Сад твоего сердца

Тысячи разных дорог — коротких и длинных, поросших папоротником и крапивой или совершенно пустынных — ведут в густой лес. В цветущую, прохладную обитель, где всё становится ясным. Куда бы ты ни шёл, — всё равно окажешься в точке назначения. В этом изумрудном лесу. В твоём сердце, глубины которого неведомы даже тебе самому.

И знаешь, в самой затерянной, казалось бы, части этого маленького нефритового мирка, есть поляна. Я не знаю, что там у тебя растёт: может быть, простые ромашки или величественные бледно-пурпурные гортензии. На твоё усмотрение.

Это может быть небольшой ухоженный садик посреди дикого леса или широкая степь, внезапно раскинувшаяся меж многовековых сосен. И это та часть твоего сердца, докуда долго и упорно будет добираться каждый путник, желающий познать тебя.

Многие, открыв самую сердцевину леса, уходят. Разочарованные или уставшие от этой атмосферы, путешественники выходят из зарослей и больше никогда не возвращаются.

Но нет, они там не умирают. И ты знаешь, что в твоей памяти они всегда живы, и лишь какие-то изменения после каждого человека закрепляются в твоём сердце — намертво. Белоснежная атласная ленточка, обвязанная вокруг стебля элегантной розы, или сломанная молодая ветка, жестоко и холодно брошенная в густую траву. Каждый оставит что-то после себя, даже если уйдёт безвозвратно. Нет, покинувшие этот лес не исчезнут бесследно, но и не останутся там навсегда в виде замшелых могильных камней.

Даже если люди, которых ты впустил в величайшую свою ценность — чудную поляну в лесу, — замарают, выжгут твоё сердце, оставят глубокие шрамы и покинут это место, не строй кладбища в этом прекрасном саду. Сломанные деревья однажды снова вырастут, цветы запестрят на зелёном ковре трав ещё ярче. Только будь свободен, не возводи могил. Не скорби по тем, кто добровольно оставил тебя, не изводи родные цветки сухостью и темнотой.

Не надо каменных памятников тем, кто тебя оставил. Они живы где-то там, далеко, но пусть эти путники по чужим сердцам тебя не волнуют. Будь свободен и взращивай свой лес, не позволяй ему засохнуть и почернеть со временем.

Наслаждайся тем, что сердце твоё принадлежит только одному человеку. Этот человек не кто иной, как ты.

Отпускай тех, кому не приглянулись ароматы гортензий. Или багряных маков, или солнечных ромашек — что там у тебя? Это в любом случае по-своему прекрасно.

Только не могилы. Пожалуйста, только не могилы тех, кто однажды вышел из леса. Слышишь?


Рецензии