Бродяги дхармы 3. Дунгуань и Великая стена

Эпизод 3. Дунгуань и Великая стена

Из Турпана – выехали по пустыне, рассекая Гоби и Такла-Макан по 312 скоростной дороге.

"Впечатления о пустыне: ее можно любить, как море, как звездное небо, как ветер, блеск молний в раскатах грома, - как любую из стихий – безосновательно, самозабвенно и безответно. Такая любовь смертельно опасна" (как пишет Клер). Я пустыню терпеть не могу и мне ничего не угрожает) К ночи добрались до города Дунгуань. Первым делом – фут-массаж. Как же хорошо и дешево тут умеют ступни мять! А больно-то как... как я люблю. Мостовая города, особенно старейшей его части, с иероглифами прямо на плитах – очень тщательно прорисованными. Хочется пройти по этой совсем не тротуарной плитке босиком. Восточный Голливуд прямо, только с ишачками вместо Харлеев)

Дунгуань (Dunhuang) - последний форпост китайской цивилизации. Здесь заканчивалась Великая китайская стена и начинались бескрайние территории Варваров (это мы с вами, если что). Сегодня это типичное синцзяньское захолустье. Утром едва нашли эспрессо в соседствующем с отелем кафе для туристов под открытым небом (разрекламированный «Lonely Planet» Джон’с – "информационное кафе для иностранцев"). Эспрессо поганый, кафе пакостное, как многое, что рекламирует ЛП. Например ресторан «Краман» в Урумчи, составителями отнесен в 10-ку лучших в Китае, что кощунство и издевательство, хотя бы по той причине, что в самом Урумчи есть десятки ресторанов лучше на порядок. Или - разрекламировано проживание в «Рашитс Юртс» на озере Тянь Чи, а это помойка при том, что в 2-х км есть замечательная туристическая база с выбором размещения от юрт до отеля***. Гонит этот LP постоянно. Позже я выяснил почему: они жмутся платить своим авторам и те несут откровенную хрень, частенько потешаясь над скупым работодателем. В печку ЛП! Приличные места, где поесть можно, мы там нашли, но про кофе в Китае можно было забыть (в 2006-м, не забываем!), исключение - крупные международные центры типа Ченьду или Сианя.

Поющие пески (горы Шэньшашань) и источник Полумесяц расположены в 6 км от города Дунхуань. Высота дюн варьирует от 80 до 90 м, они протянулись на расстоянии 40 км с востока на запад и на 20 км с севера на юг. В погожие сухие дни рев песка доносится до города: вблизи – это громкий звук, похожий на вой дракона или раскат грома, издали – удивительная мелодия, напоминающая скорее песню. По мнению китайских специалистов, пение песка – это феномен резонанса. Учитывая высоту дюн, а внизу находится источник Полумесяц, в солнечную погоду вода которого испаряется под прямыми солнечными лучами и создает невидимый щит, - он и становится природным резонатором. Среди частот звуков, вызываемых трением песка, одна, да и совпадет с частотой резонатора. С увеличением звука и вызывается пение песка. Склонные к фантазиям местные жители считают, что под песками поющих дюн укрыт дворец, звуки которого и слышны в Dunhuang. Также существует несколько объяснений загадки источника Полумесяца среди пустыни, которому у подножья дюн не страшны никакие песчаные бури. Вода в нем похожа на яшму.

Одно из объяснений состоит в том, что когда-то здесь проходило старое русло реки Данхэ, которая потом изменила свое течение, и здесь была создана независимая водная система. А так как местность низкая, то подземные воды легко выходят к поверхности и постоянно подпитывают источник. Но почему пески не осыпаются в воду, не заваливают источник? По другой теории, источник возник в результате ветряной эрозии. По свидетельствам даосских монахов, живших рядом с Полумесяцем, когда песок обваливался вниз, он выдувался ветром наверх дюн. Возможно, это и есть причина, почему источник не был погребен в песках.
В пустыне стоят старинные китайские бастионы, похожие на крепости из песка на пляже. Мы полезли на стену одного из них, оказалось - это тюрьма. Едва унесли ноги под свист караульных и неистовый лай собак) Хорошо хоть жопы нам не прострелили. Интересно, что Великая стена в этих краях была из земли) Естественно, в самом Дунхуане ничего от нее не осталось и предприимчивые окрестные крестьяне рьяно взялись за "восстановление". Везде торчат какие-то нелепые кучи говна, которые пытаются выдать за аутентичную архаику. То, что это новодел, видно сразу. 

Самое серьезное впечатление за день: «Великая Китайская Дорога». Вот уж воистину, имея такой народ, можно строить пирамиды! Маленькие, очень маленькие мужчины и женщины на участке более чем 500 км работают на каждом маленьком отрезке. Живут по краям дороги в страшных землянках и времянках, скрытых в ямах (пустыня, песок). Лица у всех спрятаны в платки – одни прорези для глаз. Метлами метут асфальт, лопатами таскают цемент, старательно и деловито: камешек к камешку выкладывают разделительную полосу и обочины. Судя по разноцветным флажкам, водруженным над отдельными кучками землянок и такого же свойства - на малюсеньких тракторах, которыми народ «собирают» на дороге, загружая по 15-20 человек чуть ли не в два-три яруса, строительство и благоустройство дороги имеет форму определенного социалистического соревнования. Масштабы его, как и качество самой дороги поражают воображение. Наверняка, большинство из них осуждены на общественные работы за преступления или члены семей коррупциорнеров из Пекина и Шанхая. Трудовое перевоспитание до сих пор в моде в Поднебесной. Это не российские реалии, где каждая падла в обе руки себе накладывает и домой несет.

Единственное, что мешало ехать на всем отрезке пути: никаких знаков, просто ни единого! Если дорога была перегорожена камнями (самое неприятное: встреча с ними с пригорка, когда влететь можно со всего маху – и обрыв никакой не нужен, чтобы убиться), становилось ясно, что эти каменные знаки суть – объезд. Зачастую приходилось возвращаться не на один километр назад, чтобы выехать на встречную полосу. Первый раз в жизни наблюдали, когда машины, окончательно запутавшись в выборе непрерывающегося отрезка правой – левой полосы, неслись по противоположным полосам в противоположных направлениях. Т.е. мы ехали 120-130 не по своей левой, а нам навстречу – по встречной, правой полосе, неслась группа джипов со скоростью 150-160 км в час. Уау!


Рецензии