Ливерпульская четвёрка и другие


Ливерпульская четвёрка и другие.
Эпиграфы: Очень хорошо помню силу магии, исходившей от всего, что было связано со словом «Битлз» в конце 60-х. В газетах ругали «пресловутых жучков», а в классе по рукам ходила, наверное, в десятый раз переснятая фотка с четырьмя лицами. Фотка была захватана, изломана, подклеена и состоянием своим напоминала старую икону. Где на ней Леннон, где Маккартни, понять было уже невозможно. Но это не имело значения. Как от старой иконы, от неё шла сила, заставлявшая нас часами вглядываться в еле проступающие лица «Битлов».
Андрей Макаревич.

«... Сейчас мы более популярны, чем Иисус. Я не знаю, что исчезнет раньше: рок-н-ролл или христианство. Иисус был приемлемым, но его последователи были глупы и заурядны. Их искажения погубили для меня христианство». Джон Леннон.
Они ворвались в музыкальный мир «стремительным домкратом», как писали, но не о них,кажется, Ильф и Петров. Им покорились и их признали кумирами. Теперь молодёжь «фанатела» от них. Ранее в мире господствовал джаз, но уже где-то вдалеке звучали голос и гитара великого Элвиса. Сначала они подражали ему, но вскоре обрели своё лицо и сотворили множество шедевров, которые пользуются любовью слушателей и поныне, по прошествии многих лет.  Их музыка  потеснила джаз и отобрала у него молодёжную аудиторию. Как правило, поклонники «Битлс» не любят джаз, а любители джаза отвечают им тем же. Но джазовые музыканты, стараясь идти в ногу со временем, включали в свой репертуар и музыку «ливерпульской четвёрки». Это делали даже такие приверженцы свинга как оркестр Каунта Бэйси (инструментальная фантазия на темы песен), Мейнарда Фергюсона и другие. Исполняли их песни и джазовые вокалисты. Но все эти попытки не давали полноценного продукта, потому что природа музыки британской группы совсем иная, чем та, на которой основывается джаз. Хотя они тоже многое позаимствовали из джаза. Прежде всего — многие ритмические приёмы. Конечно гармоническая база совсем иная. Если в джазе это сложные многотерцовые и альтерированные аккорды, то у «четвёрки» - простые трезвучия, хотя порой не стандартно сопоставляемые. Корни этого явления в ирландской народной музыке. В этих «корнях» заключается отличие их музыки от отечественного рока. Хотя тоже опора на трезвучия, но всё же  видны «ослиные уши» бардовских традиций, а то и неискоренимые рецедивы даже «утёсовщины». Если британский рок это англо-саксы, то европейский и российский - романские традиции. Потому и назвали «блатягу», хоть и с большой натяжкой, «шансоном», тем принизив значение французской песни. Поколения меняются, но музыка ливерпульцев и других групп продолжает жить и завоёвывать новых поклонников. Хотя очень больно и смешно  видеть состарившихся рокеров, продолжающих прыгать на сцене с юношеским задором, что небезопасно для здоровья. В СССР тоже появилась лавина почитателей-подражателей. И если не получалось в художественном смысле приблизиться к кумирам, то во внешности (причёски и одежда) всё удавалось. Наиболее, конечно, преуспела «Машина времени», хотя по качеству музыки она до уровня мировых хитов ливерпульцев не дотягивает. Есть огромная популярность и масса фанатов, но всё же это продукт внутреннего потребления, а не экспортный товар. Как знак признания, богатые почитатели даже несколько лет назад открыли магазин электроники, назвав его «Машиной...» Украсили интерьер огромными фотопортретами «московской четвёрки», но это не помогло и  магазин прогорел. 
Теперь поговорим об указанных в названии статьи «других». К ним относится и жанр так называемой «рок-оперы». Опять же британец Эндрю Ллойд Вебер потряс мир своим «Джезус Крайс — супер стар». В СССР «отрыгнулось» без промедления «Орфеем и Эвридикой!              А. Журбина. Но если музыка Ллойд Вебера известна и популярна во всём мире, то музыка из «Орфея...» никому неизвестна. Подобный опус есть и у А.Рыбникова. «Юнона и Авось». И хоть её возили на Запад, но мир она не потрясла, оставшись продуктом внутреннего потребления.
Та же ситуация и в жанре песни. За исключением «Катюши» и «Подмосковных вечеров» вся остальная продукция многих авторов остаётся продуктом местного значения. Тут вам и Р. Паулс, и Д.Тухманов, и М. Дунаевский, и А. Зацепин, не говоря о «попсовиках». А там, за «бугром» и Гершвин, и Кол Портер, и Ирвинг Берлин, и Генри Манчини и многие другие известны всему цивилизованному миру, не замаранному «блатягой». В Европе тоже есть имена, хоть в их мало в сравнении со  Штатами. Это француз Мишель Легран, создавший своего рода джазовую  оперу «Шербурские зонтики» и несколько непростых , но ярких песен, многие из которых полюбились джазменам. Конечно, и Жозеф Косма, создавший «нетленку» «Осенние листья», ставшую джазовым стандартом. Да и Шарль Азнаур, представитель настоящего шансона, блеснул гениальной «Вечная любовь» (к\ф «Тегеран-43»). Чуть не забыл бразильца А.К.Жобима, подарившего миру Босса-Нову, подлинно оригинальный продукт. Так что делайте вывод сами. 
В 19м веке русская музыка, начав с подражания Западу, сумела создать самобытную школу мирового значения. Почему же в 20м подобных высот достигли лишь в академическом жанре (Прокофьев, Шостакович, Хачатурян), а жанре рок-музыки и поп-музыки так и остались в ранге сэконд-хэнда. Наверное, здесь важную роль сыграла политика и общественный строй. Конечно, и серьёзная музыка, и живопись, и литература страдали от невежества правителей, но тем не менее в этих жанрах появились мастера мирового значения (Б.Пастернак, А.Солженицын, Э.Неизвестный). Почему же лёгкий жанр так и не сумел "выбиться в люди"? Наверное, у представителей этого жанра не столь силён был позыв к свободе и желание "выдавить из себя раба". Хотя были и "протестанты", такие как В.Цой, Б. Гребенщиков, Ю Шевчук и другие. Ответить на этот вопрос предлагаю читателям, так как различных мнений, думаю, будет не мало.




ЮМ


Рецензии