Игреневая душа

ВСЕРОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КИНЕМАТОГРАФИИ ИМЕНИ С.А.ГЕРАСИМОВА»

ИГРЕНЕВАЯ ДУША

(ДИПЛОМНЫЙ СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА)
Цаликова Ангелина
МАСТЕРСКАЯ:
В.К. Черных
Л. А. Кожиновой
Ю. И. Рогозина
А. М. Пронина

Факультет Сценарно-киноведческий

Все авторские права защищены


2015 год
НАТ. СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ. ГОРНОЕ ПАСТБИЩЕ. РАННЕЕ УТРО.

Высоко в горах. Четырнадцатилетний худощавый, рыжеволосый ЭРЛАН, припадая на одну ногу, ведёт на пастбище беременную лошадь. Рядом с ним идёт двенадцатилетняя Амина, красивая, черноволосая девочка.
АМИНА
Нас с братом папа в город в цирк возил. Там джигиты такое на лошадях делали!
ЭРЛАН
Какое «такое»?
АМИНА
(разведя руки)
Ну, один вот так стоя на лошади ехал, другой вниз головой галопом туда-сюда, а самый главный даже с закрытыми глазами на полном скаку сквозь горящее кольцо перепрыгнул…

Из-за поворота им навстречу выходят трое сельских мальчишек. Шестнадцатилетний брат Амины Хасан преграждает Эрлану дорогу. Пятнадцатилетний Чермен (Чера) и четырнадцатилетний толстяк Васо обходят Эрлана и становятся слева и справа от него.
ХАСАН
Я не понял, рыжий, сколько раз тебе повторять, к сестре моей не подходи.
ЭРЛАН
Она - мой друг!
ХАСАН
У тебя нет друзей!
Хасан, Васо и Чера принимаются толкать мальчика по кругу. Эрлан пытается отбиваться.
АМИНА
Отстаньте от него!

ХАСАН
Молчи!
АМИНА
Вас трое, а он один! Так нечестно!
ХАСАН
(с азартом)
Нечестно, говоришь? Давай! Один на один.
(Васо и Чере)
Отошли!
Эрлан и Хасан начинают бороться. Эрлан пытается защищаться, но он гораздо слабее Хасана. Захват. Бросок. И Эрлан уже лежит на лопатках в большой куче свежего конского навоза.
ЧЕРМЕН
Фу-у-у!!!
Чермен и Васо смеются. Амина помогает Эрлану встать.
ХАСАН
(Амине)
А ты - быстро пошла домой!
АМИНА
(кивнув на Васо и Черу)
«Шестёрками» своими командуй.
Чермен и Васо перестают смеяться.
ЭРЛАН
Амина, иди, я сам разберусь.

ХАСАН
Уже разобрался. Урод хромоногий.
АМИНА
Это не он урод. Это вы уроды.
С этими словами Амина направляется вниз по склону.
ИНТ. ДОМ ЭРЛАНА. ЛЕТНЯЯ КУХНЯ ПОД НАВЕСОМ. УТРО.
ФАТИМА, красивая черноглазая горянка средних лет, делает сыр. Пряча за спиной большой пучок цветущего зеленного лука, появляется её муж КАЗБЕК.
КАЗБЕК
С кем же ты, горянка, сегодня вечер проводишь?
ФАТИМА
С тобой, горец.
Казбек преподносит ей букет лука.
ФАТИМА
Какая прелесть!
Эрлан возвращается домой весь грязный в порванной майке.
ФАТИМА
Эрланчик, что случилось?
ЭРЛАН
С лошади упал.
Казбек отвешивает Эрлану подзатыльник.
КАЗБЕК
Тебе вещи только купили - всё изорвал! Иди, кукурузу принеси. А то никакой пользы от тебя – один только вред.
Эрлан уходит.
ФАТИМА
Зачем сразу бить? Ему и так больно.
КАЗБЕК
А мне не больно? Не сын, а триста тридцать три несчастья!
НАТ. СКОТНЫЙ ДВОР. УТРО.
Оседлав лопату, Эрлан, представляя себя цирковым наездником, неуклюже прыгает в окружении наблюдающих за ним коз. Заметив зашедшего на скотный двор отца, смутившийся мальчик слезает со своего «коня» и ставит лопату в угол.
КАЗБЕК
(сплюнув с досады)
Тебя только за смертью посылать…
 НАТ. ОГОРОД ЗА ДОМОМ ЭРЛАНА. ДЕНЬ.
Эрлан в огороде с Фатимой, помогает ей подвязывать помидоры.
ФАТИМА
От того, как за растением ухаживаешь, зависит, какие плоды оно даст.
Фатима приподнимает на ладони завязь с помидорами.
ФАТИМА
Смотри, уже завязались. Хороший год должен быть.
Эрлан пристально смотрит на Фатиму.
ФАТИМА
Что так смотришь?
 
ЭРЛАН
Почему я такой?
ФАТИМА
Какой?
ЭРЛАН
Триста тридцать три несчастья, как отец говорит.
ФАТИМА
Это он сгоряча. Не обращай внимания.
(поцеловав сына)
Ты мое счастье. И я люблю тебя больше всего на свете.
ЭРЛАН
(обняв мать)
Я тоже тебя люблю.
ИНТ. ДОМ ЭРЛАНА. ЛЕТНЯЯ КУХНЯ ПОД НАВЕСОМ. УТРО.
Казбек, Фатима и Эрлан обедают.
ЭРЛАН
(робко)
Па, можно я завтра с тобой в город поеду?
КАЗБЕК
Зачем?
ЭРЛАН
Цирк хочу посмотреть.


КАЗБЕК
А лошадь на пастбище сама что ли пойдет?
ФАТИМА
Лошадь я отведу.
КАЗБЕК
Это мужская обязанность.
ФАТИМА
Казбек, он же ребёнок!
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ДЕНЬ.
Атлетически сложенные парни исполняют акробатические трюки на лошадях.
Эрлан – он сидит в первом ряду - наблюдает за представлением, представляет себя одним из наездников: он верхом на коне делает трюк и зал взрывается аплодисментами. На первом ряду – Амина. Она аплодирует стоя.
Вернувшись в реальный мир, Эрлан видит, что представление окончено, джигиты делают поклон и скрываются за кулисами.
НАТ. ГОРОДСКОЙ РЫНОК. ДЕНЬ.
Эрлан возвращается за прилавок с сыром домашнего приготовления и обращается к МАИРБЕКУ (МАИРУ), коренастому сорокалетнему мужчине, торгующему фруктами, овощами и зеленью: 
ЭРЛАН
Дядя Маир, а где отец?
МАИРБЕК
К Андрею пошёл: за аренду договориться надо. Злой, как зебра.
ЭРЛАН
На меня злой?
МАИРБЕК
Да при чём тут ты! Торговля плохая. 3 круга за весь день продал. Реклама нужна. Она, как говорится, двигатель торговли.
ЭРЛАН
 (громко)
Покупаем сыр, не проходим мимА!
Молоко у нас от лучшего скотинА!
Рядом с Эрланом тут же останавливается пожилая покупательница.
ПОКУПАТЕЛЬНИЦА
Сильносоленый?
Эрлан отрезает кусочек сыра, даёт попробовать покупательнице.
ЭРЛАН
Сильно вкусный.
(отрезает кусочек сыра, даёт попробовать покупательнице)
ПОКУПАТЕЛЬНИЦА
Грамм 700 мне взвесь, пожалуйста.
МАИРБЕК
(Эрлану)
А про овощи рекламу можешь придумать?

НАТ. В СЕЛЕ. ВЕЧЕР.
Пробираясь по узким тропам среди небольших скал, вдоль обрыва над рекой, Фатима ведёт лошадь. По краю тропинки ползёт змея. Лошадь пугается, встаёт на дыбы. Фатима пытается её успокоить, но у неё не получается. Фатима оступается и падает в обрыв.
ИНТ. ДОМ ЭРЛАНА. ЛЕТНЯЯ КУХНЯ ПОД НАВЕСОМ. ВЕЧЕР.
Пьяный Казбек со стаканом араки сидит за опустевшим длинным столом, окруженным множеством стульев и табуреток, и смотрит на догорающую церковную свечу, стоящую перед фотографией Фатимы. Эрлан берет одну за другой вымытые тарелки из стопки, вытирает их и убирает в сервант.
КАЗБЕК
Эрлан!
Эрлан подходит к отцу.
КАЗБЕК
Где твоя мать?
Эрлан безмолвно смотрит на отца. Он явно напуган.
Казбек встаёт и резко хватает Эрлана за грудки.
КАЗБЕК
Где твоя мать, я тебя спрашиваю.
Кое-как высвободившись из рук отца, Эрлан выбегает из дома. 
ИНТ. ХЛЕВ. НОЧЬ.
Эрлан ложится на небольшой стог сена и закрывает глаза, из которых текут слёзы.
ТЁМНЫЙ ЭКРАН.
Эрлана будят раскаты грома. С улицы слышится шум дождя. Лошадь мечется по деннику.


ИНТ. ДОМ ЭРЛАНА. ЛЕТНЯЯ КУХНЯ ПОД НАВЕСОМ.  НОЧЬ.
Сидя за столом в полном одиночестве, пьяный Казбек наливает себе еще араки. В комнату вбегает взволнованный и мокрый от дождя Эрлан.
ЭРЛАН
Пап, там с лошадью что-то…
КАЗБЕК
Если эта проклятая кобыла сама не сдохнет, я её собственными руками убью.
ЭРЛАН
А жеребёнок? Он же ни в чём не виноват!
КАЗБЕК
И он мне тоже не нужен… Чёртово отродье…
ЭРЛАН
Он нужен мне: подрастёт – джигитовкой заниматься буду.
КАЗБЕК
Какая тебе джигитовка? Ты ходить нормально не можешь даже!
ЭРЛАН
Папа, пожалуйста. Я в цирке выступать хочу.
КАЗБЕК
Ты, как и я, всю жизнь будешь гнать самогон и коз пасти. Так жил мой отец и деды наши так жили. Понятно тебе?! Если бы не ты и не твой цирк, мать твоя жива была бы…
Эрлан выбегает из дома.
НАТ. ДВОР ЭРЛАНА. НОЧЬ.
Льёт дождь. Задыхаясь от слёз, Эрлан выбегает из дома, поскальзывается и падает в огромную лужу. Его озаряет вспышка молнии.
ИНТ. ХЛЕВ. НОЧЬ.
Лошадь бьётся о деревянные стенки загона.
Промокший до нитки Эрлан, входит в хлев, но зайти в денник к лошади не решается. Рыдая, он сползает по стене и закрывает уши ладонями.
Лошадь падает, не в силах подняться громко ржёт и затихает.
Набравшись решимости, Эрлан заходит в денник и обнаруживает, что лошадь умерла. Сев на корточки рядом с ней, он гладит её по выпуклому боку. Чувствует шевеление - жеребёнок ещё жив. Сняв со стены верёвку, Эрлан привязывает её к ножкам жеребёнка, перекидывает верёвку через дверь денника и пытается вытянуть жеребенка. Он тянет верёвку до тех пор, пока жеребёнок не появляется на свет. Жеребёнок начинает шевелиться, оправляется от пузыря и совсем скоро становится на ножки. Он, то падает, то снова поднимается, путается в своих длинных ногах, похожих на ходули. Затем жеребёнок находит вымя матери и сосёт первое молозиво.
НАТ. ДВОР МАИРБЕКА. НОЧЬ.

Эрлан стучит в окно комнаты Маирбека.
ЭРЛАН
Дядя Маир! Дядя Маир!
Заспанный Маирбек открывает окно.
ЭРЛАН
Помогите мне.

НАТ. РЯДОМ С ДОМОМ ЭРЛАНА. НОЧЬ.
Гроза не утихает. Маирбек с жеребенком на руках и Эрлан выходят со двора Эрлана и останавливаются возле старой «четвёрки» с открытой задней дверью. Маирбек укладывает жеребенка в кабину.
МАИРБЕК
И где ты его держать собираешься?
ЭРЛАН
Сделаю загон в заброшенной штольне.
ИНТ. МАШИНА МАИРБЕКА. НОЧЬ.
Маирбек ведет автомобиль по горной дороге. Эрлан едет на заднем сиденье.
МАИРБЕК
Козье молоко жирное, поэтому его надо разбавлять водой. Ещё куриное яйцо добавляют, чтобы состав молока приблизить к материнскому. Но это в теории. А на практике, я слышал, жеребёнка без матери вырастить невозможно.
ЭРЛАН
Я сделаю всё, что смогу. Он нужен мне.
МАИРБЕК
Ты ему сейчас нужен больше.
ПОЯВЛЯЕТСЯ ТИТР: «2 ГОДА СПУСТЯ».
НАТ. ВОЗЛЕ ОВРАГА. ДЕНЬ.
Повзрослевшая Амина привозит к горному оврагу, превращенному в свалку, тележку с мусором. Её встречает возмужавший Эрлан.
ЭРЛАН
Принесла?
АМИНА
Привезла.
(кивает на тележку)
Покопавшись в тележке, Эрлан вынимает из-под мусора седло, поводья и уздечку.
 АМИНА
Зачем это тебе?
ЭРЛАН
Не могу сказать. Извини.
АМИНА
Если отец узнаёт, он меня убьёт. А ты даже не можешь мне сказать, зачем тебе это понадобилось?!
ЭРЛАН
Не могу. А твоему отцу я всё обязательно верну. Потом.
АМИНА
Ты говорил, мы друзья. А теперь у тебя от меня секреты? 
Слышится топот конских копыт. Из-за скалы появляется всадник, повзрослевший Хасан.
АМИНА
Это мой брат. Прячь седло!
ЭРЛАН
Поздно.
Хасан подъезжает к ним и останавливает коня. 
ХАСАН
(Эрлану)
Сюда иди!
Эрлан с конской амуницией в руках подходит к Хасану.
ХАСАН
Знакомое седло. Нехорошо, сестрёнка, у родного отца воровать.
ЭРЛАН
Это я её попросил.
ХАСАН
(Эрлану)
А с тобой, рыжий, никто не разговаривает пока. С тобой я разберусь, когда она отсюда уйдет.
АМИНА
А я не уйду.
ХАСАН
(сестре)
Ох, влетит тебе, когда отец узнает, что ты из дома снаряжение таскаешь… 
АМИНА
Тебе больше влетит, когда он узнает, что ты куришь.
Раздосадованный Хасан собирается что-то ответить, но крыть ему явно нечем. Он разворачивает лошадь.

ХАСАН
(обернувшись к Эрлану)
Ты мне за это ответишь.
(пришпорив коня, скачет прочь)
АМИНА
(глядя ему вслед)
Кажется, пронесло.
ЭРЛАН
Ты права, у друзей не должно быть секретов.
НАТ. У ВХОДА В ЗАБРОШЕННУЮ ШТОЛЬНЮ. ДЕНЬ.
Поодаль пасутся козы. Эрлан выводит из штольни красивого жеребца. Конь впервые видит Амину и боится её.

ЭРЛАН
Не бойся, Скиф, она друг.
АМИНА
Боже, какой красивый!
ЭРЛАН
О нём никто не знает, даже отец.
Эрлан закрепляет на спине Скифа седло, но запутывается с уздечкой.
АМИНА
(показывая, как правильно надевать уздечку)
Это - вот сюда…
Руки Амины и Эрлана соприкасаются. Он и она встречаются глазами. Амина отводит взгляд и смущенно убирает руку.
ЭРЛАН
Смотри, что я умею.
Он ловко взбирается на Скифа и показывает, чему научился: галопом бегает по кругу, прыгает через невысокие препятствия и заставляет делать поклон.
АМИНА
Классно! Прямо как в цирке!
Закончив импровизированную программу, Эрлан слезает со Скифа и тоже кланяется. Амина смеётся и хлопает в ладоши.
АМИНА
Но как тебе это удалось?
ЭРЛАН
Водил сюда пастись наших коз, а сам тренировался.
АМИНА
А я думала, что с тех пор, как у отца в этих местах волки задрали стадо овец, никто у заброшенной штольни скотину не пасёт…
ЭРЛАН
Только я. К счастью для нас со Скифом. Не бойся, за два года я не встретил здесь ни одного волка. Хочешь, покатаю?
НАТ. ЦВЕТОЧНАЯ ПОЛЯНА. ВЕЧЕР.
Эрлан медленно катает Амину вдоль ущелья - там, где их никто не видит. День близится к закату. Солнце багровым светом заливает холм.

НАТ. У ВХОДА В ЗАБРОШЕННУЮ ШТОЛЬНЮ. ВЕЧЕР.
Вернувшись к штольне верхом на Скифе, Эрлан и Амина видят растерзанных коз Эрлана.
ЭРЛАН
Отец меня прибьёт… 
АМИНА
Может, ему про Скифа рассказать?
ЭРЛАН
Тогда он убьёт Скифа. Или продаст.
ИНТ. ДОМ ЭРЛАНА. ЛЕТНЯЯ КУХНЯ ПОД НАВЕСОМ. ВЕЧЕР.
Разгневанный Казбек сидит за столом вполоборота. Перед ним, глядя в пол, стоит Эрлан.
КАЗБЕК
Я тебе говорил, к штольне коз не водить?
ЭРЛАН
Говорил.
КАЗБЕК
Ты, что совсем дурак, да?
ЭРЛАН
Прости, па.
КАЗБЕК
Прости?! А жить мы теперь на что будем? Новых коз, где возьмём? Лучше б лошадь тебя с обрыва скинула!
Эрлан поднимает на отца глаза, полные обиды и боли.

НАТ. ДВОР АЛИБЕКА. ДЕНЬ.
Алибек, представительный мужчина лет сорока пяти, сидит под навесом и играет в карты с Хасаном.
КАЗБЕК
(за кадром)
Хозяин!
Игроки оборачиваются на голос и видят Казбека.
АЛИБЕК
О, кого я вижу!
(Хасану)
Сынок, иди, погуляй.
Поднявшись из-за стола, Хасан уходит.
АЛИБЕК
(указывая гостю на освободившееся место)
Присаживайся. Слышал про твою беду…
КАЗБЕК
(садится за стол)
Алибек, мне на новых коз деньги нужны. Выручишь, по-соседски?
АЛИБЕК
В долг никому не даю - принцип жизни. Давай лучше сыграем. Как в старые, добрые времена. Вдруг повезёт?


КАЗБЕК
Я Фатиме обещал не играть больше. Да и не на что мне играть…
АЛИБЕК
В долг сыграем.
КАЗБЕК
У тебя же жизненный принцип!
АЛИБЕК
Верно…
(заметив часы на руке Казбека)
А ты часы поставь.
КАЗБЕК
Не могу: мне их Фатима на первую годовщину нашей свадьбы подарила.
АЛИБЕК
Фатимы нет, Царство ей небесное. Коз тоже нет… Решать тебе.
НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА АМИНЫ. ДЕНЬ.
Амина и её ровесница Сабина сидят на лавочке и грызут семечки.
САБИНА
И что ты в этом Эрлане нашла… Он же хромой, рыжий и, к тому же, слабак. Вот твой брат – это я понимаю, мужчина.


АМИНА
Ничего он не слабак! И очень даже симпатичный.
САБИНА
Да чего в нем симпатичного? Вот твой брат симпатичный.
АМИНА
Мой брат – придурок. А Эрлан классный. И крутые трюки на коне умеет делать.
САБИНА
На каком ещё коне? У них козы были, да и тех волки съели…
АМИНА
(спохватившись)
Ой, только это между нами…
САБИНА
Конечно, подруга, я могила.
ИНТ. ДВОР АЛИБЕКА. ДЕНЬ.
Алибек сидит с невеселым видом и наблюдает за тем, как Казбек пересчитывает деньги и убирает их в карман.
КАЗБЕК
Спасибо за игру.
(спохватившись)
Чуть было не забыл.
Казбек берёт со стола часы и надевает на руку.
АЛИБЕК
(перемешивая карты)
Может ещё партеечку?
КАЗБЕК
(довольно)
Пожалуй, воздержусь.
АЛИБЕК
Стареешь. Вот я помню. Совсем другого Казбека, который не бежал с поля боя при первой же возможности.
КАЗБЕК
(возмущенно)
Это я-то бегу!
АЛИБЕК
Ну не я же.
КАЗБЕК
Раздавай!
АЛИБЕК
Опять на часы будешь играть?
Поразмыслив, Казбек достаёт из кармана выигранные деньги и кладёт их на стол.
КАЗБЕК
Ставлю всё.
АЛИБЕК
Узнаю старину, Казбека.
НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА АЛИБЕКА. ДЕНЬ
Сабина и Амина по-прежнему сидят на лавочке.
АМИНА
Сабина, только смотри, не проболтайся. Особенно - своему любимому Хасану.
САБИНА
Не волнуйся, подруга. Я умею хранить чужие тайны.
Из калитки выходит Хасан.
 (Амине)
Иди, тебя мама зовёт.
Поднявшись, Амина скрывается за калиткой. Не обращая внимания на Сабину, Хасан проходит мимо неё.
САБИНА
(ему вслед)
Привет, Хас.
ХАСАН
(даже не обернувшись)
Привет.
Уязвленная таким невниманием, Сабина торопливо выплевывает подсолнечную шелуху и, прихорашиваясь на ходу, устремляется за Хасаном.
САБИНА
(догнав Хасана)
А знаешь, что я узнала про нашего Рыжего?..
Хасан останавливается и вопросительно смотрит на Сабину.
НАТ. ДВОР АЛИБЕКА. ДЕНЬ.
Алибек и Казбек по очереди бросают карты на стол.
АЛИБЕК
(ликуя)
Вот и мне подфартило.
Казбек сидит, словно в оцепенении. Он наблюдает за тем, как Алибек сгребает все лежащие на столе деньги.
АЛИБЕК
(с издёвкой)
Чуть было не забыл, ты ведь играл на всё?
(указывает на часы Казбека)
КАЗБЕК
(снимая часы)
Значит, в долг не дашь?
Казбек кладёт часы на стол. Взяв часы, Алибек прикладывает их к уху.
АЛИБЕК
Почему не дам? На последнюю ставку дам.
НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА АМИНЫ. ДЕНЬ.
Сабина и Хасан стоят на том же месте и разговаривают.
САБИНА
Коня зовут Скиф, и прячет его хромой в заброшенной штольне.
ХАСАН
Так вот зачем ему седло нужно было…
НАТ. ДВОР АЛИБЕКА. ДЕНЬ.
Алибек надевает себе на руку часы Казбека. Довольный собой Алибек, провожает понурого гостя к калитке. Им навстречу идёт Хасан, он останавливается возле отца.
АЛИБЕК
Ты уж извини, сосед, но игра есть игра…
КАЗБЕК
Разбогатею – отдам.
Хасан что-то шепчет Алибеку на ухо – тот удивленно поднимает брови.
АЛИБЕК
(Казбеку)
Вместо денег можешь отдать мне коня.
КАЗБЕК
Какого коня?
АЛИБЕК
Которого твой сын в заброшенной штольне прячет.
НАТ. У ВХОДА В ЗАБРОШЕННУЮ ШТОЛЬНЮ. ДЕНЬ.
Эрлан верхом на Скифе, как ни в чем не бывало, возвращается к заброшенной штольне и слезает с коня. В это время из штольни выходят Казбек, Алибек и Хасан.
АЛИБЕК
Что и требовалось доказать.
Скиф и Эрлан, судя по их реакции, явно не ждали гостей…
КАЗБЕК
(Алибеку)
Забирай.
Алибек кивком велит сыну забрать у Эрлана коня. Но едва Хасан берется за поводья, Скиф встает на дыбы. Оттолкнув Хасана, Эрлан успокаивает лошадь.
ЭРЛАН
Это мой конь. Я его вырастил. И никому его не отдам.
АЛИБЕК
Твой папа мне должен.
ЭРЛАН
(отцу)
Это правда? Ты опять играл?
Казбек утвердительно кивает. У него виноватый вид.
ХАСАН
(Эрлану. С издевкой)
Ему с другими лошадьми веселей будет. А то одному, как-то тоскливо по жизни. Да?
ЭРЛАН
(Алибеку)
Давайте так: если ваш сын проиграет мне забег, вы прощаете долг отцу и возвращаете всё, что он вам проиграл.
ХАСАН
А если выиграю я?
ЭРЛАН
(Алибеку. Даже не взглянув на Хасана)
Тогда Скиф ваш, и я целый год бесплатно работаю у вас на конюшне.
АЛИБЕК
(поразмыслив)
Через час. У моего дома.


НАТ. У ДОМА АЛИБЕКА. ДЕНЬ.

Стоя у ворот в окружении зевак, Эрлан держит Скифа под уздцы. К нему подходит Амина.
АМИНА
Эрлан, прости. Это случайно…у меня просто вырвалось.
ЭРЛАН
Сам виноват. Девчонок нельзя посвящать в свои тайны.
ИНТ. ДОМ ЭРЛАНА. ДЕНЬ
Казбек достаёт из буфета графин с аракой, с полки выпадает семейная фотография: Казбек, Фатима и маленький Эрлан. Казбек наливает араку в стакан и залпом выпивает. Входит Маирбек.
МАИРБЕК
Пойдём, там уже все собрались.
КАЗБЕК
Зачем мне туда идти? Только позориться. У Алибека лучшие в ущелье скакуны. Его сын с пяти лет - в седле. А мой? Триста тридцать три несчастья.
МАИРБЕК
Но ведь он твой сын!
КАЗБНЕК
У тебя своих детей нет - вот и не учи меня, как жить.
Маирбек уходит.
Казбек наливает ещё араки.
НАТ. ВОЗЛЕ ДОМА АЛИБЕКА. ДЕНЬ.
Из ворот на красивом вороном коне выезжает Хасан. Следом за ним выходит Алибек. Эрлан седлает коня.
АЛИБЕК
Условия такие. Объезжаете село по старой заброшенной дороге, доезжаете до большой трассы. Там, на заборе, - красная тряпка. Кто первый сорвёт её и приедет обратно, тот - победитель.
Из калитки робко выглядывает Амина. Эрлан видит её, но быстро отворачивается и сосредотачивается на заезде.
АЛИБЕК
Готовы? На старт, внимание...
У Эрлана запутываются поводья.
ЭРЛАН
Подождите!
АЛИБЕК
Марш!
Эрлан стартует чуть позже, чем Хасан. Толпа гудит и кричит.
АМИНА
(тихо, сама себе)
Давай, давай... ты сможешь.
АЛИБЕК
(Амине)
Сегодня у нас будет новый конь.
Амина ничего не отвечает отцу, вглядывается вдаль.
НАТ. ДОМ ЭРЛАНА. ВЕЧЕР.
Пьяный Казбек сидит за столом, накручивая на руку ремень из толстой, грубой кожи. Входит Эрлан.
Поднявшись ему навстречу, Казбек наотмашь бьет ремнём Эрлана.
ЭРЛАН
За что?
КАЗБЕК
Ты врал мне.
(удар)
Целых два года каждый день воровал из дома молоко, чтобы выкормить это чёртово отродье.
(удар)
Из-за тебя я лишился заработка.
(удар)
Из-за тебя я потерял жену…
(удар)
Уважение соседей…
(удар)
Ты всего меня лишил, а теперь спрашиваешь: «За что?!»
Казбек снова замахивается на Эрлана, но не успевает ударить – тот хватается за ремень. Отец пытается вырвать ремень из руки Эрлана – безрезультатно: сын уже достаточно силен, чтобы за себя постоять. Вынув из кармана проигранные часы Казбека, Эрлан кладет их на стол.


ЭРЛАН
Я выиграл. Ты больше ему ничего не должен.
Выпустив из руки ремень, Эрлан выходит из комнаты.
Эрлан садится на Скифа и уезжает из села.
НАТ. У ДОМА АЛИБЕКА. ВЕЧЕР.
Сабина сидит на скамейке и грызёт семечки. Из-за калитки появляется Амина.
САБИНА
Привет, подруга. Как брат поживает?
АМИНА
Вы с ним друг друга достойны. И ты мне не подруга.
Амина идет прочь. Её нагоняет мальчик с ромашкой в руке.
МАЛЬЧИК
(протягивает Амине цветок)
Эрлан просил передать, что он за тобой вернется.
АМИНА
Он уехал? Куда?
Мальчик пожимает плечами.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ВЕЧЕР.
Поздно вечером Эрлан приезжает к цирковому шатру. Скифа Эрлан оставляет на улице, сам заходит внутрь. В шатре идёт вечерняя тренировка. Аслан (Асик) -24 года, Батраз (Батик) - 20 лет, отрабатывают парную акробатику, Андрей- 19 лет, жонглирует, Дарина - девушка 18 лет, повторяет пластический этюд.
Эрлан проходит к арене и видит Виктора.

ЭРЛАН
Здравствуйте.
ВИКТОР
Добрый вечер.
(джигитам)
Продолжайте.
Виктор подходит к Эрлану.
ЭРЛАН
Я хочу у вас работать.
ВИКТОР
Кем?
ЭРЛАН
Наездником.
Труппа тихо посмеивается.

ВИКТОР
У нас всего 3 лошади и все они заняты.
Эрлан заводит на арену Скифа, все прерывают тренировку и с любопытством наблюдают за происходящим. Виктор впечатлен красотой коня.
ВИКТОР
Очень красивый конь. И что ты умеешь?
Эрлан садится на Скифа и показывает, на что способен.
АСЛАН
(с сарказмом)
Супер-мастер!
Виктор внимательно наблюдает за Эрланом, который готовится к очередному трюку.
ВИКТОР
Достаточно.
Буквально сияя от радости, Эрлан слезает со Скифа и, хромая, подходит к Виктору.
ВИКТОР
Красавца твоего в труппу я принять могу: мне как раз нужен был конь третьей масти. А тебя – нет.
От радости Эрлана не остается и следа.
ЭРЛАН
Почему?
АСЛАН
Не дотягиваешь.
ВИКТОР
Это очень слабые трюки, но ты можешь приходить и заниматься с ребятами.
ЭРЛАН
Я не из города.
ВИКТОР
У родственников остановился?
ЭРЛАН
У меня только папа. Он в селе остался.
ВИКТОР
А ночевать где будешь?
Эрлан пожимает плечами.
ВИКТОР
Так, смотри, у нас сторож увольняется. Если маленькая зарплата не пугает, то с завтрашнего дня можешь жить и работать в сторожке.
ЭРЛАН
Я согласен.
ВИКТОР
(протянув Эрлану руку, представляется)
Виктор.
ЭРЛАН
(во время рукопожатия)
Эрлан.
ВИКТОР
Завтра, Эрлан, я тебе отдам ключи от охранной будки и от ворот. А сегодня, даже не знаю, может в подсобке в конюшне сможешь переночевать.
(отдает Эрлану связку ключей)
А коня твоего как звать?
ВИКТОР
Скиф.
ВИКТОР
Аслан, будешь работать со Скифом.
АСЛАН
Вы собираетесь поставить его в этот номер? Но он почти ничего не умеет!
ВИКТОР
Так, тихо! А ты для чего нужен? Вы должны уметь управлять любым конём.
ДАРИНА
Добро пожаловать в нашу семью, Эрлан.
АСЛАН
Не думаю, что надолго…
ИНТ. КОНЮШНЯ ЦИРКА. НОЧЬ.
ЭРЛАН
(Скифу)
Вот наш новый дом. Это тебе не сырая штольня. Скиф, мы в настоящем цирке, ты представляешь! Ладно, спокойной ночи.
Эрлан закрывает дверь денника и уходит в подсобку.
ИНТ. ЦИРКОКОЙ ШАТЁР. ДЕНЬ.
Идёт репетиция. Эрлан сидит в зрительном зале на первом ряду. Он тихо произносит команды и, что удивительно, Скиф их улавливает. Скиф не поддаётся Аслану, он слушает голос Эрлана. Эрлан тихо смеётся, его это забавляет.
АСЛАН
Это караул!
Аслан бросает поводья и спрыгивает с коня.
Я не хочу с ним работать.

ВИКТОР
(Аслану)
Вернулся! 50 отжиманий и 25 ведер воды для бочек в конюшне.
(Дарине)
Дарина, пройди пока под музыку свои номера.
(всем)
Тоже не сидим, растягиваемся.
Аслан покорно выполняет наказание руководителя.
Эрлан с восхищением смотрит на Дарину, девушка с легкостью делает акробатические трюки в воздухе на кольце.
БАТИК
А где маты?
ИНТ. КОНЮШНЯ ЦИРКА. ВЕЧЕР.
Аслан доливает последнее ведро воды в бочку и замечает, что в подсобке на опилках лежат маты.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ВЕЧЕР.
Аслан заносит маты в шатёр и кидает их на арену.
АСЛАН
Вот, маты мыши погрызли.
ВИКТОР
Кто последний занимался?
БАТИК
Я не знаю.
АНДЕЙ
Не я.
ЭРЛАН
Это я...
ВИКТОР
А зачем ты их туда отнёс?
ЭРЛАН
Я замёрз...
АСЛАН
А нам теперь на рванье тренироваться?
ВИКТОР
Продолжаем тренировку. Андрей, пройди один раз "жонгляж" и вернёмся к лошадям. Завтра мы должны показать этот номер замминистра культуры.
ДАРИНА
Завтра? Но у нас всё сырое.
ВИКТОР
Поэтому собрались и работаем!
Виктор садится на край арены.
ЭРЛАН
С чего мне начать, чтобы научиться делать так, как остальные?
ВИКТОР
Сила. Ты должен тренировать руки и ноги, каждый день, усиленно и сосредоточенно. Джигиту во время выступления помогает каждый мускул.

НАТ. ВХОД НА ТЕРРИТОРИЮ ЦИРКА. УТРО.

Поджав ноги, Эрлан подтягивается на воротах, используя их в качестве турника. Он не замечает Виктора, остановившегося за воротами. Некоторое время Виктор наблюдает за стараниями Эрлана, затем произносит:

ВИКТОР
Доброе утро.
Перестав подтягиваться, Эрлан отпирает калитку и впускает Виктора на обнесенную забором территорию.
 
Виктор вручает Эрлану конверт.
ВИКТОР
Это аванс.
ЭРЛАН
Спасибо.
ВИКТОР
Пойду, коней напою.
ЭРЛАН
(глядя в конверт)
Вы говорили, что зарплата маленькая, а тут - большие деньги… Я напоил уже. И покормил.
ВИКТОР
(опешив)
Что ты сделал?! Большие деньги мы из-за тебя можем потерять, если замминистра приедет, а лошади работать не будут.
ЭРЛАН
Почему не будут?
ВИКТОР
Потому что сытый конь плохо работает.
ЭРЛАН
Извините, я не знал. Мой всегда хорошо работает.
НАТ. ГОРОДСКОЙ РЫНОК. УТРО.
Эрлан подходит к прилавку, за которым торгует Маирбек
МАИРБЕК
Эрлан! Куда ты пропал?
ЭРЛАН
Я в цирке работаю. Как отец?
МАИРБЕК
Как обычно…
(щёлкает себя пальцем по кадыку)
ЭРЛАН
Вот, передайте ему от меня, пожалуйста.
(достав из кармана тысячную купюру, отдает её Маирбеку)
Скажите, у меня всё хорошо.
МАИРБЕК
(с гордостью)
Циркач!
НАТ. ТЕРРИТОРИЯ ЦИРКА. ДЕНЬ.
У входа в шатёр останавливается шикарный автомобиль. Из него выходит Мурат  - замминистра культуры. Его встречает Виктор.
ВИКТОР
Какие люди и без охраны!
По-дружески, за руку, здоровается с Муратом.
ВИКТОР
Мурат, ты извини. Внештатная ситуация. Взяли нового сторожа, а он, по незнанию, взял, да и покормил лошадей с утра пораньше.
МУРАТ
Я, вообще, не понимаю, зачем вам сторож. Что здесь охранять-то?
ВИКТОР
Ну, не скажи. Когда прежний запил, какие-то уроды лошадям гривы подпалили, хорошо хоть не сожгли всё.
МУРАТ
Нечем заняться молодёжи.
ВИКТОР
Пойдём, я тебе покажу, чем наша молодёжь занимается.
Мурат и Виктор входят в шатёр.
НАТ. ДВОР КОНЮШНИ. ДЕНЬ.

Эрлан отжимается от земли в упоре лёжа. К нему подходит Аслан.
АСЛАН
Эрлан, разговор есть.
Эрлан поднимается с земли.

ЭРЛАН
Что?
АСЛАН
Виктор разрешил тебе в нашем номере поучаствовать. Готов?
ЭРЛАН
Конечно, готов!!!
АСЛАН
Тихо, тихо! Не кричи. Смотри, в конце номера, все должны выйти на лошадях, кроме меня. Я отдам тебе твоего коня, а сам выйду и сделаю сальто назад. Ты садишься в седло задом наперед, выезжаешь последним, поднимаешь руку и громко кричишь: «Осссса!!!» Понял?
ЭРЛАН
Ну да.
АСЛАН
Как кричишь?
ЭРЛАН
(чуть слышно)
Оса.
АСЛАН
 (ГРОМКО С ЗАДОРОМ)
Оссса!! А ну?
ЭРЛАН
Оссаа!
АСЛАН
(едва сдерживая смех)
Ай, красавчик!

НАТ. ДВОР КОНЮШНИ. ДЕНЬ.
Эрлан и Скиф наедине.
ЭРЛАН
(Скифу)
Сейчас будет важное выступление. Ты, пожалуйста, слушай Аслана. Знаю, он тебе не нравится, мне он тоже не нравится. Но это наш шанс остаться здесь.
Андрей проходит мимо Эрлана и Скифа со своим конём. Андрей слышит, как Эрлан говорит Скифу: «Мы справимся».
АНДРЕЙ
(констатирует себе под нос)
Ненормальный какой-то…
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
Мурат и Виктор – единственные зрители.
Циркачи показывают "попурри", в котором участвуют все. Сначала выходит Дарина, исполняет акробатические трюки с хула-хупом. Затем Андрей жонглирует горящими факелами. Потом выезжают наездники со своим номером. В какой-то момент к ним подключаются Дарина и Андрей. Аслан - самый ловкий наездник, он исполняет самые сложные трюки, которые вызывают восхищение у Мурата - тот аплодирует.
Виктор горд за свою труппу. После Аслана трюк исполняет Батик, затем Андрей. Наступает момент сольного выхода Аслана. Барабанная дробь. Ему завязывают глаза, он с закрытыми глазами делает один круг по арене. Затем разгоняет коня ещё сильнее и перепрыгивает сквозь горящее кольцо. С чувством собственного превосходства Аслан срывает с себя повязку и делает "комплемент".
Мурат и Виктор аплодируют. Концовка номера. На арену из-за кулис выбегает Аслан делает сальто назад, за ним - Батик, Андрей, Дарина. Секундная пауза - и на арену, сидя в седле задом наперёд с громким азартным криком "Оссаа!" выезжает Эрлан.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ДЕНЬ
МУРАТ
(искренне улыбаясь)
Элемент клоунады?
ВИКТОР 
Можно и так сказать…
(артистам)
Всем спасибо! Лошадей - по денникам, потом - ко мне.
 (Мурату)
Ну как?
МУРАТ
Как всегда, на высоте. Молодцы! Благим делом занимаешься. Это наши корни.
ВИКТОР
Спасибо.
Виктор вопросительно смотрит на Мурата.
МУРАТ
Я поговорю с министром. Думаю, деньги на новый спектакль вам выделят.

ВИКТОР
Я перед тобой в долгу.
МУРАТ
Да перестань. Искусство, как говорится, требует не только жертв, но и пожертвований.
НАТ. ВХОД НА ТЕРРИТОРИЮ ЦИРКА. ДЕНЬ.
Виктор провожает Мурата до ворот, его машина выезжает, сигналит. Виктор делает дружеский жест рукой.

ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ДЕНЬ.

Виктор возвращается в шатер. Его встречает труппа в полном составе.

ВИКТОР 
Эрлан, выйди вперёд!
Эрлан делает несколько шагов вперёд.
ВИКТОР
Что за клоунаду ты устроил?
ЭРЛАН
Но я...
ВИКТОР
Или ты хочешь, чтобы я тебя дальше ворот не пропускал?
ЭРЛАН
Извините.
ВИКТОР
Сегодня ты убираешь все денники и арену.
ЭРЛАН
Хорошо.
ВИКТОР
Остальные свободны!
ИНТ. КОНЮШНЯ ЦИРКА. ВЕЧЕР.
Аслан заходит в денник, где Эрлан уже убрал, специально задевает лопату с лошадиным навозом, так что всё её содержимое высыпается к ногам Эрлана. Довольно улыбаясь, Аслан уходит. Эрлан берёт лопату и снова начинает всё собирать.

НАТ. ВОЗЛЕ ЦИРКОВОГО ШАТРА. ВЕЧЕР.
Аслан и Дарина выходят из шатра. В машине их ждёт Батик.
ДАРИНА
(Аслану)
Это ведь ты всё устроил, да?
АСЛАН
А что, по-моему, смешно получилось.
ДАРИНА
(с презрением)
Что ты за...
АСЛАН
Или тебе рыжий хромой понравился?
ДАРИНА
А может и понравился!
АСЛАН
Тебя что-то не устраивает? Вали к своему хромому.
С этими словами Аслан садится к Батику в машину. Дарина проходит мимо машины.
БАТИК
Дарина, поехали, довезу!
ДАРИНА
Прогуляюсь.
ИНТ. МАШИНА БАТИКА. ВЕЧЕР.
БАТИК
(Аслану)
Опять поругались?
АСЛАН
Да фигня, завтра нормально будет, как обычно.
НАТ. КОНЮШНЯ ЦИРКА. УТРО.
Эрлан находит Дарину в конюшне.
ЭРЛАН
Ты одна?
ДАРИНА
Остальные сейчас подъедут. Сегодня репетиции не будет. На свадьбу работать поедут.
ЭРЛАН
На свадьбу?
ДАРИНА
Ну да. Парни иногда сопровождают свадебные картежи на национальных свадьбах. Хорошая подработка… А вот и они.
В конюшню входят Аслан, Виктор, Андрей и Батик.

ВИКТОР.
Всем привет.
ДАРИНА
Здравствуйте. Я всё подготовила.
ВИКТОР
Умничка.
ЭРЛАН
Красиво наверно, когда на свадьбе кони. Прям, как в старину. Я бы хотел, чтобы на моей свадьбе тоже так было.
АСЛАН
У тебя денег столько нет, чтобы такое себе позволить.
ВИКТОР
А друзья для чего?
(Эрлану)
Как только соберёшься жениться, зови.
(саркастично)
Аслан тебе ещё и сольный номер станцует.
АСЛАН
Ага, бегу и волосы назад.
ВИКТОР
Так, ладно, по коням! Вперёд, джигиты.
Аслан, Батик и Андрей надевают папахи, бурки и с криками ускакивают с территории цирка.
ВИКТОР
Эрлан, можно взять Скифа?

ЭРЛАН
Да, конечно, берите.
ДАРИНА
А зачем четвёртый конь?
Виктор выводит Скифа из денника.
ВИКТОР
А мы как всадники апокалипсиса. Шучу. Я ж пешком за ними не пойду, тоже прокачусь, молодость вспомню, раз уж такая возможность есть.
ВИКТОР
(Скифу)
Ты не капризный? Но-но…
Скиф не двигается с места.
ЭРЛАН
Скиф, ты что? Вперёд, всё хорошо.
Услышав голос хозяина, Скиф идёт вперед.
ВИКТОР
Ну, ничего себе! Первый раз такое вижу. Ладно, помчались.
ДАРИНА
Ждём вас.
ЭРЛАН
До встречи.
Виктор уезжает на Скифе вслед за Батиком, Асланом и Андреем. Эрлан и Дарина остаются наедине. Дарина красит губы яркой помадой.
ДАРИНА
Может, прогуляемся?
ЭРЛАН
Пойдём.
НАТ. РОЩА ВОЗЛЕ ЦИРКА. ДЕНЬ.
Эрлан и Амина гуляют по роще, которая окружает цирк.
ДАРИНА
Свадьба - это классно. В такой день всё только для тебя: белое платье, музыка, родные рядом… Все веселятся… А ты бы какой хотел, чтобы твоя невеста была?
ЭРЛАН
Красивая, смелая, настоящая горянка… На мою мать похожая.
Они спускаются к реке.
 
ДАРИНА
Ты так говоришь, будто она у тебя уже есть!
ЭРЛАН
А она и есть.
Присаживаются на берегу.
ДАРИНА.
Она оттуда, откуда и ты?
ЭРЛАН
Ага.
ДАРИНА
И как же её зовут?
ЭРЛАН
Амина.
ДАРИНА
Ты любишь её?
ЭРЛАН
Не знаю. Наверно, люблю.
ДАРИНА
Смешной. Не знаешь, любишь или нет, а уже жениться собрался.
ЭРЛАН
Ну, я чувствую, что так будет. Ведь я уже выбрал её – значит, женюсь.
ДАРИНА
Ты знаешь, это так важно. Вот я стала замечать, время такое пошло, люди рядом близки до невозможности, но они могут отказаться друг от друга… Чувства уже не имеют смысла. Люди не слушают своё сердце, они обижают друг друга. Причём, специально, словно соревнуются, кто кому больнее сделает…
ЭРЛАН
Но зачем?
ДАРИНА
Если б я знала… Не дорожат друг другом, ведут себя как последние эгоисты.

ДАРИНА
Амина, она никогда не делала тебе больно?
ЭРЛАН
Ну, может, однажды…
ДАРИНА
И ты её простил?
ЭРЛАН
Конечно, простил. Она ведь всегда принимала меня таким, какой я есть. Только она и мама…
ДАРИНА
А отец?
ЭРЛАН
Он нас ненавидит
ДАРИНА
«Нас»?
ЭРЛАН
Мне кажется, мы со Скифом - одно целое. Как будто у нас одна душа на двоих…
ДАРИНА
(с улыбкой)
Одна игреневая душа… Знаешь, я завидую твоей невесте. Ты очень хороший. Ей повезло.
Дарина смотрит Эрлану прямо в глаза, тянется к нему, целует.

ЭРЛАН
Что ты делаешь?
Эрлан вытирает губы, словно ребёнок, которого поцеловали.
ДАРИНА
Ты что никогда не целовался?
ЭРЛАН
Нет.
ДАРИНА
(звонко смеётся)
Инопланетянин.
Эрлан хмурит брови, он не понимает, чем так развеселил девушку. Дарина встаёт с земли.
ДАРИНА
Ладно, раз целоваться не хочешь, пойдём обратно - скоро уже наши приедут.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ВЕЧЕР
Виктор и джигиты возвращаются в цирк. Дарина учит Эрлана крутить хула-хуп. У Эрлана не получается.
ДАРИНА
(смеётся)
Да не так. Дай ещё раз покажу.
ВИКТОР
(ловко спрыгнув со Скифа. Эрлану)
Возвращаю в целости и сохранности.
ЭРЛАН
(Скифу)
Привет, друг.
ВИКТОР
Очень послушный. Всё понимает.
(всем)
Так, коней по денникам и все обратно на арену, поговорить нужно.
ИНТ. КОНЮШНЯ. ВЕЧЕР.
Наездники заводят своих коней в денники, Дарина помогает Эрлану.
АСЛАН
(Эрлану)
И чем же вы тут так долго без нас занимались?
Эрлан собирается что-то ответить, но Дарина опережает его.
ДАРИНА
Учились крутить хула-хуп.
АСЛАН
А почему у рыжего на морде твоя губная помада, а, учительница?
ДАРИНА
(с издевкой)
Тебя что-то не устраивает?
Аслан недобро смотрит на Эрлана – тот испуганно отводит взгляд.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ВЕЧЕР.
Виктор сидит на бортике арены. Андрей и Батик сидят на матах. Дарина в центре своих хула-хупов. В шатёр заходит Аслан.
ВИКТОР
Быстрее, ну!
Аслан садится рядом с Батиком и Андреем. Эрлан садится с краю.
ВИКТОР
Итак, у меня для вас две новости. С какой начать?
АСЛАН
В последнее время наблюдается очевидный дефицит хороших новостей.
(многозначительно смотрит сначала на Дарину, потом на Эрлана)
ВИКТОР
Вы сегодня отлично поработали. За сольный номер нам заплатили двойной гонорар.
Все хлопают и радуются.
АНДРЕЙ
Вторая новость плохая?
ВИКТОР
Вторая новость ещё лучше… Я встретил на свадьбе Мурата. Нам выделяют деньги на костюмы и декорации для нового спектакля!
Все ликуют. Все, кроме Эрлана.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ВЕЧЕР.
Эрлан верхом на Скифе сидит посреди опустевшей арены, в центре которой – кольцо, то самое через которое прыгал Аслан, выполняя свой коронный трюк. Эрлан надевает на глаза повязку. И направляет Скифа к кольцу. У самого кольца конь останавливается и встаёт на дыбы.
ЭРЛАН
Не бойся, у нас всё получится.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
Идёт тренировка. Виктор запрыгивает на бортик арены и несколько раз хлопает в ладоши. Батик выключает музыку.

ВИКТОР
Джигиты!
(отдельно Дарине)
Дамы.
Сегодня - понедельник. Представление состоится в эти выходные.
АНДРЕЙ
Уже?
БАТИК
А почему так быстро?
ВИКТОР
Так нужно. А что вас пугает? Костюмы будут готовы к четвергу. Декорации обещали к среде. Остальное в наших руках, поэтому все силы в кулак, и репетируем. В пятницу сделаем «предпоказ».
Джигиты репетируют номера, парни ловко сменяют друг друга.
Виктор довольно улыбается и сосредоточенно наблюдает за репетицией.

ВИКТОР
Андрей, после номера с джигитовкой сразу - на номер с жонглированием.
АНДРЕЙ
Но я не успею переодеться.
ВИКТОР
Ничего, я отвлеку публику.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ДЕНЬ.
Эрлан внимательно наблюдает за репетицией. Он подходит к Дарине.
ЭРЛАН
(тихо)
Дай мне свой грим.
ДАРИНА
Зачем тебе?
ЭРЛАН
Увидишь.
Дарина даёт Эрлану коробочку с гримом.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
Джигиты продолжают репетировать.
АНДРЕЙ
Нет, я точно не успею.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
Эрлан гримируется под клоуна и выходит на сцену.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
ЭРЛАН
У меня идея.
ВИКТОР
(Эрлану)
Опять ты за своё!
ЭРЛАН
Я могу выйти между номерами, чтобы Андрей успел переодеться. Оденусь в костюм клоуна и буду изображать джигита. У меня и номер уже придуман.
ВИКТОР
Джигит в клоунском наряде? Ну, показывай, что ты там придумал.
Включается весёлая музыка. Эрлан выезжает на сцену, сидя на коне задом наперёд. Затем спускается с него и, хромая, бежит вдоль арены по бортику, Скиф следует за ним.
Сцена наполняется огнями. Репетиция переходит в первое выступление Эрлана на сцене на «предпоказе». Он клоун. Дети от всей души смеются над неуклюжим, хромоногим, рыжим клоуном. Он, то садится в седло задом наперёд, то, как бы случайно, слетает с коня. Скиф подыгрывает Эрлану. Эрлан заканчивает небольшую репризу и заезжает за кулисы.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ВЕЧЕР.
ВИКТОР
Молодец! У тебя получилось рассмешить публику.
АСЛАН
Ну-ну…
Аслан забирает Скифа, резко выхватив поводья у Эрлана.
АСЛАН
(себе под нос)
На большее мы и не способны.
Эрлан стоит за кулисами в костюме клоуна и наблюдает за номером на сцене. Он знает партию каждого из джигитов, он копирует движение рук, наклон туловища. Это видит Дарина.
Поклон. Джигитам аплодируют.
ВИКТОР
(с арены)
Ваши счастливые лица останутся с нами,
Ваши глаза мы будем беречь.
Мы в этот час не прощаемся с вами,
А говорим «До свиданья», «До новых встреч»!
Все артисты делают ещё один поклон и забегают за кулисы.

ВИКТОР
Эрлан, а ты почему не вышел?
ЭРЛАН
А я-то что? Я так просто, помог…
ДАРИНА
Не «просто помог», а теперь ты часть команды.
АНДРЕЙ
Да, кстати, хорошо придумал. Спасибо, выручил.
Батик тянет руку Эрлану.
БАТИК
Держи пять, рыжик!
Аслан кидает недовольный взгляд на Батика.

БАТИК
(Аслану)
А что? Он хорошо выступил.
Эрлан, прихрамывая, идёт вслед за участниками труппы.
НАТ. ГОРОДСКОЙ РЫНОК. УТРО.
Эрлан прибегает к Маирбеку.
ЭРЛАН
Привет, дядя Маир!
МАИРБЕК
О, циркач пришёл! Привет.
ЭРЛАН
Я ещё денег заработал. Передайте отцу, пожалуйста.
Эрлан лезет за деньгами в карман, но Маирбек жестом останавливает его.
МАИРБЕК
Не нужно, Эрлан. Вот, возьми назад - он и ту тысячу брать отказался.
Маирбек возвращает Эрлану тысячную купюру.
ЭРЛАН
А на что же он живёт?
МАИРБЕК
Ну, с голоду умереть мы ему точно не дадим. Ты лучше расскажи, как успехи.
ЭРЛАН
Да что рассказывать? Работаем. У меня теперь сольный номер. Приходите, кстати, завтра ко мне на выступление. А отцу, раз денег не берет, хоть привет передайте.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. НОЧЬ.
Эрлан тренируется. Выполняет более сложные трюки.
Скачет на Скифе с завязанными глазами.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
Артисты одеваются в костюмы. На коней тоже надевают украшения. Дарина наносит яркий макияж.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ДЕНЬ.
Зрители проходят на свои места.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
На арене зажигаются огни. Представление начинается. Дарина выходит с номером воздушной гимнастики. Зрители восхищенно хлопают.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ДЕНЬ.
Между зрителей, к своим местам пробираются Маирбек и Казбек. Мужчины находят свои места и садятся.
МАИРБЕК
(шепотом)
Говорил, опоздаем.
(показывая на Дарину)
Посмотри, какую красоту пропустили.
Дарина делает поклон и забегает за кулисы.
КАЗБЕК
Ох, как будто дети малые. В цирк притащились.

ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ
Начинается зажигательная национальная музыка, на сцену один за другим выскакивают джигиты. Они делают сложные трюки.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
Клоунский костюм Эрлана совсем не сочетается с его сосредоточенным лицом. Ждёт своего выхода.
Джигиты скачут по сцене.

ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ.

МАИРБЕК
(разглядывая джигитов)
Что-то я Эрлана не вижу.
КАЗБЕК
Может, он выдумал всё?
МАИРБЕК
Делать ему больше нечего…
КАЗБЕК
Кто его знает, может…
МАИРБЕК
(перебив его)
Тихо, смотри, давай.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
Вдруг, национальная музыка сменяется на весёлую. Выходят на сцену Эрлан со Скифом.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ДЕНЬ.
МАИРБЕК
А вот и твой сын!

КАЗБЕК
Тихо ты! Хочешь, чтобы на меня все пальцем показывали? Растил джигита, а вырос клоун… Позор…
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
Эрлан замечает Маирбека и отца. Эрлан исполняет свою клоунскую пантомиму, затем неправильно садится в седло и смешно падает с лошади. 
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗРИТЕЛЬНЫЙ ЗАЛ. ДЕНЬ.
Маирбек хлопает Эрлану.
МАИРБЕК
Не сиди как истукан, похлопай хоть.
КАЗБЕК
Чувствовало моё сердце, не надо было сюда идти…
Зрители хлопают Эрлану. Он, довольный, забегает за кулисы.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ВЕЧЕР.
Эрлан подходит к Виктору.
ЭРЛАН
(радостно)
Представляете, в зале - мой отец!
ДАРИНУ
(радуясь за Эрлана)
Вот видишь, а ты говорил, он вас ненавидит.
Аслан резко выхватывает поводья у Эрлана. Дёргает Скифа. Скиф фырчит и останавливается. Аслан сильно бьёт коня.
ЭРЛАН
Не делай так!
АСЛАН
Я лучше знаю, как делать! Не указывай мне!
ЭРЛАН
Он нормально и без этого понимает.
АСЛАН
В отличие от его хозяина. Я сказал, не указывай мне.
Аслан сильно толкает Эрлана так, что тот падает.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
Аслан выскакивает на заключительный номер на арену. Он делает первый трюк, но Скиф капризничает и не выполняет трюк с первого раза. За это Аслана освистывает публика. Аслан делает трюк ещё раз – раздаются жидкие аплодисменты. Аслана сменяет Андрей. Затем выступает Батик. Аслан идёт на следующий трюк, сильно со злостью ударяет Скифа по бокам и Скиф встаёт на дыбы и скидывает с себя наездника. Поднявшись, Аслан запрыгивает в седло и уезжает со сцены.
На сцене поджигают большое металлическое кольцо.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
ВИКТОР
(Аслану)
Закончишь?
Аслан корчится от боли, держась за руку.
АСЛАН
Не смогу. Больно.
Дарина аккуратно закатывает ему рукав, видит, что рука сильно опухла.
АНДРЕЙ
Похоже, перелом.
ВИКТОР
Но мы не можем так закончить.
АНДРЕЙ
(Батику)
Сделаешь трюк?
БАТИК
Я - нет, ты чё!
ЭРЛАН
Я сделаю!
АНДРЕЙ
Что?
ДАРИНА
Он сможет.
ЭРЛАН
Надевай повязку.
Андрей завязывает глаза Эрлану. Звучит барабанная дробь.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
 Эрлан скачет по арене, делает один круг. Перед его глазами Амина, маленький Скиф.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
ДАРИНА
(Подглядывая через кулису, тихо)
Давай.

ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ. ДЕНЬ.
МАИРБЕК
Это Эрлан?
КАЗБЕК
Вроде, похож.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
Ещё один круг. Эрлан пытается сделать трюк, но не совсем готов.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
ВИКТОР
(опустив голову)
Это провал.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ. ДЕНЬ.
Отчаявшись, Казбек прикрывает глаза ладонями. Маирбек внимательно следит за Эрланом.
МАИРБЕК
(сжав кулаки)
Ты сможешь.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. АРЕНА. ДЕНЬ.
Эрлан делает третий круг. Перед его глазами мама – это воспоминания из детства, когда Эрлан только учился ходить. Фатима жестами призывает Эрлана и нежным голосом на родном языке говорит: «Цай ма лапу, с;р;нд;р, цай… рауай ардам, рауай…» (транскрипция: сай мА лапу, шарандар, сай…рауай ардам, рауай) (перевод: Давай мой мальчик, смелей, давай, иди сюда, иди»). Эрлан на всём скаку с завязанными глазами перепрыгивает через горящее кольцо. Зал взрывается аплодисментами.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
Стоя возле кулис, Андрей подпрыгивает от радости.



АНДРЕЙ
Он сделал!
Аслан сидит на полу, придерживая руку.
АСЛАН
(поражено)
Сделал?
Виктор обнимает Дарину.
ВИКТОР
(радостно)
Он сделал!!!
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. В ЗРИТЕЛЬНОМ ЗАЛЕ. ДЕНЬ.
КАЗБЕК
(вскочив с места. Громко)
Это мой сын! Видали, какого я джигита вырастил?!
Эрлан срывает повязку с глаз и с улыбкой на лице и криками «Осса» заскакивает за кулисы.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
Эрлан спускается с коня. Дарина помогает завести Скифа за кулисы.
ДАРИНА
Молодец!
Виктор выталкивает всех обратно на арену.
ВИКТОР
На поклон, на поклон!
Труппа выходит на поклон.
Зрители хлопают. Хлопает Казбек и Маирбек.
Виктор улавливает одобрительный взгляд Мурата и сидящего рядом Министра культуры.
Эрлан щурится от света прожекторов и машет зрителям, точно так, как когда-то в детстве он себе это представлял.
ИНТ. ЦИРКОВОЙ ШАТЁР. ЗА КУЛИСАМИ. ДЕНЬ.
За кулисы заходят Казбек.
МАИРБЕК
Джигит!
Увидев отца, Эрлан явно не понимает, как ему себя вести.
ЭРЛАН
Привет, пап.
Казбек, судя по всему, тоже чувствует себя не в своей тарелке. Набравшись решимости, он обнимает сына.
КАЗБЕК
Прости меня, сынок.
ЭРЛАН
Знаешь, если бы не ты, у меня бы ничего не вышло.
КАЗБЕК
Я горжусь тобой…  И мама бы гордилась…
ПОЯВЛЯЕТСЯ ТИТР: «2 ГОДА СПУСТЯ».
ИНТ. ДВОР АЛИБЕКА. ДЕНЬ.
Алибек сидит во дворе разговаривает по сотовому телефону.
АЛИБЕК
(в трубку, важно)
Нет. Да. Этот конь стоит в два раза дороже!
Во двор вбегает Сабина.
САБИНА
Дядь Алибек!
Алибек строгим жестом велит ей замолчать.
АЛИБЕК
(в трубку)
В общем, это моё последнее слово. Как примите решение, звоните.
Окончив телефонный разговор.
АЛИБЕК
(Сабине)
Не видишь по телефону говорю!
САБИНА
Там Амину забрали.
АЛИБЕК
Как забрали? Кто забрал?
САБИНА
Какие-то люди на конях. Буркой накрыли и увезли.
Входит Хасан. У него заспанный вид.
ХАСАН
Что случилось?
Алибек отвешивает ему подзатыльник.
АЛИБЕК
Сестру твою украли, раззява!



НАТ. ТРАССА. ДЕНЬ.
Счастливые Эрлан и Амина едут на Скифе. Следом скачут Аслан и Андрей, они громко кричат, как джигиты. За наездниками едет Батик на машине и громко сигналит.

КОНЕЦ


Рецензии