Что лучше песня или опера?

Что лучше — песня или опера?   

Песни все поют. Даже те у кого слуха нет. Особенно, когда выпьют. Песен неисчислимо много. Они и народные, и блатные, и и попса, и военных лет, и патриотические, и шутошные, и серьёзные. Выбирай на любой вкус. По сути опера это тоже песня, но очень большая. Или цикл песен, связанных одним сюжетом. Конечно оперу слушать тяжело. Часа три просидеть в зале, несмотря на антракты, не каждый выдержит. А песня звучит минут пять или около того. Это легко и приятно. Зачем же люди придумали эту гигантскую песню, называемую оперой. Всё началось с обычного спектакля, где только говорят. И началось в древней Греции. Давненько. Говорили и говорили бы себе, а то вдруг запели. Чем это вызвано? Не думаю, что только тем, что пение громче обычной речи. Можно и орать. Что мы и наблюдаем в современном театре. Значит появилась какая-то эстетическая потребность в том, чтобы артисты запели. В драматическом театре актёры тоже поют песни или романсы. Но их голоса не те, что нужны в опере. Для оперы необходимы мощные, что называется «поставленные» голоса. Такому пению и голосам специально учат в консерваториях. И не каждого туда возьмут. Надо обладать природными данными. Но не будем забираться далеко  в «чащу» этой темы.
Не секрет, что некоторые песни стоят целой оперы. И это действительный факт, встречающийся в наше время. В 90е годы в Европе поставили оперу Шнитке «Жизнь с идиотом» на либретто Виктора Ерофеева. Главный герой — вождь мирового пролетариата. Для периода развенчания прошлого это было сенсацией, но для Запада. В России произведение, к счастью, не шло. Там нет нормальной музыки, а сплошной гротеск. Подобное произведение не так давно поставили и в Большом. Это «Внуки Розенталя» Леонида Десятникова на либретто одиозного писателя Сорокина. Там клонированы великие космозиторы-классики и превращены а бомжей. Что касается музыкальных достоинств, то звучат сплошные стилизации, сатира и гротеск. По поводу это опуса, консервативно настроенные граждане и даже Госдума выражали протест. Никакой яркой, запоминающейся музыки там, разумеется, нет да такая задача и не ставилась авторами.
Конечно, можно привести и факты из истории, когда самая популярная в мире опера «Кармен» на премьере провалилась, потому что высоконравстевенные граждане посчитали сюжет низким и недостойным сцены. Провалилась на премьере, как известно, и чеховская «Чайка», но по другим причинам. Говорят, что даже и «Волшебная флейта» великого Моцарта на премьере провалилась. Заподозрили автора в пропаганде массонства.
В заключение нашего рассказа более весёлая история из жизни. Жена одного моего приятеля, ныне покойного, работала официанткой и часто приходила домой подвыпивши.
Так вот как-то утром, войдя в дом с больной головой услышала, как радио орёт какую-то оперу. То была «Хованщина» Мусоргского.
«Выключи эту дрянь!» - крикнула она мужу, - «Такую бодягу (выразились она более крепко) я сама могу сочинить!»
Вот они каковы простые русские женщины. Не только коня на скаку или в горящую избу... но и «Хованщину», если захотят могут сотворить, предварительно, кончно, опохмелившись. Сами выбирсйте, что вам лучше — опера или песня. 


Рецензии