При работе с подлинниками Максима Горького я был несколько смущён, когда впервые читал письмо знаменитого писателя с ошибками и тем, что 30-летний Горький писал полуграмотно, а его собственноручно написанная «Биография» (1893 год) позволяла считать, что он вообще не принимает во внимание запятые как знаки препинания в русской грамматике. Павел Басинский. // Грамматик может быть весьма плохим автором; хороший автор – плохим грамматиком. Пьер Буаст. // Грамотно писать Поплавский ни на одном языке так и не выучился, и рукописи его пестрели просто чудовищными ошибками. Но отсутствие грамотности, как известно, не помеха таланту. Гумилёв был почти так же безграмотен, как и Поплавский. Ирина Одоевцева. // Правописание не создаёт гениев. Фредерик Стендаль. // Ханс Андерсен страдал дислексией и до конца своих дней писал с ошибками. Из периодики. // Современники сетовали, что Байрон в каждой строчке делал по три ошибки. Юрий Никитин. // После выхода «По направлению к Свану» критики, во всяком случае большинство из них, сокрушались, что автор не знает грамматики, и упрекали Марселя Пруста в неумении писать. То же самое говорили о Бальзаке и о многих других писателях. Жорж Сименон. // Подумать только: грамоту выдумали неграмотные! Лешек Кумор.
Язык - главный инструментарий писателя. Профессия писателя, как и всякая другая, обязывает свободно владеть им, и уж во всяком случае знать, как правильно пишутся слова, составляются предложения и ставятся знаки препинания. Это азы, первый класс, начальная школа писательства. Мастера знают в своей профессии всё, безграмотны графоманы и дилетанты!
Если Бог даёт человеку прекрасный оперный голос, он обязательно даёт ему и слух. Можно иметь слух и не иметь голоса, но невозможно, имея голос, не иметь слуха. Точно так же и литературный талант. Если человеку дан литературный - особенно поэтический - талант, ему дана и врождённая грамотность. Попробуйте-ка, будучи не особенно грамотным, расставить знаки препинания в стихотворном тексте! Цветаева обладала стопроцентной грамотностью, Пастернак тоже, Юнна Мориц работала корректором. Тургенев и Бунин были грамотны. Да и Толстого безграмотным никак не назовешь, хотя он и не такой прекрасный стилист, как Тургенев. А насчет Донцовой не знаю - не читала. Согласна, что можно быть грамотным и не иметь литературного таланта, но в обратное верится с трудом. Можно быть безголосым певцом - и при этом иметь успех у невзыскательной публики, но вообще безголосый певец - это оксюморон, как и безграмотный писатель.
Алексей, Ваши аргументы меня не убедили. Я согласна с Анатолием: писатель должен владеть языком, иначе это не писатель.
Композитор, чтобы записывать музыку, должен как минимум знать ноты.
Что творилось бы на дорогах, если бы водители не знали правил дорожного движения? И кто бы хотел попасть на приём к стоматологу, не владеющему бормашиной?
Впрочем, если Вас не раздражают безголосые исполнители и безграмотные тексты – пожалуйста, слушайте, читайте… Это дело вкуса. Только не надо возводить свои вкусы в абсолют. Отнюдь не все воспринимают «фанеру» как прекрасное пение. На фоне прекрасного пения «фанера» кажется мёртвой бездарной подделкой. И сразу становится ясно, что человек не своим делом занимается. Природа его не к этому предназначала. То же самое можно сказать и о неграмотном писателе. Конечно, грамотность – не единственное качество, которое отличает хорошего писателя. Но одно из немаловажных. Не надо надеяться на редакторов и корректоров: далеко не каждый начинающий автор имеет возможность пользоваться их услугами.
На мой взгляд, не только писатель, но и любой интеллигентный человек должен быть грамотным.
Алексей, я думаю, в дискуссии о грамотности следует поставить точку. Всё равно каждый останется при своём мнении. А насчет российской эстрады Вы сделали абсолютно правильный вывод: действительно, большинство наших попсовых исполнителей не на своём месте – в певцы их природа не предназначала. Поэтому никто из них не может (да и не пытается) выйти на мировой уровень. Между тем как наши оперные певцы блистают на мировой сцене. Эстрада, к сожалению, оккупирована чьими-то детьми или протеже; истинным талантам очень сложно пробиться, хотя в России они, безусловно, есть.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.