Дилемма

В новом году в программе для детей-аутистов было много новых деток, и на удивление много девочек, среди которых обычно аутизм редко встречается.
Одна из них – пятилетняя неговорящая красавица с огромными глазами и очаровательной улыбкой. Она подходит, смотрит прямо в глаза и улыбается. Никто не может удержаться от того, чтобы выразить свое восхищение этой малышке. Кажется, что она знает, насколько она прелестна. Поэтому она невозмутимо говорит долгим взглядом и лёгкой улыбкой: «Да, я прекрасна и я знаю это».

Другая — это что-то!! Ей 8 лет, у нее кроме аутизма также синдром Дауна, но этого почти не видно. Она такая очаровашка. Ее брови как крылья парящей птицы,  два треугольника соединенных вместе над носиком. Я никогда не видела ничего подобного. Несмотря на то, что она довольно пухленькая, она очень быстрая и подвижная. Она соответствует описанию людей с синдромом Дауна в смысле упрямства, хотя я не уверена, чем именно является упрямство. Она просто пытается получить то, что хочет, и очень настойчива в этом. Между настойчивостью и упрямством не очень ясное различие

В первый день, когда она к нам пришла, она хотела сидеть у меня на коленях и хотела, чтобы я проводила с ней много времени. Для первого дня, пока еще не было никакого распорядка, это было нормально. Когда она пришла в следующий раз, она увидела на моих коленях пятилетнюю малышку, поэтому она столкнула ее и влезла сама на мои колени. Это было неприемлемо. Я стряхнула ее с коленей и заставила извиняться перед малышкой. К моему удивлению, она это сделала, и я посадила на колени их обеих – каждую на одно колено. Разве был другой путь? Она была умничкой, она извинилась, должна была быть вознаграждена за хороший поступок и в то же время должна была понять, что далее в программе все не будет делаться по ее правилам.

Позже, ее наставник, молодая женщина, спросила меня: «Она всегда хочет быть с тобой. Почему ты ей нравишься? Скажи мне, что ты делаешь и я тоже так попробую». Обычно работники программы применяют какие-то трюки или техники или используют «поведенческую терапию», которая срабатывает с этим или тем ребенком и потом делятся своими «рецептами» друг с другом. Я ответила: «Ничего особенного я не делаю. Я не знаю.» — Я действительно не знала, что ей ответить. «А ты можешь быть ее наставником, а я возьму твоих мальчиков?» Я знала, что в этом случае история повторится. Один мой мальчик уже сказал мне «Я тебя люблю!», целуя мою куртку, а второй всюду постоянно ходил за мной. И так происходит всегда и везде— где бы я ни работала — с детьми, или взрослыми-аутистами, с умственно неполноценными, с людьми с психиатрическими проблемами — они просто меня почему-то любят и точка.

После вопроса этой молодой женщины я стала думать, почему? Действительно, почему? Что именно я делаю такого, чтобы заслужить их любовь. Есть ли один ответ для всех?

Итак, я решила расследовать это, учитывая, что, в общем, я не очень популярный и привлекательный для людей человек в повседневной жизни. Я очень прямолинейна, борюсь за правду и справедливость, то есть являюсь противоположностью «легкой и добродушно-веселой» привлекательной личности. Эти черты считаются довольно непривлекательными. Я очень логична, постоянна и настойчива (или упряма?) , что считается отсутствием гибкости. И я настаиваю, чтобы вещи были ясными и понятными и это не приветствуется. Я держу свое слово и ожидаю в ответ того же, из-за чего со мной сложно иметь дело. Я обычно полна разнообразных идей и пытаюсь претворить их в жизнь, что вызывает ко мне раздражение, потому что люди не любят перемен и так далее, и тому подобное.

Тем не менее, в мире людей с особыми потребностями эти свойства, вероятно действительно ценные и привлекательные. Потому что я работала в таком большом количестве разных учреждений со столькими детьми и взрослыми с такими разными проблемами и в таких разных ситуациях, и я не делала ничего чтобы завоевать их любовь. Была собой . Использовала только свой здравый смысл и интуицию. И это всегда работает, если и не с самого начала, то, в конце концов, срабатывает. Я нахожу такой правильный подход к человеку, чтобы он сотрудничал со мной добровольно, так как заставлять я не умею.

Это было почти как любовь с первого взгляда. Когда я впервые пришла на собеседование на работу в такую программу и посмотрела вокруг я подумала: «Боже мой! Какой кошмар! Наверно лучше сразу уйти домой». Но потом одна из женщин подошла ко мне и стала рассказывать про свою новую прическу. Она была ей так рада и излучала такое огромное просто настоящее счастье и она так хотела, чтобы я порадовалась ее прическе вместе с ней, что мое упавшее настроение немного приподнялось… и потом подошли другие, и в итоге, к моменту, когда меня, в конце концов, вызвали на собеседование, мое настроение было таким возвышенным, и желание работать там было таким сильным, что интервью было очень коротким и я была немедленно зачислена.

Я не только влюбилась в этот народ, — моя любовь становилась все сильнее и сильнее. Мне хотелось  сделать что-то для тех, кого я так полюбила. Поэтому я создала Тематические Фотокнижки для особенных детей и взрослых. В этой идее три мои страсти слились воедино: любовь к книгам, любовь к фотографии и любовь к особенным детям и взрослым.

К сожалению, с обычными людьми в моей жизни наблюдается совсем другая история. Прямо противоположная. Я прикладывала много усилий, чтобы укоренить и взрастить хорошие чувства к обычным людям, но это не удается. Как только зачаток начинает появляться, что-то всегда происходит, и этот нежный росток погибает.

Когда ко мне на ум пришла идея Тематических Фотокнижек, я испробовала ее с некоторыми детьми и увидела ее потенциал. Тогда  я написала в очень известную программу для детей-аутистов. Я хотела поделиться с ними своим открытием, чтобы они могли попробовать использовать его в своей работе с детьми. В ответе, пришедшем от них, мне было сделано предложение — приехать к ним на трехдневную уцененную платную программу— программу, которая «научит вас перевернуть свою жизнь всего за 3 дня и стать абсолютно счастливым». Уцененное счастье! Я не могла понять, почему они мне это прислали, потому, что я чувствовала себя вполне счастливой с этими своими новыми идеями. …Но, вероятно, они знали, какая печальная история ждет меня впереди с моими Фотокнижками.

Я все еще не могу объяснить, почему мне всегда удаётся добиться прогресса в работе с этими детьми и взрослыми, и что их так во мне привлекает, потому, что они не могут этого объяснить. Большинство тех с которыми я работаю или совсем не умеют говорить или их речь очень ограничена. Поэтому пока я просто пишу свои истории в надежде, что они будут полезны тем, кто хочет научить своего ребенка чему-нибудь новому, кто хочет делать с ним что-то вместе, или просто установить с ребёнком контакт, если он не очень налаживается другими методами. Тематические фотокнижки могут в этим помочь.

У меня обычно просят рецепт-шаблон — один на всех, — но я не могу этого дать. Для меня эти дети настолько разные и их диагнозы для меня ничего не меняют. Я смотрю на человечка и его или её проблемы и пытаюсь изменить ситуацию к лучшему. Вот и всё
Но чтобы помочь этим детям приходиться зависеть от взрослых от которых эти дети зависят. А взрослые уважают диагнозы, кредиты, лайсенсы, проверенные научными исследованиями техники и так далее и ищут в личности то что им нравиться….то есть всё то  чего у меня нет
И получается дилемма!


Рецензии