Лицедао

...Не только "в области балета".
Было время, обзоры ЦРУ предрекали, что "к концу ХХ века СССР втрое обгонит США по валовому национальному продукту" (Олег Нестеров. Небесный Стокгольм. РИПОЛ классик. Москва, 2016). И такие предположения были небезосновательны.
"С тех пор как после распада Советского Союза были открыты архивы, историки, как российские, так и западные, не раз пересчитали показатели роста советской экономики - и даже по самым пессимистичным из новых оценок... выходит, что Советский Союз в 50-е развивался быстрее, чем все остальные страны в мире, за исключением Японии. По официальным данным, советская экономика росла со скоростью 10,1 % в год; согласно ЦРУ, эта цифра составляла 7 % в год; нынешние оценки показывают 5 % в год и выше. Этого по-прежнему было достаточно, чтобы... легко обойти США, где в течение 10 лет рост экономики в среднем составлял около 3,3 % в год." Фрэнсис Спаффорд. Страна изобилия. М.: Corpus, 2012.
Как мы знаем, ЦРУ ошиблось. В конце ХХ века СССР не обогнал США: Советский Союз перестал существовать как государство на карте мира. Град Китеж ушёл в другое измерение, оставшись в умах как метафизическая подоснова нынешнего "постсоветского пространства".
Почему так произошло? Одна из причин - это закономерный крах лагерной экономики. Та самая "туфта", которая позволяет выжить в условиях лагеря, обрела "права гражданства" повсюду, и году так к 1979 превратила "планов громадьё" в стайку бумажных журавликов. Падение цен на нефть, "Афган", перестройка, Горби - всё это было, но главное в любой стране - экономика. Сам трудился года полтора в планово-экономическом отделе транспортного предприятия, было сие на излёте советской модели туфтизма (1985-86), насмотрелся на чудеса планирования в реальном изводе, а не в учебнике или в институте. Пресловутые "три П": пол, палец, потолок. Обвалился потолок, и пошло-поехало...
Советская идея была... впрочем, не в том дело, была она "хороша" или "плоха". Она была противоестественна. Противная природе человеческой, она самоизошла на "нет". Самоистощилась и выродилась. Поэтому никто не вышел на улицы. Хотя по другим поводам - выходили.
Так, 5 декабря (День Конституции) 1965 года на Пушкинской площади в Москве прошёл первый в послевоенном СССР политический митинг. Формальным поводом для "брани с силами зла" стал суд на Синявским и Даниэлем. Митингующие также держали в руках плакаты с призывом "Уважайте Советскую Конституцию" (!). Вышло человек 200, двадцать задержали. (Б. Беленкин, А. Даниэль, В. Морозов. Брань площадная. "Огонёк", 10 декабря 2000)
Так по сути начался демонтаж советской идеологии. Он не закончился по сей день. Сталина побили извлечённым из чулана Лениным, Ленина намеревались побить Плехановым, а его в свою очередь отвозить общечеловеческим "либерализмом"... и так далее, и развенчать советскую систему, лишить дряхлых богов производительной силы (серпом по молоту). Этот механизм обрисовал один из "архитекторов перестройки", Александр Яковлев, сам "плоть от плоти" и Homo soveticus, в своей вступительной статье к "Чёрной книге коммунизма" (М. 2001). До Валентиныча, правда, так не дошли: к тому времени уже не было необходимости ворошить старые кости...
Где начинается Родина? Точно не в шкафу, где пылится "старая отцовская будёновка". Мне порой кажется, Родина начинается там и тогда, где и когда вспыхивает конфликт "туфты" (сколь угодно удобной, жизненной, оправданной "в этих условиях", etc) и Дон-Кихота (невостребованный в жизни идеал). Где возникает реальное (а не "кухонное" только, не "фига в кармане") противостояние правды и фикции, лжи, которая рядит себя и "канает" под правду.
И так везде: Россия, Китай, США - везде... Любая идея. Любая мечта, идеал, очередной "сон золотой", который навеял очередной безумец. Русская идея, американская мечта, еврейская избранность, "светлое будущее всего человечества"... любое дао, назовём его так. Дао, как известно, бесформенно и безымянно. А назови его, да отформатируй, да вверни в человеческое измерение - и ужаснёшься человеческому лицу этого дао, и не узнаешь его. Да и как узнать, если "никто никогда не видел"?
Помнится, в моём студенчестве (это 70-е годы) показывали у нас американский (?) фильм, из разряда "вскрывающий язвы буржуазного общества". Действие происходит в конце 60-х, это время студенческих волнений в Европе и США. На кампус вводят Национальную гвардию. Они стоят двумя шеренгами, одни против других: студенты и солдаты. И там, и там - молодые люди. И девушки вкладывают цветы в дула направленных на них карабинов: Make love, not war! А потом задержанные сидят на лужайке, в кольце вооружённых людей, и поют хором: America, the beautiful... В них из винтовок целятся, а они - "прекрасна ты, Америка"...
Нет, точно она начинается не с "картинки в твоём букваре". А надо ещё туда прийти, где она начинается, и где придётся-таки взять ответственность на себя. Проще родить очередную туфту, благо набита рука и над нами не каплет. И всегда найдётся индульгенция, в виде какого-нибудь "...изма", который на самом деле "isn't".
Как же назову тебя, безымянный мудрец, что дао торгует и лицедействует "на брудершафт"? Творец снов золотых, лицедей, винительный в дательном? Лицедаос!

Имеет значение не только то, где начинается твоя Родина, но и то, где она заканчивается. И в этом отношении хорошо бы вспомнить один из наиболее почтенных "...измов", вспомнить именно в том его изводе, когда этот "...изм", скажем так, переходит (все) границы.
Вот что рассказывает в своих мемуарах один из лидеров "Пражской весны" Зденек Млынарж. Когда арестованное чехословацкое правительство доставили в Москву, там "ребятам-ренегатам" прямым текстом, особо не обинуясь, объявили, что граница социализма, т. е. СССР, проходит по Эльбе. Во время Второй мировой войны эти земли были политы кровью советских солдат, поэтому уходить отсюда никто не собирается. И это, мол, понимают и на Западе. Поэтому, сказал Брежнев, война из-за вас не начнётся и помощи вы не получите. По словам советского лидера, он обсудил проблему Чехословакии с президентом Джонсоном, и тот подтвердил, что американское пправительство признаёт в полном объёме те соглашения, которые были подписаны в Ялте и в Потсдаме. "В его монологе содержалась одна простая мысль: наши солдаты дошли до Эльбы и советская граница сейчас пролегает там" (Зденек Млынарж. Мороз ударил из Кремля. М.: Республика, 1992).
Логика здесь очень простая. Мы разгромили фашизм и освободили народы Европы, поэтому имеем моральное право на освобождённые территории. Точка. Кто не согласен с этим, или недопонимает, тем всё объяснят танки. Точка. Пожалуй, впервые в международной практике Политбюро ЦК КПСС с такой ясностью был предъявлен в качестве аргумента факт "исторической победы СССР в Великой Отечественной войне", предъявлен как моральное обоснование сегодняшних действий советского руководства. Разумеется, это был шулерский приём. Чистая демагогия.
"Советский патриотизм" (читай, "патриотизм с трансграничным расширением") пережил распад Советского Союза и естественный уход сочинивших этого монстра политшулеров. Он и сегодня, лишь мимикрировав в духе времени, используется в качестве большой посылки силлогизма: "Мы победили фашизм", следовательно... А дальше по усмотрению. Например, так. "Вы отрицаете нашу версию победы" (малая посылка), следовательно, "вы - фашисты и мы должны победить вас" (вывод).
То, что силлогизм коряв и смотрится неубедительно, не смущает сочинителей. Сильный знает: правда - это то, что делает сильным, а то, что смущает и вводит в грех сомнения, выбивает меч из рук, не может быть правдой. Победа 1945 года используется власть имущими с особым цинизмом именно потому, что для них это козырь в тощей колоде, единственная не краплёная карта. Времени у шулеров остаётся всё меньше: естественный уход не только военного поколения, но также их детей и внуков, вымывает природную базу поддержки "...изма". Что же произойдёт, когда и это рухнет? И на сцену выйдет новый варвар, для которого в той войне победила Америка, потому что там лучше живут?


16-17 июня 2017 г.


Рецензии