Неоконченный спор

 "А какой веры придерживался Христос?" - спросила меня однажды гостья-минчанка, и от столь неожиданного вопроса я даже опешила.
  Я человек светский, меня в равной степени интересует и история иудаизма и христианства, тем более, что обе религии взаимосвязаны, и вопрос о Христе не удивил бы, если бы не его неожиданное содержание. Что-то я нигде не встречала, чтобы спрашивали о вере Христа, разве что это интересовало библейских книжников и фарисеев, доканывающих Христа своими каверзными вопросами, когда он начал проповедовать.
  Но чтобы подобный вопрос задал современный человек? Интересно, как бы на него ответил священник?
  А как ответила я? Словами из Нагорной проповеди Христа:"Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков;не нарушить пришел Я, но исполнить"(Евангелие от Матфея, глава 5, пункт 17).
  Чем в итоге вся история завершилась, всем хорошо известно.
  Написала эти строки и сама себя одернула:а ведь, увы, не завершилась и продолжается по сути до сих пор:с одной стороны, "евреи распяли Христа";с другой, да будет его имя, которое верующим иудеям даже запрещено произносить вслух, проклято во веки веков.
  Безусловно,  этот антагонизм, эта, без сомнения, идеологическая борьба ныне не носит столь острый характер, как в те времена, когда христианская религия боролась за свое выживание, и особенно за свое утверждение в качестве главенствующей.
  А ведь Христос в ту пору, когда римляне его распяли под улюлюканье толпы, вовсе не считался Богом, а был еврейским проповедником. Так что казнили человека из своего племени. И евреям было за что обижаться на христианских священников, спустя века поставивших им в вину распятие своего Бога.
  Ожесточившиеся евреи прокляли и самого Христа, хотя в том, что христианская религия приобрела именно тот характер, который имеет сегодня, виноват другой еврей - Саул, известный под именем Павла(иудеями он тоже проклят).
  И правильно ли было отказываться от Христа, вместо того, чтобы гордиться Им как одним из величайших сынов своего народа? Тем более, что Он сам заявил, что вовсе не собирался отрекаться от веры отцов?
  Надо сказать, что это больной вопрос, который время от времени поднимался "продвинутыми" евреями, но безуспешно. Они лишь навлекали на себя гнев раввинов, которые грозили отлучением от еврейской общины(а Спинозу-таки отлучили).
  Так что я вдруг поняла, что вопрос моей гостьи из Минска в какой-то степени - вольно или невольно- соприкасается со всей этой бесконечной историей. И недавно я снова вспомнила его, когда читала книгу израильского писателя Амоса Оза "Повесть о любви и ненависти".
  Оз - псевдоним, его настоящая фамилия Клаузнер. Его дядя Иосеф - известный израильский историк - в 1921 году издал книгу "Иисус из Назарета", принесшую ему мировую славу. Вот что пишет об этом Амос Оз:"Многие годы посвятил дядя Иосеф книге об Иисусе из Назарета. В своей книге он утверждал - и это одинаково поразило и христиан, и иудеев,- что Иисус родился евреем, и умер евреем, вовсе не имел намерения создать новую религию. Более того, автор видел в Иисусе носителя подлинно еврейской морали с большой буквы".
  Многие близкие, замечает Амос Оз, советовали Клаузнеру убрать это утверждение и ряд других, чтобы в еврейском мире не разразился страшный скандал, но ученый отказался сделать это.
  Скандал, конечно, разразился, и не только в еврейской, но и христианской среде. Евреи обвиняли Клаузнера, что его "купили" миссионеры "за серебро и золото", чтобы он "восхвалял и возвеличивал этого человека".
  А миссионеры, в свою очередь, требовали от архиепископа, чтобы тот отрешил от должности миссионера Данби, переведшего книгу Клаузнера на английский язык, "отравленную ересью, представляющую нашего Спасителя этаким реформистским раввином, простым смертным, абсолютным евреем, у которого ничего общего с церковью".
  Дядя Иосеф, рассказывает Амос Оз, утверждал, что Иисус из Назарета был столь же далек и от всего греческого и римского, как и от раввинов, которые придерживались заскорузлых законов того времени, "которые были не лучше самой темной ортодоксии наших дней".
  Надо при этом заметить, что профессор Клаузнер соблюдал все еврейские традиции, чтил и соблюдал субботу, но в отношении Иисуса из Назарета мнения своего и позиции не изменил. Племяннику, будущему писателю Амосу Озу, который, кстати, получал школьное образование в одной из религиозных школ, он однажды сказал:"В школе, мой дорогой, тебя наверняка учат всей душой ненавидеть этого трагического, этого удивительного человека, и, дай Бог, чтобы не учили тебя ненависти всякий раз, когда ты проходишь мимо его изображения или распятия. Когда ты вырастешь, прочти, пожалуйста, невзирая на гнев твоих учителей, Новый завет, и тогда ты узнаешь, что Иисус был плоть от плоти нашей, кость от кости, настоящим праведником и чудотворцем, истинным мечтателем, понятия не имеющим о политике.
  Но несмотря на это, его обязательно признают, и он займет свое место в пантеоне великих людей народа Израиля, рядом с Барухом Спинозой, который тоже подвергался религиозным гонениям".
  Сбудется ли когда-нибудь это предсказание? Может быть, в далеком будущем, если мир наш станет более просвещенным и цивилизованным,  более гуманным и толерантным.
  Какой же веры, однако, придерживался Христос? Веры, изложенной Им в Нагорной проповеди, а упомянутой в начале пункт семнадцатый -лишь один из сорокавосьми.
  Это то, что сегодня можно назвать общечеловеческими ценностями, что могло бы соединять все религии.
  Но, увы, не соединяет, а продолжает разъединять.
   


Рецензии