Нефтемагнаты Нобели -для России и Царицына!

         
       Продолжаем  наше повествование о нефтемагнатах Нобелях и их деяниях в Царицынском Поволжье.

      Скажите, что вызывают в памяти у вас имена мировых богачей, бизнесменов Рокфеллера, Ротшильда? Ну, конечно, это миллионеры. А вот какие добрые дела для людей, связанные с ними, Вам вспоминаются? Не так уж много!
       А что говорит вам Международная Нобелевская премия? Да, учредителем ее был Альфред Нобель, этот динамитный  мировой король, родной брат нефтедобытчика Людвига Нобеля. О жизни и делах которого в Царицыне мы подробно рассказывали ранее.
         Почему же я решил вспомнить об этой великой премии? Да потому что она на десять процентов состояла из прибылей получаемых «Товариществом нефтяного производства братьев Нобель» в России, и во многом  в Царицыне. То есть премия напрямую «подпитывалась» нашим российским «черным золотом».
        Так что же сделали миллионеры Нобели для народа в самом Царицыне и   огромном нефтекомплексе на берегу Волги.

        Итак, знаменитые по Росии Нобелевские городки! Начнем знакомство с документов той далекой поры. Читаем.
       «Нобелевские предприятия по Руси преподносят нам сегодня не только уроки цивилизованного хозяйствования, но и дают ценный опыт заботливого отношения к своим работникам, да в таких размерах и формах, что с трудом верится». А доказательством этому является то, что фирма Нобелей за развитие нефтедела в России получило высшую награду – использование Государственного герба на своих вывесках и рекламе.
       Согласитесь, что сегодняшним компаниям получить такой имидж, совсем не так просто.

       Обгоняя свой век, Нобели создавали по России удобную жилищно-бытовую систему. По стране росли, как грибы поселки из одно- и двухэтажных зданий для семейных служащих и общежития для одиноких.
       Таков был и Нобелевский городок под Царицыном. Работники таких городков питались сытно в столовых, для них имелись библиотеки, биллиардные, хлебопекарни и бани. Для детей были созданы все условия для игр. Представьте себе: наш Нобелевский городок, утопал в зелени нередко фруктовых садов, шумели листвой около 4 тысяч декоративных деревьев, поражали яркие цветочные клумбы, благоухающие кустарники, а рядом струились фонтаны, обитатели дышали здоровым, чистым воздухом.
       А рядом в городе люди изнывали от зноя: Царицын купался в пылище и песке. Этот земной рай нобелевских городков резко отличался от жизни многих рабочих предприятий Царицына.
     Скажите, а сегодня мы можем погулять в городе по яблоневым садам со звонкими фонтанами по Волгограду, как при Нобелях, а ведь они могли бы быть…
 
       Нобели в России сумели организовать и великолепную фирменную систему здравоохранения.
       Она обеспечивалась больницами с койками, медицинским персоналом при заводах. Скорую помощь оказывали бесплатно фельдшерские пункты, действовали аптеки. Но, что представить себе трудно (даже сегодня) – это наличие их фирменных санаториев и домов отдыха. Да, да и это делалось в царской России «миллионерами–кровопийцами». Сотрудники с семьями и ребятишками поправляли здоровье в трех отменных санаториях: в Крыму, на Азовском и Черном море. Лечение в них было бесплатным, а за особо обильное питание брались копеечные суммы.

      Известно, что в Царицыне  действовал санаторий в районе Горной поляны,но... его открыл промышленник и меценат Лапшин,  и это было сделано уже после Нобелей. Это они подавали пример обустройства всего Царицына. За гигиеной и санитарией в городках следили очень строго. Работал бесперебойно свой водопровод с чистой питьевой водой. А в Царицыне его еще не было, только шли нескончаемые дебаты в городской думе о водопроводе, о библиотеке. Посмотрим старинные фотографии тех лет Нобелевского  городка  -  так везде чистота и порядок, тогда как Царицын находится «в крайне печальном состоянии».
      Увы, и сегодняшний Волгоград не может похвалится примерной чистотой и благоустройством. Так и хочется спросить, сегодняшние Нобели - ау,где же вы?!

      Хочется  сказать, что Нобели прекрасно относились к работникам: они строили и содержали за свой счет (!) новые школы, училища. И не было в них никаких поборов с родителей на "нужды" ремонта и содержания учебных заведений. А во время русско-японской войны  семьям солдат, ушедших на фронт с их предприятий, выплачивали половину месячного жалования. По возвращению бывших работников с войны брали их вновь на работу. Пострадавшим от несчастных случаев выплачивали значительные денежные компенсации.   
       Все это я узнал из материалов различных архивов страны, собранных по крохам.

       Знаете ли вы, что предшественниками Международной Нобелевской премии были премии и стипендии, учрежденные Людвигом Нобелем. Это было задолго до всемирной идеи Альфреда Нобеля. Ибо Людвиг Нобель  выделял стипендии и пособии детям сотрудников, которые обучались в гимназиях и вузах. А вот для особо одаренных, Людвиг Нобель  учредил около 20-ти значительных денежных премий.
       А ведь они могли быть и сегодня  в нашем городе-герое, благодаря бы субсидиям, выделяемых на эти цели волгоградскими спонсорами, как бизнесменами, банкирами, депутатами… Но много ли мы знаем таких примеров? К сожалению,  нам известно больше уголовных дел о привлечении таковых  лиц к ответственности за коррупцию, казнокрадство, да мошенничество и хищения. Но это только та нечисть, которую успели схватить за руку.
         А вот  заграничные предприниматели Нобели в России ничем себя не запятнали.

     Более того, их современники писали: «В различных краях России расцветают оазисы - нобелевские промышленно-культурные городки. Всего по империи их уже более 150». Эти нефтяные короли делали многое для своих подданных, рабочих и служащих.
 
       «Все могут короли»? Да, Нобели сколотили в России огромный капитал, но добились они этого в условиях жесточайшей конкуренции, вплоть до применения  промышленного шпионажа. И ныне в мире применяются таковые методы, как и в  те прошлые времена. Нобелевские агенты и доверенные лица, в т.ч. царицынские, были не только в конкурирующих фирмах, но и в крупнейших банках, которые имели сведения о тех или иных компаниях-соперниках.
      Да, что говорить, если даже великий профессор Менделеев выполнял в США роль тайного русского агента по нефтеделу. Хорошо знакомый с Нобелями, он в Царицыне дотошно обследовал их нефтяной комплекс.
      О тайнах нефтяной разведки Нобелей я мог бы рассказать многое. Но обратимся только к одному документу, как  широко Нобели использовали промышленный шпионаж. Например,далекая Уфа…   
   
         Итак, Нобели выбирали город, вырабатывали план вторжения и наносили удар по конкурентам. А именно: поставляли на рынок города крупные партии керосина по самой низкой цене. Зачастую продавали даже ниже себестоимости. Купцы-соперники не могли торговать себе в убыток и, чтобы не прогореть, сворачивали всякую деятельность. А Нобели прибирали разорившиеся фирмы к рукам.
   Подобные схемы именно Нобели довели до совершенства. Нашим предпринимателям эти приемы сегодня, конечно, хорошо известны.

       Людвиг Нобель с берегов Волги пишет брату Альфреду Нобелю длинное письмо, разузнать, как можно больше о бизнесе конкурентов «только без упоминания нашего имени».
       Вот строки письма: «Конкуренты тоже не стоят на месте, так, что идет постоянная борьба, в которой победа достигается не без усилий, и даже победителя могут пощипать».
      Альфред Нобель, сам гениальный финансист, лично прибывает в Царицын, проверяет состояние дел в нефтегородке и находит прибыли весьма значительными. И немудрено.          

       Ныне здание областного краеведческого музея в центре Волгограда – это бывшее здание Волжско-Камского банка.
      Именно здесь в стародавнем Царицыне располагался мощный Волжско-Камский банк. Этот банк как раз поставлял Нобелям секретную информацию о финансовом состоянии своих клиентов, а Нобели решали, иметь с ними дело или нет. Конечно, такой информации не было цены. Неслучайно, что эти нефтяные магнаты так быстро создавали свою империю.
      В личной переписке Нобелей я нашел такое высказывание: «Проклятие всех предприятий, деньги, Людвиг, кажется, выкапывает из-под земли. Как бы то ни было, они, в конце концов, являются, так что  его неутомимый муравейник трудится сутками напролет и на результаты его невозможно смотреть без радости».

         Не всем известно, что миллионер Людвиг Нобель был отцом большого семейства. Этот одержимый нефтемагнат был заботливым и любящим  отцом. И где бы он ни был, в Петербурге, Баку или Царицыне – он всегда находил время писать жене, дочери, взрослым сыновьям пространные, теплые письма.
        Из письма дочери Анне: «Я заложил наш городок в надежде, что мы будем окружены зеленью. Вчера ночью был первый дождь, необходимость в котором чувствовалась уже давно. Особенно воспряли после него астры и левкои. Как я хочу увидеть всех вас здесь». И далее: «Ну вот, какой большой лист исписал, а сказать почти не чего не успел. Прими сердечный привет от своего любящего отца Людвига».
        И еще одно письмо: «Сердечное спасибо сын за чудесную фотографию с изображением маленького Эмиля и тебя. Она мне вдвойне милее оттого, что вы там вместе. Я еще не вставил ее в альбом, потому что хочу иметь под рукой и чаще любоваться на вас».

        Все могут короли, но они равны с простолюдинами перед лицом смерти.   
        Вскоре семья потеряла отца.  И старший сын Людвига, Эммануил, теперь уже русский подданный, стал во главе всей нефтяной империи Нобелей. Онпочти не уступал отцу ни в  таланте руководителя, ни в инженерной интуиции. В 1909 году Товарищество братьев Нобелей уже выходит на мировой уровень, отмечает  свое тридцатилетие, набирает крутые обороты, не ожидая на своем пути всемирной катастрофы. 

        Память о Нобелях и их промышленной империи в России сохранили больше всего дети и внуки тех, кто некогда работал на их предприятиях, в том числе в Царицыне.
        Огромная Нобелевская империя, устоявшая перед натиском конкурентов Ротшильдов и Рокфеллеров, была сметена  бушующей бурей октябрьской революции 1917 года и гражданской войной. Их нефтяное производство было национализировано и успешно работало еще десятки лет, в том числе в Царицыне-Сталинграде. Нобели навсегда покинули Россию. Но глава Нобелевской корпорации Эммануил Нобель каждый год присутствовал  на вручении  Международной Нобелевской премии.

      Сегодня многие государственные деятели России и других стран не остались в стороне и пожелали увековечить память о Нобелях. Так появились памятники, почтовые марки, улицы с новыми названиями и стипендии молодым ученым, посвященные братьям Нобель.  И в Волгограде могла бы быть крупно увековечена память Людвига Нобеля.
      
         Думается, чтобы после цикла наших передач по Волгоградскому ТВ об империи нефтевладельцев Нобелей на Волге,  люди, услышав имя Нобель,    вспомнили не только Альфреда, но прежде всего его брата – Людвига Нобеля, отдавшего всю свою жизнь без остатка на благо процветания  нашего Царицына и России.      


          


Рецензии
Есть исследования историка Пыжикова, где он показывает, что Ротшильды пустили на русский рынок нефти Нобелей, чтобы они готовили революцию. Есть в сети, очень интересно.

Зинаида Федорова   06.01.2020 20:33     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.