Нужны ли мастер-классы?

Нужны ли мастер-классы?

Знаем, что любителем проводить подобные мероприятия был великий Ростропович. Он выхватывал у ученика виолончель зафигачивал на ней что-то невообразимо виртуозное и, не требуя повторить, начинал рассказывать смешные истории, байки и анекдоты. Обычно присутствовавшие зрители (урок обычно проводился в зале) покатывались со смеху, а маэстро, довольный произведённым эффектом, закрывал «лавочку». Помимо Мстислава Леопольдовича славились своими мастер-классами и Захар Брон, и Максим Венгеров, и Юрий Башмет. Кстати и у них рассказывание забавных весёлых историй тоже входило в часть учебного процесса. Но это в классике. А как дело объстоит в джазе? Расскажем и об этом.
В 80х годах прощлого столетия посетили столицу два джазовых светила из США. То были знаменитые Чик Кориа и Гарри Бёртн. Они выступили в резиденции американского посла, а затем и в Союзе композиторов. Вибрафонист провёл лекцию-концерт в Гнесинке, а потом согласился
 дать показательный урок-лекцию в Союзе композиторов.
Мероприятие наметили на утро . Все очень волновались и старались не пропустить ожидавшуюся информацию из первых рук. Напечатали пригласительные, но желающих оказалось значительно больше. Снова, хоть и малый зал, битком! Я, счастливчик, проник в числе приглашенных.
Предстояло сегодня стать посвященным в тайны джазовой импровизации (мы ведь здесь варимся в собственном соку и некому нам открыть глаза). Предстояло и нечто вроде знаменитого сеанса черной магии с последующим ее разоблачением, чего легкомысленно хотел конферансье Жорж Бенгальский. Чем это для него закончилось, мы знаем из романа Булгакова, но войдем в уютный зал.
На сцене водрузили школьную доску, на которой заморский лектор мелом писал ноты, рисовал схемы и графики, иллюстрируя написанное на стоявшем поодаль виброфоне. Не случайно оказавшийся "в кустах" знаток английского, переводил, как мог, то и дело, ставя слушателей в тупик незнанием музыкальной терминологии. Но, несмотря на подобные мелкие трудности, аудитории вполне было понятно, о чем речь.
А речь шла о давно известном из многих переводных самиздатовских школ и пособий: буквенное обозначение аккордов, гаммы, лады и их арпеджио - то есть все то, что называется "плясать от печки". Что же касается главного (как импровизировать), об этом - тишина! Так что никакого "разоблачения черной магии" не последовало, а посему пора было отрывать голову наглому конферансье, но, увы, кота Бегемота, как назло, в зале не оказалось. Тем не менее, сеанс имел свое неординарное продолжение.
Когда разочарованная публика стала нехотя подниматься с мест, меж рядов суетливо забегал композитор Борис Семеныч (внешностью - ну вылитый Бенгальский) и стал каждому, в том числе и мне, доверительно нежно шептать на ухо следующие проникновенные слова: - У нашей эстрадно-джазовой секции денег нет, поэтому отстегните, сколько можете (пять или десять рублей), чтобы мы сейчас, спустившись в ресторан, смогли угостить знаменитость(?!).
Так что, читатель, все же разоблачение состоялось и, если не "черной магии", то чего-то другого, не очень светлого...


Рецензии