Человека-легенду палками по яйцам

Оперный тенор,  к которому я пришёл на репетицию,  жил в огромном "сталинском доме".   В просторной прихожей стояло роскошное кожаное кресло перед телевизором.  В нём сидел высокий седой старик.

Тенор представил меня: "Мой пианист - Владимир".

Старик встал навстречу,  протянул мне руку,   но не выпустил мою после рукопожатия,  а пристально глядя мне в глаза сказал с расстановкой:" НА   ПИАНИСТА   ВЫ   НЕ   ПОХОЖИ ..."  Возникла какая-то пауза и мне  почему-то показалось,  что сейчас старик скажет: "Расстрелять!"  Но он вместо этого потерял ко мне интерес и опять уставился в телевизор.

Следующий раз старик со мной не здоровался,  но громко сказал,  глядя в телевизор: "Это - не власть!  Вот когда наша машина ЧК въезжала в переулок - люди от ужаса впрыгивали в окна квартир на первых этажах.  Нас действительно уважали!"


Когда я пришёл в очередной раз,  по телевизору показывали похороны только что умершего тогда Главного Конструктора космических кораблей  СССР - Сергея Павловича Королёва.

Увидев меня дед на  этот раз встал и с возмущением сказал почему-то мне, передразнивая телевизор: "Человек-легенда! Человек-легенда! А я помню,  как это говно висело перед мной без штанов и мы его палками били.  Всё старались по яйцам ему попасть..."

Я спросил тенора: "Дед (отец его жены ВД)- сумасшедший?"

"Нет" - ответил тенор.  "Он - бывший генерал КГБ и действительно выбивал палками нужные признания из Королёва и других врагов народа".


Рецензии
Автор: Валерий МАРКОВ / 07 апреля 2016

С моих детдомовских лет хорошо помню две космические даты. В октябре 1957-го с друзьями-третьеклассниками мы вглядывались в ночное небо. А когда заметили стремительно летящую по темному небосводу яркую точку — радости нашей не было предела. Мы видели первый спутник!

Затем апрель 1961-го. Мне 14 лет. Впереди — окончание семилетки. В тот день наша детдомовская братия в школу не пошла. Вместе с воспитателями мы стояли у радиотарелки, внимая голосу Левитана. Сообщение о полете Юрия Гагарина вызвало бурю эмоций, которые трудно описать словами...

В те дни ни в СССР, ни за рубежом никто не знал, что рождением своим первый в мире искусственный спутник Земли и первый космический корабль с человеком на борту обязаны особо секретному узнику ГУЛАГа, заключенному под номером 1442…
Лубянка—Бутырка—Новочеркасск

…27 июня 1938 года в половине двенадцатого ночи в дверь квартиры Королёвых на Конюшковской улице громко постучали: «Открывайте! НКВД». Пришли двое. Обыск продолжался всю ночь. Во время него жена Сергея Павловича заметила, как один из обыскивающих ловко вытянул из шкатулки на ее туалетном столике малахитовые запонки, подаренные Сергею на свадьбу, но промолчала… Перевернув весь дом, опечатав одну комнату и забрав нужные бумаги, энкавэдэшники увели хозяина с собой.

По прибытии на Лубянку он был помещен во Внутреннюю тюрьму НКВД — для содержания под стражей самых важных «контриков», которых необходимо было изолировать от внешнего мира. Утром 28 июня начался первый допрос, о чем свидетельствует копия протокола, приведенная в книге дочери Сергея Павловича — Наталии Королёвой. Его вел оперуполномоченный, сержант госбезопасности Быков. На первый вопрос, знает ли арестованный о причине ареста, Сергей Павлович сказал просто: «Нет, не знаю». Ответом кроме мата стал смачный плевок в лицо, затем последовал удар сапогом в пах. Потеряв сознание, Королёв извивался какое-то время на полу, потом утих. Очнувшись, он увидел человека в белом халате. Проверив пульс, тот помог ему встать и сказал: «Страшного ничего нет».

Владимир Дунин   20.05.2021 18:16     Заявить о нарушении
После этого следователь сообщил ему, что он будет стоять на «конвейере» до тех пор, пока не подпишет показаний. Сергей Павлович стоял до вечера. Есть и пить не давали, спать не разрешали. Вечером пришел другой следователь — лейтенант госбезопасности Михаил Шестаков. Простояв всю ночь, рано утром допрашиваемый вновь увидел первого палача — сержанта Быкова. Открыв ящик письменного стола, тот демонстративно показал предметы уже «узаконенных методов физического воздействия» — пыточную «мелочь»: резиновые шланги с металлом внутри, плетенки из кабеля со свинцовой изоляцией, бутылочные пробки со вставленными булавками с выходившим наружу жалом для «работы» с ногтями. К счастью, до этого не дошло. Но, упрямо тыкая булавками в живот, он шипел прямо в лицо: «Напишите, кто вас завербовал...»

После краткого диалога, ничего не добившись, следователь в ярости схватил что-то со стола и, подскочив к собеседнику, с хрустом ударил в лицо, сбив с ног.

Очнулся он не скоро, только когда облили холодной водой.

Щека Сергея Павловича прилипла к полу от засыхающей крови. Когда он зашевелился, следователь поднялся из-за стола и, подойдя совсем близко, молча ударил ногой в лицо... Королёв очнулся под утро от укола шприцем. Врач сказал, что надо быть осторожнее: очевидно, он так побился, споткнувшись на лестнице.

Владимир Дунин   20.05.2021 18:18   Заявить о нарушении
Существует легенда, что на именно на этом допросе упрямый арестант получил мощнейший удар в лицо тяжелым графином, в результате этого были сломаны обе челюсти, что роковым образом сказалось на его судьбе значительно позже. Но даже это не заставило Сергея Королёва признать себя виновным. Тогда был применен психологический прием. Следователь заявил, что если он не сознается, то завтра будет арестована его жена, а трехлетнюю дочь отправят в детский дом. В том, что угроза может быть исполнена, сомнений не было. Во имя спасения семьи он решил соглашаться на допросах с любыми самыми абсурдными обвинениями.

Годы спустя журналист Ярослав Голованов отыскал бывшего лейтенанта Шестакова. Но Михаил Николаевич — полковник в отставке, — естественно, «не помнил» Королёва, хотя читал некролог с опубликованной фотографией в газете «Правда»…

Следователя Быкова журналисту разыскать так и не удалось.

Владимир Дунин   20.05.2021 18:19   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.