Долга ли жизнь джазовой импровизации?

Долга ли жизнь джазовой импровизации?
Вопрос не праздный и требует подробного освещения. Не так, чтобы долга, но уже пожила изрядно и всё, что могла, выразила. На мой взгляд она сейчас является тормозом развития музыкальной формы. Фактически джазовая импровизация сделала музыкальную форму наиболее примитивной (тема с вариациями). Она заменила собой разработку, свойственную академической музыки, тем самым лишив музыкальную форму драматургии и контрастности. Опять хочу сказать, что джаз должен иметь свои симфонии, а без разработки контрастных тем это невозможно. Поэтому следует вернуться к утраченному (разработка) естественно в контексте музыки для большого оркестра, а не малого состава. Автор предпринимал попытки решить эту проблему, сочиняя джазовые симфонии, которые подобно академическим должны быть четырёхчастны: первая часть — сонатное аллегро, вторая — что-то типа адажио, третья — скерцо(сложно-трёхчастная) и четвёртая -финал (рондо). Могут быть иные варианты, но сонатное аллегро обязательно, чего в джазе ещё не было. Разумеется композитор должен хорошо быть знаком, как с классическими формами, так и с джазом. Автором создано восемь симфоний для джаз-оркестра, хотя подобное начинание не встретило поддержки джазовых исполнителей, привыкших к привычному варианту (тема с вариациями). Да и играть много написанного текста, а в разработке это неизбежно, лень. Кстати, и тональный план импровизационной музыки скучен. Многократное повторение «квадрата» (гармонической схемы) не несёт развития. Это напоминает народное музицирование, когда повторяется одно и то же. Правда, в стиле «фьюжн» и джаз-рок предпринимаются попытки разнообразить форму за счёт вставок и смен темпа, включением других элементов. Но в целом это ситуацию не меняет. Фактически импровизация завела музыку в тупик. Фри-джаз и так называемая «новая импровизационная музыка» не есть выход из создавшегося положения. Так что призываю коллег к джазовому симфонизму, хотя и понимаю, что не каждый джазмен настолько эрудирован, чтобы создать джазовую симфонию. Возможно мой призыв заинтересует новое поколение композиторов, имеющих академическое образование и практически знакомых с джазом.


Рецензии