Родословная моей семьи

Эпизод воспоминаний Вали о моей маме :-Кто не любил сладостей в детстве.Единственное лакомство ,в то время,были коржики,которые пекала бабушка и хранила в ящике,прикрытом полотенцем.Вале было 2-3 года,подошла к коробке и молча взяла коржик,счастливая и радостная ,подняла глаза ,а над ней стоит моя мама,с ребенком на руках.Струсила ,ожидая наказания, и вдруг тетя улыбаясь кивает головой-одобряя ее поступок.С тех пор Вале на долго запомнилось ,то доброе ,выражение лица моей мамы и она решила,что моя мама-у нее самая лучшая тетя на свете.Никогда не кричала на детей,только укоризненно улыбалась ,как это делали мой папа и бабушка.

Переехав в Донецк(Сталино),мама ,до конца жизни ,оставалась в центре внимания всех родственников.В то время там уже находились тетя Фаня (умерла до 1941 года),с детьми:Вера (1914-   2013            гг.),Полина (1925 -   2009              гг.),Ида  (  1923- 2005                гг.),дядя Лева      (1898- 1968  гг.) с семьей.Ежегодно приезжала бабушка,тетя Сара  (1916-1997 гг.)-мать Фаины  1943 года рождения и Толика  .Однажды собрались в (1934-1935 гг) женщины всех семей:   бабушка,дочери,две невестки.Было все не просто- пересадки,воровство и грабежи пассажиров,однако все были довольны. Получили подарки и приобрели себе обновки-кофточки,юбки,платочки,все ,что невозможно было купить у себя в деревне.

Мои родители были очень дружны и никогда ни по какому поводу не было размолвок.Папа считал недостойным ссориться с женой-моей мамой,так продолжалось и в новой моей семье с Татьяной Михайловной.За все годы ,вплоть до армии,я не слышал в доме громкого слова,брани между ними.Кроме случаев ,по отношению ко мне,моему поведению ,о котором в дальнейшем я горько сожалел и переживал ,за принесенные шрамы на его сердце.Было за что.Это был промежуток,после ухода из жизни мамы и прихода в дом Татьяны Михайловны.

Даже  не возможно себе представить те трудности и лишения,которые прошла мама,за столь короткую жизнь.Какое бы не было железное сердце-перенести погромы,лишиться родителей в молодые годы,постоянный страх за детей и близких родственников.Затем эвакуация в начале войны 1941 года,с двумя детьми,один и которых был не здоров,притом ,в положении мной-Вашего покорного слуги,когда ей в теснейших условиях вагона поезда,следовавшего по дороге в Узбекистан,пришлось меня рожать в Октябре 1941 года.
Подробностей нахождения в Узбекистане не имею,так как –единственная свидетельница происходящего в то время –Валя оставалась в осажденном городе                ,и не находилась с ними.Из рассказов Бориса (1929-1999 гг.),помню ,что ему в  11 лет  приходилось подрабатывать –чинить резиновую обувь-галоши,сапоги.Мама вынуждена была сидеть дома с больным ребенком.Ефим ,в начале ВОВ (войны 1941 года),прибавив себе год, вместе со всей группой студентов Московского энергетического института,пошел ,добровольцем на фронт.И ,практически,я с ним познакомился ,когда мне уже было 3-4 года.Это было  в городе Донецк (Сталино),когда он ,заходя во двор был остановлен  мною и допрошен:”Дядя !А к кому Вы приехали?”.
В дальнейшем он приезжал только в отпуск,в первую очередь ,естественно ,домой,а затем на курорты.


               


Рецензии