Об опере

 О чём бы написать. Наверное, о музыке. Например об опере. Как известно, это самый сложный музыкальный жанр. Тут тебе и литературная основа и музыка как главный элемент, и певцы, и режиссёр с дирижёром, и оркестр, и художники как по костюмам, так и создающие декорации. И театр со сценой нужен, и зрительный зал. 
Оперный репертуар огромен, но современные композиторы тоже пишут и не мало. Да вот только музыка их чаще всего не может сравниться с классикой. При том даже у маститых не получается того результаты, которого добились классики. В чём проблема? А в том, что современные творцы взяли обет ни коим образом не походить на классиков в смысле музыкального языка. Так порой изгоняется тональность ( не современно!), а также и арии героев. Если раньше в либретто предполагался стихотворный текст («Евгений Онегин», например), то сейчас всё больше пишут на текст прозаический, который сопротивляется плавному переложению на музыку. Стихи лучше доходят до слушателя, чем проза даже и при недостаточно ясной дикции исполнителей. Дикция это безжалостный бич, не позволяющий слушателю понять содержание. И если зритель заранее не ознакомился с содержанием, то ему приходиться тужиться и напрягаться, чтобы понять о чём речь. Спасительным моментом служит бегущая на заднике строка, но чаще это касается опер на иностранном языке или кино-опер. У классиков имелся спасительный приём. Это речитативы, которые двух видов — с аккомпанементом и без ( так называемый «сухой»). Прямая прозаическая речь позволяла слушателю разобраться в содержании. В современных опереттах и мюзиклах также применяется этот приём. Теперь о яркости музыки опер. Как известно «Кармен» изобилует яркими темами, которые теснят одна другую, «Евгений Онегин» насыщен ярким мелодизмом.
А «Князь Игорь»? Вагнер же больший упор делал на свой огромный оркестр, где происходило главное действо. Певцы как гвозди вбиты в оркестровую ткань и преодолевают большие трудности, стараясь перекричать бурю в оркестровой яме. Но таковой была доктрина великого мастера, которую он упорно внедрял, считая, что создаёт бесконечную мелодию. В действительности получалась бесконечная секвенция. Н вернёмся к произносимому со сцены тексту. Некоторые авторы как Стравинский писали на латинский текст («Царь Эдип»),сознательно заставляя слушателя внимать только музыке. Наш российский композитор, современный классик, супруг великой балерины, сподобился написать «хоровую» оперу, хотя хор всегда в опере присутствует. Но в данном случае хор главное действующее лицо, не считая солистов и скромного оркестра. Называется это «Боярыня Морозова» на древне-славянский текст протопопа Аввакума. Мало того, что современный русский язык в опере мало понятен из-за плохой дикции солистов, то на древне-славянском это совершенно не воспринимается. Вообще многие современные оперы можно назвать «рэпом» под симфонический оркестр. Арий нет, одни выкрики. А уж если опус атонален как «Воццек» или «Лулу» Альбана Берга, то эстетически это вещи в себе и не дают слушателю ни лирики, ни кантилены. Помимо вышеназванных творйов назовём и тругих, где «рэп» главенствует. «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева даёт яркий знаменитый марш, окруженный нескончаемым невыразительным месивом остального действия.
«Война и Мир» тоже бы сильно проиграла, если Борис Покровский не настоял на том, чтобы ввести и вальс, ставший шедевром. Ария Кутузова тоже достаточно ярка, но вальс бесподобен. Остальные оперы Сергея Сергеевича скорей примеры графомании («Игрок», «Семён Котко», «Оюручение в монастыре»,»Огненный ангел», позорная «Повесть о настоящем человеке». Так что, господа композиторы, не убегайте слишком вперёд от не поспевающего за вами слушателя, а дайте ему хоть какую-то надежду, что он дорастёт, наконец, до заоблачных эстетических высот, куда вы забрались. Пощадите беднягу, сделайте послабление, и он своим признанием вас вознаградит. Побольше доступных мелодий! Берите пример с итальянской классической оперы, кода публика, покидая зал, напевала запомнившиеся и полюбовавшиеся арии. Между прочим, один русский император посылал провинившихся офицеров вместо гауптвахты на оперу в Большой театр, чтобы помучились. Для сегодняшнего поколения фактически спас оперу и сделал её доступной, это англичанин Эндрю Ллойд Вебер. Его «Иисус-супер звезда»,«Кошки», «Волосы» и «Фантом оперы» всех радуют и делают огромные сборы. Побольше таких «фантомов», господа!
Юрий Маркин.


Рецензии