Бакунин Михаил Александрович

                БАКУНИН МИХАИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ
                (1814-1876)
                Идеолог анархизма и народничества


000
Врожденный его скептицизм по отношению к людям сохранил над ним свои права и в области безграничного идеализма.
(П.В. Анненков)
000
Диалектическая его способность, как это часто бывает с диалектиками вообще, не стеснялась в выборе средств для достижения своих целей.
(П.В. Анненков)
000
Ему принадлежит распространение у нас того крайнего, чистейшего и вместе с тем брезгливого идеализма, который с ужасом отворачивался от всякого житейского шума.
(П.В. Анненков)
000
Нигде, может быть, философский романтизм не воплощался в таком сильном, по средствам и дарованиям, представителе, каким был Бакунин.
(П.В. Анненков)
000
Нравственные требования от всякой отдельной личности носили у него характер безграничной строгости: вызов на героические подвиги составлял постоянную и любимую тему всех бесед Бакунина.
(П.В. Анненков)
000
Он был печален, и не случайно, а как-то глубоко, задушевно.
(П.В. Анненков)
000
Отец русского идеализма.
(П.В. Анненков)
000
Отрицатель ныне всех доселе известных форм правления, враг сложившихся окончательно государств, обособившихся национальностей, их общественных преданий и верований.
(П.В. Анненков)
000
Романтический, мистический анархист.
(П.В. Анненков)
000
Бакунин во многом виноват и грешен, но в нем есть нечто, что перевешивает все его недостатки, – это вечно движущееся начало, лежащее в глубине его духа.
(В.Г. Белинский)
000
Бакунин, как ни умен, но он не может заменить Станкевича.
(В.Г. Белинский)
000
Взгляните на этого Кассия, никто не слыхал от него никогда никакой песни, он не запомнил ни одного мотива, ни проронил сроду и случайно никакой ноты. В нем нет внутренней музыки, гармонических сочетаний мысли и души, потребности выразить мягкую, женственную часть человеческой природы.
(В.Г. Белинский)
000
В нем сущность свята, но процессы ее развития и определений дики и нелепы.
(В.Г. Белинский)
000
Он любит идеи, а не людей, хочет властвовать своим авторитетом, а не любить.
(В.Г. Белинский)
000
Он рожден на горе себе и другим.
(В.Г. Белинской)
000
Признаю я в тебе благородную львиную природу, дух могущий и глубокий, необыкновенное движение духа, превосходные дарования, бесконечное чувство, огромный ум; но в то же время  признавал и признаю: чудовищное самолюбие, мелкость в отношениях с друзьями, ребячество, легкость, недостаток задушевности и нежности, высокое мнение о себе насчет других, желание покорять, властвовать, охоту говорить другим правду и отвращение слушать ее от других.
(В.Г. Белинский)
000
Ты – богатое соединение самых прекрасных элементов, которые еще находятся в брожении и требуют большой разработки. Не мертвый абстракт, не логический труп, а олицетворенная философия Спинозы: ты пламенеешь неистощимою любовию к Богу, но Богу как субстанции всего сущего, как к общему, оторванному от частных явлений, и еще никогда не любил ты субъекты и образы индивидуальные. Как в индийском пантеизме живет один Брама, все рождающий и все пожирающий, и частное есть жертва и игрушка Брамы – тени преходящие, так и для тебя идея выше человека, его образ мыслей выше его непосредственности, – и ты приносишь его на жертву  всерождающему и всепожирающему Браме своему.
(В.Г. Белинский) 
000
Это пророк громовержец, но с румянцем на щеках и без пыла в организме.
(В.Г. Белинский)
000
Бакунин – одно из замечательнейших распутий русской жизни.
(А.А. Блок)
000
Гениальный забулдыга.
(А.А. Блок)
000
Займем огня у Бакунина.
(А.А. Блок)
000
О Бакунине можно писать сказку.
(А.А. Блок)
000
Способный к деятельности самой кипучей, Бакунин был вместе с тем ленивый и сырой человек – вечно в поту, с огромным телом, с львиной гривой, с припухшими веками, похожими на собачьи, как часто бывает у русских дворян. В нем уживалась доброта и крайне неудобная в общежитии широта отношений к денежной собственности друзей – с глубоким и холодным эгоизмом.
(А.А. Блок)
000
Бесстрашный и яростный мастер революции.
(Д.Ш. Гаал)
000
Производил впечатление большого корабля без мачт, без руля, двигавшегося по ветру, не зная куда и зачем.
(Н.Н. Ге)
000
Аттила, да и только.
(А.И. Герцен)
000
Бакунин имел много недостатков. Но недостатки его были мелки, а сильные качества – крупны.
(А.И. Герцен)
000
Бакунин обладал великолепной способностью развивать самые абстрактные понятия с ясностью, делавшей их доступными каждому.
(А.И. Герцен)
000
Бакунин – это локомотив, слишком натопленный и вне рельсов – несется без удержу.
(А.И. Герцен)
000
В нем было что-то детское беззлобное и простое, и это придавало ему необычайную прелесть и влекло к нему слабых и сильных, отталкивая одних чопорных мещан.
(А.И. Герцен)
000
Деятельность его, праздность, аппетит и все остальное, как гигантский рост и вечный пот, – все было не по размерам, как он сам; а сам он – исполин с львиной головой, с всколоченной гривой.
(А.И. Герцен)
000
Мастодонт Бакунин.
(А.И. Герцен)
000
Нельзя себе представить, как удушлив Бакунин.
(А.И. Герцен)
000
Он родился быть великим бродягой, великим бездомовником.
(А.И. Герцен)
000
Старая Жанна Д’Арк.
(А.И. Герцен)
000
Талант и дрянной характер.
(А.И. Герцен)
000
Этот человек рожден быть миссионером, пропагандистом, священнослужителем. Вся жизнь его была подчинена лишь одной пропаганде.
(А.И. Герцен)
000
Свирепая личность.
(Ф. Гизо)
000
Зачинатель нашей интеллигенции, патетик и энтузиаст.
(Б.К. Зайцев)
000
Что за человек! Что за человек! В первый день революции это просто клад, а на другой день надобно расстрелять.
(М. Коссидьер)
000
Титан революции, один из пламенных революционеров.
(В.И. Ленин)
000
Бакунин не стеснялся лгать, интриговать и даже шантажировать.
(Ф.М. Лурье)
000
Если в теоретическом отношении он ноль, то как интриган чувствует себя в своей стихии.
(К. Маркс)
000
Он умный и хороший малый, но опасный человек, его надобно держать взаперти.
(Николай I)
000
Наш знаменитый землячок попортил Марксу много крови.
(В.Д. Осипов)
000
Ум в высшей степени спекулятивный, способный проникать во все философские тонкости и отвлечения. Бакунин владел при этом удивительною памятью и диалектическим даром. Перед силой его диалектики все склонялись невольно.
(И.И. Панаев)
000
Молящийся преступник.
(Самооценка)
000
Бакунин любил изображать из себя сточную канаву.
(И.С. Тургенев)
000
Он любил революционное дело, как занятие, как деятельность, более необходимую для его беспокойной натуры, чем насущный хлеб.
(Н.А. Тучкова-Огарева)
000
Гигант с румянцем на всю щеку, густой темной шевелюрой и огненным взглядом.
(А. Труайя)
000
Профессиональный нигилист, ниспровергатель всех традиций, апостол всеобщего разрушения.
(А. Труайя)
000
Он не способен ни к какой выдержанной работе.
(Н.И. Утин)
000
Тщеславный старый ребёнок.
(Н.И. Утин)
000
Только импрессионист Бакунин мог мечтать о всемирном бунте.
(Н.Г. Хвылевый)
000
В моей природе был всегда коренной недостаток:
–  любовь к фантастическому, к необыкновенным, неслыханным приключениям, к предприятиям, открывающим горизонт безграничный, и которых никто не может предвидеть до конца.
Мне становилось и душно и тошно в обыкновенном спокойном кругу. Люди обыкновенно ищут спокойствия и смотрят на него как на высочайшее благо;
–  меня же оно приводило в отчаяние;
–  душа моя находилась в неусыпном волнении, требуя действия, движения и жизни.
Мне следовало бы родиться где-нибудь в американских лесах, между западными колонистами, там, где цивилизация едва расцветает, и где вся жизнь есть:
–  беспрестанная борьба против диких людей,
–  против дикой природы, а не в устроенном гражданском обществе.
А также, если б судьба захотела сделать меня смолоду моряком, я был бы вероятно и теперь - очень порядочным человеком, не думал бы о политике, и не искал других приключений и бурь, кроме морских.
Но судьба не захотела мне того ни другого, и потребность движения и действия осталась во мне неудовлетворенною. Сия потребность, соединившись впоследствии с демократическою экзальтациею, была почти моим единственным двигателем.
Что же касается до последней, то она может быть выражена в немногих словах:
–  любовь к свободе,
–  и неотвратимая ненависть ко всякому притеснению, еще более когда оно падало на других, чем на меня самого.
–  Искать своего счастья в чужом счастье,
–  своего собственного достоинства в достоинстве всех меня окружающих,
–  быть свободным в свободе других:
–  вот вся моя вера, стремление всей моей жизни.
 Я считал священным долгом восставать против всякого притеснения, от¬куда бы оно ни происходило, и на кого бы ни падало.
000
Каким именем назову свою прошедшую жизнь? Растраченная в химерических и бесплодных стремлениях, она кончилась преступлением. Однако я не был ни своекорыстен, ни зол, я горячо любил добро и правду и для них был готов пожертвовать собою; но ложные начала, ложные положения и грешное самолюбие вовлекли меня в преступные заблуждения; а раз вступивши на ложный путь, я уже считал своим долгом и своей честью продолжать его донельзя.
000
Я до тех пор буду оставаться импосэбл персон (невозможной личностью. - англ.), пока все посэбл персонс (сносные личности. - англ.) не перестанут быть таковыми.


Рецензии
С большим интересом читаю Ваши подборки, Владимир, хорошо понимая, какой за ними стоит труд.
С уважением,

Владимир Врубель   19.06.2017 11:23     Заявить о нарушении