное божество неба тюрко-монгольского происхождения. Другое его название — «Кок Тенгри» (Небесный Бог). Имя впервые зафиксировано в китайских летописях при описании хуннов. Но если быть внимательным, то чем Тенгри отличается от этрусского бога неба Тинии? Тин-гир. Да и Гефест разве не Первый (анг. First)? Нет, не готова я ещё на такие загадки отвечать…

    Ещё немножко поискала. Нашла: «У Преториуса: Ератинис  — баранье божество у литовцев и, видимо, пруссов…» А что? Вот и в русском языке сохранилась Ярочка (молодая овца). Но баран с Перуном никак не связан! Ему же быков кололи.

    Вот в Индии есть бог огня Агни. У него вахана (ездовое животное) — баран. В русском: агнец – ягнёнок (получается, огненный барашек). Сказка вспомнилась одна. Про сестрицу Алёнушку и братца Иванушку. Там ещё Иванушка попил водички из копытца и козлёночком стал. А сестрица из-за ведьмы как бы временно утонула. А Ванюшку (О-вен?) чуть не зарезали! Да ещё как. «Костры горят высокие, котлы кипят чугунные, ножи точат булатные,..» Не многовато ли для маленького козлёночка?

    Ещё что-то на Ивана Купалу у нас с водой и огнём связано. В день летнего солнцестояния, после которого ночь прибывает. А день… умирает? Ну не совсем, конечно. А вдруг?!  Там ведь тоже: и брат с сестрой, и к царице ночи Купальнице огненный бог луны Симург прилетал (а говорят, крылатый пёс).

    У греков тоже кое-что осталось. Там богиня облаков Нефела пошлёт барана с золотым руном спасать своих детей от мачехи, решившей их погубить. Фрикс на нём в Колхиду благополучно долетел, а сестра Гелла упала в море, там теперь Геллеспонт. Фрикс принёс барана в жертву, вроде бы, Зевсу. Но оказалось руно почему-то в роще Ареса. И греки-аргонавты за руном потом плавали, но закончилась их затея совсем без славы. И ведьма там была. Медеей звать. Хотя сказывали, что волшебница…

    Совершенно точно барана мы найдём в Древнем Египте. Там специальные короны были со спирально закрученными бараньими рогами (чени, хену (Китаем запахло), хемхемет). Вот кто эту корону наденет, тот Баран! Бог солнца Ра. Бог чёрного небесного пространства Амон. Демиург Хнум. Демиург  Татенен. Демиург Птах. Бог плодородия и покровитель мёртвых Сокар. Покровитель города Бусириса — Анеджти. Бог воды и разлива Нила Себек. Нубийский бог солнца Мандулис (отождествлялся с богом-соколом Гором). Львиноголовый бог войны Маахес. Лунный бог Ях. В редких случаях бог мудрости и луны Тот. Ещё реже подобные короны носили фараоны. Вот первым фараоном (пер-оа), как раз, считается Гор, которого чаще изображали в образе сокола. Достаточно ли этого, чтобы отождествить Ярилу и Перуна? Про шумерский богов распространяться не буду: у них тоже у всех рогатые тиары, но рога на бараньи не шибко похожи.

    Решила уточнить про литовского Перкунаса.

    «Также Перкунас известен под именем Йоре — молодого бога весны и плодородия… Перкунас предстает как вооружённый секирой решительный мужчина с каштановой или рыжей бородой. Он с грохотом пересекает небо на двухколесной повозке, запряженной одним или двумя козлами. Существует мнение, что на ранних изображениях Перкунас представлен как рогатый мужчина или человек с рогатым шлемом, что является атрибутом власти. На всей территории Литвы находилось множество alkos (от слова alka — жертва), где горел негасимый огонь. Самое главное святилище громовержца — Romove (Ромове, храм или место покоя) находилось в Вильнюсе, в долине Швянта-рагиса. Хотя позже Пяркунас стал богом войны, для земледельцев он изначально был богом природы, отвечавшим за молнии и погоду в целом. Люди верили, что громовержец посылал дождь и тем самым возрождал плодородие земли и оплодотворял её. Первый гром во время праздника Йоре сотрясал землю, благословляя её, а также камни и воду…» https://fanparty.ru/fanclubs/mythology/tribune/35285

    Ромува или Ромове — одно из главных языческих святилищ у средневековых пруссов. Располагалось в провинции Надровия (современное русское Осокино (от Сокара?)), у поселения Бочаги (ранее — Шлоссберг) в Калининградской области. Святилище известно только из сообщений средневековых немецких хронистов. Название Ромува или сходные с ним топонимы достаточно распространены на территории проживания балтийских племен. Так, существуют лес Ромува и город Ромэйней. Ромове называлось литовское святилище Перкунаса в Вильнюсе.

    Этимологически Ромува восходит к балтийскому корню *rom, *ram, означающим «тихий, спокойный». Овца, короче говоря! Ручной совсем… Другое название Ромувы — РИкойото. Слово родственно старопрусскому rikis — «король, господин».  Рекс?! Не припоминаю я такого русского слова. А вот regem (ца-арь), rex, регалии — есть такое. Но ведь это же…  латынь.

    Старопрусское rikis «господин» напомнило мне о следующем. Есть на севере Англии город Йорк, лат. Eburacum. Город возник в 71 году н. э. на основе римской крепости Эборак, построенной в месте впадения реки Фос в реку Уз. Происхождение названия «Эборак» в точности неизвестно. Англы, захватившие в начале Средневековья значительную часть территории Британии, в том числе и Эборак, называли город «Эофорвик». Скорее всего, это было сделано из-за созвучия с англо-саксонским словом «эофор», обозначавшим дикого кабана. Окончание «вик» означало всего лишь «место». (Прим. авт.: стоит на реке Фос, название которой давали не англо-саксы…) Когда в 866 г. племена датских викингов захватили город, они переделали название на свой лад — «Йорвик». Но у викингов в почёте было имя Эрик. Им именовали себя короли Дании, Швеции, Норвегии. В современном немецком языке: Ehre — честь и reich богатый. Немецкое reich и есть старопрусское rikis «господин». А немецкое Ehre — Йоре? Йор-роуик. Уточню у венгров: баран — juh (юу). При чём здесь венгры? Да это саксы при них. Вернее, при гуннах. Вот и в первоначальном Ebu-racum угадывается во второй части прусское "господин". Но существует вариант, что Eburacum означает "поле Эбораса". Спросите у русских, кто это такой, с учётом мужского суффикса -арь. У нас ведь "бар-ин" (почти баран). Но барина выводят от Боярин. С происхождением боярина сложнее. Указывают в качестве источника также и др.-тюрк. bai «знатный, богатый» + -аr, т. е. «знатный человек».

    Работа: англ. Job (джёб), дат. arbejde (абайде; видимо, из нем. арбайтен), ирланд. obair. Фр. labeur (ле бер) — маяться. Шведский: ёба – работа. Как вы переведёте шведское Pappa  pа jobbet? Даже славянин-поляк догадался, продолжив: и будет ребёнок! А наивные шведы до сих пор уверены, что "папа на работе". В общем, у Ярилы есть и другое имя, Job. Но вернёмся к пруссам.

    В центре Ромове находился большой дуб. Внутри дуба в отдельных дуплах стояли изваяния троих главных прусских богов — Патуласа (Патоласа), Перкунаса, Патримпаса, а рядом были прикреплены особые знаки или символы богов. Перед идолом Перкунаса горел «вечный», поддерживаемый жрецами огонь. Символом Патримпаса была змея (скорее всего — уж), которая жила в корзинке и питалась приносимым жрецами молоком. Рядом с идолом Патоласа лежали черепа человека, лошади и коровы. Получается три бога: Огонь, Змей и Кентавро-бык.

    На этом загадки Ярилы не заканчиваются. Йоре — первый дождь в Израиле, который выпадает осенью, обычно в октябре или ноябре. В иудаизме он имеет символическое значение, потому что приносит с собой зиму, дождливый период в Средиземноморье, где летом совсем не бывает дождей. У ханаанеев, как и у других западных семитов, богом Луны был Йарих, в то время как у восточных семитов существовала богиня луны Нингаль (Никкаль).  Нингаль (шумер. «Великая госпожа») — супруга бога луны Нанны. Вместе с этим богом её почитали в Уре и Харране. В Сирии была известна как Никкаль, и здесь ей поклонялись до 1-го тысячелетия до н. э.

    Так вода или огонь? В Харране Нанна-Суэн почитался вместе с богом огня и света Нуску, считавшимся в новоассирийский период сыном Сина. Отцом Нанны считался Энлиль. Как там было на самом деле, сказать трудно. А я вот о чём подумала. Ромул и Рэм, близнецы… Англ. ram – это Баран. Ро-мул убивает Рэма… Каин и Авель, братья. Авель, араб. Хабиль, Кабиль. Каин-земледелец убивает Авеля-пастуха. Лат. Ovium, праславянское ов-ца.

    О чём ещё может рассказать Баран? Баран – греч. prОvata. Прове — почитался как высшее божество в Старгарде (на гербе красный орёл). Согласно одной из гипотез, имя Прове — видоизменение общеславянского имени бога грозы Перуна.

    Но на этом загадки западных славян тоже не заканчиваются. Прове часто отождествляют с богом Проном, чтимым в Ольденбурге, описание которого дает Конрад Бото в своей Саксонской хронике (1492): «1123 г. В Ольденбурге был бог, именовавшийся Проно, и он стоял на столбе, и имел в руке красное железо испытаний (proveyssen), и имел знамя, а еще длинные уши, и венец, и пару сапог, а под ногой — колокол...» Что меня смутило? Да вот эти длинные уши.

    Был в Египте бог Сет. Он убил Осириса и разрубил его тело на куски. У Осириса вырос сын Гор. Вырос и бился с Сетом. Так вот… Сет изображается, как правило, с головой осла. Какие у него тогда уши? Более того: Баран по-фр.  mouton. Сравните: Муту (Мот) – бог смерти, соперник Балу. Ещё раз: баран на латыш. aita (айта). Айта (Эйта) — этрусское имя, эквивалентное греческому Аиду, божественного правителя подземного мира. Вообще-то, и русскому Отец, получается. Точнее тюркское Ата — отец, предок. Но ведь в Египте кроме Сета был ещё и бараноголовый Тот!

    Баран: эстон. и фин. lammas. Ягнёнок: дат., норвеж. lam, нем., швед. lamm, англ. lamb, гэлльский uan, ирландский an uan, литов. еriena. Один (в смысле раз-два-три...): английский, немецкий и прочие скандинавсие языки выдают всевозможные вариации на one (англ. ван). Совсем непрофессиональный подход, но… я вспомнила про Лемнос. В греческой мифологии Лемнос был известен, как остров Гефеста, бога огня. Гефест родился некрасивым и хромым, и по преданиям, ребенком был сброшен своей матерью Герой с Олимпа на землю. Да и "возник" он без участия Зевса. Жители Лемноса — синтийцы, спасли Гефеста, и в благодарность он научил людей основам металлургии и кузнечному делу. В горе Мосихл Гефест создал свою кузницу. Лемнос связан с мистическим культом Кабиров, детей Гефеста и нимфы Кабиро. По мнению Геродота, культ Кабиров греки заимствовали у пеласгов. По общему представлению, Кабиры — это великие боги, имевшие силу избавлять от бед и опасностей. Их отождествляли с диоскурами (чаще всего), куретами, тельхинами и корибантами. Из этого отождествления выводят и их основные черты, считая их богами света, огня, полей, плодородия земли. Отрывочные сведения о них у древних писателей встречаются не ранее VI в. до н. э.; по ним нельзя даже твердо установить родину культа Кабиров. По одним — этот культ пеласгического происхождения, по другим — он занесен в Грецию из Фригии.  Связан с Деметрой.

    Тьфу-ты! Бог- кузнец Гефест, он как бог- мастеровой Пригожий и Мудрый! А я-то уже совсем растерялась. Понапридумывают же…

    Ну и вот. Баран: киргизское - кой. Кей, также Кой или Кеос — титан, сын Урана и Геи, брат и муж титаниды Фебы. Участвовал в титаномахии и был вместе с братьями сброшен Зевсом в Тартар.


Рецензии