Вы любите Брамса?

Вы любите Брамса?

По каналу «Культура» регулярно в предвечернее время передаются концерты академической музыки. Я принуждаю себя по мере возможности слушать. Два культурных молодых человека, по-видимому музыковеды, комментируют звучащие произведения. Передают не только классику. Но и современную музыку. Но мы поговорим о Брамсе. Послушал его симфонии и инструментальные концерты. Вывод: серость, серость и серость! И великий Пётр Ильич (не путать с Владимиром Ильичом) тоже его терпеть не мог. Но вот Шуман почему-то хвалил, даже несмотря на то, что Брамс увивался за его женой Кларой Вик. А у нашего Тихона Хренникова супругу звали Клара Вакс. Но это так, к слову пришлось. Шуман до того, как спятить, сочинил достаточно много яркой музыки. Тут и «Карнавал» и фортепьянная токката, да и подлинный шедевр, знаменитые «Грёзы», звучавшие помимо шопеновской «Из-за угла» на похоронах советских лидеров и вождей. Но у него и серости тоже хватало. Например, концерты для фортепиано, к тому же плохо оркестрованные. Что же Шуман находил, вернее, за что даже восхищался Брамсом? Может потому, что сам плохо писал для оркестра? Всё может быть.
Мне всегда жалко оркестрантов. Они бедные так воспитаны в музыкальных школах, училищах и консерваториях, что считают всё написанное композиторами непререкаемой ценностью, и мучаясь играют и играют. Дирижёров не жалко, у них есть свой корыстный интерес да и плясать и извиваться под музыку, махая руками, легче чем играть на инструментах. Кстати, Толстой, который Лев Николаевич, не верил в три вещи: в пятна на солнце, медицину и... дирижирование. Наверное, у него имелись веские основания не верить. Станиславский тоже  твердил по любому поводу «не верю». Но он нам сейчас не нужен.
Конечно дирижёрам приходится разучивать с оркестром произведения, исправлять неверные ноты и темпы. В репетициях и заключена их основная полезная деятельность. А махать на концерте, когда музыканты, уткнувшись в ноты на тебя лишь изредка косятся одним глазом, есть награда за проведённую предварительную работу.
Сейчас началось странное явление, подобно эпидемии, - все хотят дирижировать. Примеров масса, и не будем называть имена. Вы их сами знаете. Сначала играют на скрипках или на роялях, добиваются больших успехов и признания, а затем неожиданно смотришь, а он уже стоит перед оркестром и изображает ветряную мельницу. Хотя ведь искусству дирижирования долго учатся в специальном классе, а тут раз и в дамки, без всякого там мучения-учения. Талант прорезался. А с талантом шутки плохи.
Теперь поговорим о светлых моментах в тяжёлой жизни оркестровых музыкантов. Они случаются при исполнении музыки современной. Известно,  когда в Очень уж Большом Театре шли балеты мужа известной балерины или опера того же автора, то музыканты отводили душу. Играй как и что попало, потому что ни слушатель, ни автор не замечают неверных  нот в диссонантной ткани произведений. Играть классику  дело ответственное. Фальшивые ноты даже и слушатель заметит. Вот так-то, господа.
Что-то мы про Брамса забыли. Но продолжим о нём, хотя напрашивается созвучное Хармс. Но это, как говорится, из другой оперы. Да в общем-то больше про этого Брамса-Хармса и сказать нечего. Ну, конечно, продолжатель традиций бетховенского симфонизма. Но у глухого ярких тем, разумеется, значительно больше. Совсем забыл, чем Брамс всё-таки любезен народу. Конечно знаменитыми «Венгерскими танцами». Это бесспорно шедевры и «порно» здесь не причём.                Я думаю, нам пора завязывать с критикой Брамса и с писанием этого скандального повествования. Ожидайте нового объекта критики.


Рецензии