Замечательный сосед

Мать моя говорила: «Когда собираешься строить новый дом, то выбирай не место, а - соседей». Так-то оно так, но чаще всего соседей, как и родителей, не выбирают, а как уж получится, как повезет.
…Поселился он, Наиль Фазлыевич, в нашем доме лет эдак десять тому назад. Это был высокий, худощавый, симпатичный мужчина в возрасте немногим более пятидесяти лет. Познакомились. Подружились. И многолетняя наша мужская дружба была крепкой, потому что у нас имелось много общих интересов, и прежде всего – шахматы. Мы с ним регулярно участвовали во всех городских турнирах. И хотя призовых мест не завоевывали – всегда играли с большим удовольствием. Мой друг почти ежедневно по вечерам приходил ко мне, и делясь новостями, мы часа по два - три просиживали с ним за шахматной доской. Я, как более опытный игрок, выигрывал чаще. Но и он нередко наносил мне сокрушительные удары.
А по субботам и воскресеньям мы по утрам на автобусе ехали до третьей школы, а оттуда до шахматного клуба шли пешком. Приходили обычно минут за тридцать-сорок до начала турнира, и в это свободное время играли или в бильярд, или в настольный теннис. В бильярд он играл, конечно же, лучше меня и, как правило, побеждал. Бил кием по шарам не всегда точно, но зато сильно – от всей души. И если шары залетали в лузу, то всегда с треском.
В настольном же теннисе, по сравнению со мной, он был просто дока. Да и познакомил меня с этой игрой и обучил азам именно он. А до этого я не имел ни малейшего понятия о настольном теннисе. Видел, как люди играют, но не более того. Как-то Наиль мне сказал: «Ты сначала подбрось шарик вверх, затем ракеткой стукни его так, чтобы он, ударившись об стол на твоей стороне, лихо и коварно перелетел на сторону противника». Я так и делал, хотя получалось это у меня неважно.
Мой друг был большим эрудитом, участник многих литературных и математических конкурсов, становясь неоднократно их призером и победителем. В большинстве этих соревнований конкурсные задачи мы решали сообща. Кроме того, он не был лишен чувства юмора.
А рыбалка...!
– Слушай, Александрович, а не пора ли нам с тобой съездить на рыбалку, - спросит бывало он меня.
– А почему бы и нет, - отвечал я.
И вот мы уже в пути. С ветерком мчимся на «Ниве» километров 35 по тракту Зея-Тыгда, после чего сворачиваем на проселочную дорогу и едем по ней еще километров десять. За рулем мой друг. По проселочной дороге уже с ветерком не проедешь: то и дело на пути нас встречают рытвины и ухабы. Но Фазлыевич виртуозно ведет машину. Он выделывает за рулем такие выкрутасы, что мне остается только удивляться и восхищаться его мастерством.
Но зато какой вокруг простор! По обе стороны дороги бесконечно тянутся луга вперемешку с перелесками. А на лугах – разноцветный ковер цветов: белых, желтых, голубых. Но настоящим украшением все же являются розово-красные саранки, гордо возвышающиеся над остальными цветами и травами.
Пустыми домой мы никогда не возвращались.
…Но вот уже два года, как друг мой ушел в мир иной. Да, по разным причинам теряем мы друзей: смерть, переезд в другой город. А эти глупые ссоры? Сколько из-за них теряем мы своих хороших друзей! Помириться бы…. Но где там! Гордыня, амбиции –и лучший твой друг потерян. Конечно, мы находим новых друзей. Но старый друг, как говорится, лучше новых двух. Тем более, что с годами новых друзей находить все труднее и труднее. А без друзей жизнь становится неинтересной. Хорошо об этом сказал Расул Гамзатов:

Люди, мы стареем и ветшаем,
И стеченьем наших лет и дней
Легче мы друзей своих теряем,
Обретаем их куда трудней.

Наиль Фазлыевич ушел из жизни в расцвете творческих сил. Жить бы еще ему, да жить. Но коварная болезнь оборвала его жизнь.
Вот такой замечательный сосед однажды поселился в нашем доме. Побольше бы всем нам таких соседей.


Рецензии