Филипп благовествует евнуху

(из конспекта разбора по Дн.8:26-40)

Обращению евнуха из Эфиопии, который мог стать проповедником Евангелия в своем народе, Лука уделяет почти столько же внимания, сколько и обращению Самарии. Самаряне считались народом, родственным иудеям, выходит, крещение евнуха было первым обращением настоящего язычника в христианство (похоже, оставшееся неизвестным большинству в иерусалимской церкви — 11:18).

26: А Филиппу Ангел Господень сказал: встань и иди на полдень, на дорогу, идущую из Иерусалима в Газу, на ту, которая пуста

На безлюдную дорогу Филипп вышел из многолюдного общения верующих. Его уход мог выглядеть странно. «Куда ты идешь? Зачем?» Сложно было отвечать на эти вопросы. У меня был такой случай лет 15-17 назад. Я приехал на субботнее молитвенное молодежное собрание, и чем больше приближался к Дому молитвы, тем сильнее испытывал беспокойство. Когда зашел в Дом молитвы, мне стало совсем волнительно. Подошел к одним, к другим, поприветствовался, увидел, что люди пришли, проповедники есть, отошел в сторонку и… пошел на остановку. Сильная к этому тяга была, просто необъяснимая. Как может быть воля Божья в том, чтобы уйти с молитвенного собрания? Но я не мог на нем остаться. На остановке случился разговор с одним парнем о вере в Бога, и продолжался он все время, что шло молитвенное собрание. И, как бывает в таких случаях, я говорил вещи, которыми сам назидался, т.е. я не ожидал таких познаний от себя. Видимо, Бог этим управил. Конечно же, это не правило, это исключение. Общее правило Божьего водительства: идет сейчас богослужение – будь на богослужении, идет разбор – будь на разборе. Пропускаешь – по уважительной причине.

27: Он встал и пошел. И вот, муж Ефиоплянин, евнух, вельможа Кандакии, царицы Ефиопской, хранитель всех сокровищ ее, приезжавший в Иерусалим для поклонения

Возможно, этот евнух был «прозелит праведности» или «прозелит врат». Он был в Иерусалиме не по деловым вопросам и не с туристической поездкой, он приезжал в храм помолиться Богу. В Притчах Соломон советует приобретать мудрость и разум всем имением (Пр.4:7) и купить истину (Пр.23:23). Предлагаю понимать эти слова буквально: за мудрость, за знания надо платить (покупать книги, платить за поездки с целью обучения и т.п.). Евнуху его поездка в Иерусалим наверняка стоила немалых денег, кроме того, ему надо было отпроситься с государственной службы, но все жертвы окупились чудесным образом – Бог послал ему Филиппа, истолкователя книги пророка Исайи и других книг Писания. Тому, кто чем-то жертвует ради поклонения Богу и ради познания Его, Бог выходит навстречу. Нам иногда (или часто) тяжело ради разбора работу оставить, а сколько оставил евнух, министр финансов крупного государства (сегодня в Эфиопии население 90 миллионов человек, в те времена, конечно, поменьше было, но все равно немало).

28: возвращался и, сидя на колеснице своей, читал пророка Исаию

Возможно, евнух также прочитал и о милости Господа к евнухам (Ис.56:3-5; ср. Вт.23:1; см. также Пс.67:32). Этим книга пророка Исайи могла заинтересовать его дополнительно. Большинство людей в древние времена ходили пешком, состоятельные люди ездили верхом и только очень богатые и знатные имели колесницы. Мне нравится то, что в пути евнух читал. Одним из ведущих руководителей государства, очень успешным человеком он стал благодаря определенным привычкам. И одной из этих привычек было – дорожить временем и читать в дороге. Это полезный практический совет для современных христиан: слушайте аудиокниги, если вы за рулем, читайте книги, если вы в автобусе или поезде. И уж подавно, находите время для чтения дома.

30: Филипп подошел и, услышав, что он читает пророка Исаию, сказал: разумеешь ли, что читаешь?

Водительство Божье не исключает активности и инициативы человека. Филипп сделал первые шаги для установления контакта с евнухом: пошел рядом с ним (в других переводах «побежал за ним»), прислушался к чтению и задал вопрос по ситуации.

31 Он сказал: как могу разуметь, если кто не наставит меня? и попросил Филиппа взойти и сесть с ним

Несмотря на свое высокое положение евнух не постеснялся признаться в непонимании пророческого текста. Первый шаг к пониманию, к усвоению того, что тебе непонятно – признать, что тебе это непонятно.

33а: В уничижении Его суд Его совершился

Перевод РБО: «Он унижен был и лишен правосудия». Иисус не добивался справедливости от людей.

33б: Но род Его кто разъяснит? ибо вземлется от земли жизнь Его

Перевод РБО: «И что говорить о потомстве Его, если жизнь Его на земле пресеклась?» Т.е. продвижение учения Иисуса выглядело бесперспективным. Откуда было взяться Его потомству, если Его жизнь так резко и рано закончилась?.. Сила в немощи, победа из поражения. Как раз о потомстве в конце Ис.53 речь и идет.

34: Евнух же сказал Филиппу: прошу тебя [сказать]: о ком пророк говорит это? о себе ли, или о ком другом?

Для изучения Писания мне нужен учитель. Мне надо пригласить его к себе или прийти к нему и начать задавать вопросы (ст.31). Впервые осознанно о поисках учителя я стал думать, когда услышал или прочитал на толдоте, что для изучения Торы не обойтись без трех условий, и одно из них – это учитель. У евреев пословица есть: «Найди себе учителя». Я стал об этом молиться, даже вклеил себе в Библию листик с несколькими основными нуждами, и эта была одной из них. Я молился об этом несколько лет, а потом до меня потихоньку стало доходить, что учитель у меня уже есть – Николай Михайлович Крынец. Тогда я стал переводить наши отношения в плоскость ученичества (они и раньше в ней были, теперь я стал предпринимать сознательные усилия в этом отношении), например, попросил его о встречах раз или два в неделю для разбора «на двоих», плюс звонил ему с вопросами несколько раз в неделю, обычно перед разборами, которые проводил сам. В последние годы разборы мы проводили так. Я заезжал за ним, когда он оканчивал преподавать в школе, вез к себе домой. Там мы вместе обедали. Потом садились за разбор, обычно на 2-3 часа. Разборы я подробно конспектировал. Потом я вез его домой. Второй раз в неделю мы встречались во дворе возле его дома и проводили разбор на одной из лавочек. Кроме того, я досконально знал его недельное расписание: в какой день недели во сколько он выходит из дома на какой автобус и сколько времени проводит в дороге. Поэтому я часто звонил ему, стараясь попадать на то время, когда он в пути, чтобы не отвлекать его, когда он дома или на служениях. Я давал ему свои записи на проработку, иногда по несколько редакций делал с его участием. Почти каждый разговор с ним был для меня равносилен прочтению десятку книжек, буквально так я тогда это и оценивал, такими словами говорил об этом своей жене. У нас и раньше стихийно проходили личные разборы и общение с ним, а когда я стал молиться об учителе, а затем понял, что вот мой шанс, то стал системнее к этому относиться. Когда он умер, в первый же день я помолился о том, чтобы Бог послал мне другого брата на его место, и молился об этом несколько месяцев. В ближайшие недели я попросил у нескольких ответственных за объединения служителей, чтобы они помогли мне в поисках учителя. С этой стороны ответ не пришел. Но пришел с другой, с какой – сейчас не буду рассказывать.

Павел пишет про цепочку из четырех звеньев (на самом деле, у этой цепочки сотни звеньев, но вокруг нас их всегда только несколько): «что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2Тим.2:2). Первое звено передачи учения Иисуса Христа – Павел. Второе – Тимофей, который слышал учение от Павла. Третье – верные люди, которых научит Тимофей. Четвертое – другие, которых обучат верные люди, наученные Тимофеем, который слышал учение от Павла. Если каждый христианин в церкви является рабочим звеном в цепочке такого рода, идущей от апостолов, то поместная церковь будет процветать и расти. Т.е. нормальным является порядок, при котором я имею действующие связи в двух направлениях: меня учат (я активно и в полную силу учусь) и я учу. Если по каким-то причинам работает только одна из связей, например, я только учусь или только учу – это непорядок. Как говорил Конфуций, «кто перестал учиться, должен перестать учить». А Павел говорил, что «судя по времени», определенной группе христиан давно уже было пора стать учителями. Речь идет не о пасторском обучении, просто делись мыслями по Писанию с коллегой, с братом, с соседом, с женой, делай это регулярно, молись об этом – и ты уже будешь учить их Слову Божьему. «Увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете» (1Фес.5:11); «наставляйте друг друга каждый день» (Евр.3:13).

35: Филипп отверз уста свои и, начав от сего Писания, благовествовал ему об Иисусе

Из сопоставления этого стиха с пятым стихом этой главы видно, что центром проповеди Филиппа был Иисус Христос. Полезное наблюдение для проповедников.

36: Между тем, продолжая путь, они приехали к воде; и евнух сказал: вот вода; что препятствует мне креститься?

Баркли пишет, что крещение имело три символических значения: 1) Оно символизировало очищение; 2) Оно символизировало полную перемену. Один миссионер при крещении посылал новообращенных с одного берега реки на другой, как бы показывая этим, что человек пересекает какую-то линию, и жизнь его продолжается в новом мире; 3) Оно означает истинное единение с Христом. Когда человек погружается головой в воду, он как бы умирает с Христом, когда же выходит из воды, он воскресает с Ним (см. об этом Рим.6:1-4).

39: Когда же они вышли из воды, Дух Святый сошел на евнуха, а Филиппа восхитил Ангел Господень, и евнух уже не видел его, и продолжал путь, радуясь

Евнух не был привязан к средству, через которое получил благодать (к Филиппу), но сразу установил связь с источником благодати – с Иисусом Христом. В противном случае исчезновение Филиппа его бы огорчило, ведь он продолжал путь в насквозь пропитанную язычеством страну, совершенно не имея единомышленников. Но он продолжал путь, радуясь, т.е. он не был привязан к человеку.

(Разбор прошел 19.06.2017).


Рецензии