Появление человека как фазовый переход

               «Культура не наследуется через гены, она приобретается через обучение от других людей … В некотором смысле, человеческие гены уступили первенство в человеческой эволюции абсолютно новому, небиологическому или надорганическому средству - культуре. Однако не должно забывать, что это средство полностью зависит от человеческого генотипа». Добржанский (Dobzhansky, 1963)
      (Феодосий Григорьевич Добржанский - американский  биолог  русского  происхождения. (Родился 12.01, 1900, Немиров, Подольская губерния. Умер — 18.12 1975, Калифорния, США) — советский и американский генетик русского происхождения, энтомолог, один из основателей синтетической теории эволюции, дальний правнук русского писателя Ф. М. Достоевского.

                Эти  слова  написаны  около  50  лет  назад,  но  до  сего  дня  сохранили  свою  актуальность.  Однако  нуждаются  в  некоторой  корректировке.  Человеческая  эволюция  до  сих  пор  пока  еще  происходит  с  помощью  биологического,  органического  фактора,  человеческого  разума,  локализованного  в  мозгу.  Небиологические  средства  эволюции  в  виде  машинного  разума  пока  ещё  не  вышли  на  первое  место  в  эволюционном  процессе  и  являются  всё  же  только  вспомогательными  её  факторами.
                В  человеческой  эволюции  (социальной  или  культурной  эволюции)  поменялись  некоторые  атрибуты,  изменились  репликаторы,  что  привело  к  изменению  самой  траектории  эволюции  человека.

              ЧЕЛОВЕК  АДАПТИРУЕТСЯ  К  ОКРУЖАЮЩИМ  УСЛОВИЯМ  НЕ  ЗА  СЧЁТ  ИЗМЕНЕНИЯ  СВОЕЙ  МОРФОЛОГИИ,  КАК  ЭТО  ПРОИСХОДИТ  СО  ВСЕМИ  ВИДАМИ  В  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ,  А  ЗА  СЧЁТ  СВОЕГО  РАЗУМА,  ПОЗВОЛИВШЕГО  ИСПОЛЬЗОВАТЬ  ИННОВАЦИОННЫЕ  ПОДХОДЫ, ДЛЯ  СОЗДАНИЯ  НЕОБХОДИМЫХ  АДАПТАЦИЙ.

              Так  как  эта  культурная  эволюция  происходит  на  три  порядка  быстрее   биологической,  то  генетический  фактор  можно  рассматривать  в  качестве  средового  воздействия  на  формирование  фенотипа.

             ПЕРЕХОД  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ  НА  НОВУЮ  ТРАЕКТОРИЮ  МОЖНО  ПРЕДСТАВИТЬ  КАК  ФАЗОВЫЙ  ПЕРЕХОД   В  БИОЛОГИЧЕСКОЙ  ЭВОЛЮЦИИ,  ПРЕВРАТИВШИЙ  ЕЁ  В  КУЛЬТУРНУЮ  ЭВОЛЮЦИЮ  ЧЕЛОВЕКА.

            
               Так  вода,  замерзая  превращается  в  лёд,  совершает  фазовый  переход  и  меняет  при  этом  свои  физические  свойства.

              Культура не  сама  себя  реплицирует,  а  через  посредство  разума, являющегося  биологическим  объектом.   Вот  об  этой  эволюции,  её  принципах,  я  попытался  рассказать  в  книге :  «Социобиология  человека.  МЭМы  новый  взгляд»  2017г.   
              Важно  осознать,  что  культурная  эволюция  это  не  эвфемизм,  а  реальная  эволюция  со  специфическими  атрибутами  и  она  не  может  не  быть  в  каких  то  чертах  аналогична  биологической  эволюции. 
Попытки  применить  для  её  объяснения  дарвинизм (социал дарвинизм) не  имеют  достаточного  обоснования,  поскольку  у  этой  эволюции  другие  репликаторы  и  она  выходит  за  границы  биологической  эволюции.

              Человек  в  результате  культурной  эволюции  получил  некоторое  экологическое  освобождение,  некоторую  свободу  выбора  своего  поведения. Такой   свободы  нет  ни  у  одного  другого  вида. Если  он  выйдет  за  пределы  этой  свободы,  то,  видимо,  погибнет  как  вид,  а  эволюция  продолжится  без  него.
              Механизмы, управляющее человеческими сообществами,механизмы  культуры, далеко не так сильны,  как   биологические. В  пределах  пространства  свободы  поведение  человека  не детерминировано полностью.  Поэтому  возможна  вариабельность  поведения,  которая  невозможна  для  других  видов   в  биологической  эволюции.
              Рабовладельческое общество Ямайки, ярко описанное Орландо Паттерсоном (1967), с точки зрения нравственных норм цивилизованной жизни, было бесспорно нездоровым.
 Образование считалось пустой тратой времени, а от учителей бежали, как от чумы, правовая система была преднамеренно превращена в пародию на то, что можно назвать правосудием,  все формы изысканности, искусств, народных обычаев или отсутствовали или находились в состоянии полного разложения.
               Только малая доля белых людей, монополизировавших почти всю плодородную землю острова, извлекала выгоду из этой системы. И они, обеспечив свое будущее, покинули эту землю, из которой они выжали все, сделав непригодной для проживания, ради того, чтобы обрести комфорт и благоденствие в отчизне». И все же этот гоббесианский мир («война всех против всех» - прим. перев. М.П.) продолжался почти два столетия!
Чего то  мне  это  напоминает,  не  знаю  как  вам?

Но  надо  понимать,  что  время  субъективно  сильно  сжалось  с  тех  пор  -    то,  что  раньше  требовало  столетий,  сегодня  может  произойти  за  несколько  лет.


Рецензии
Виктор,
я не сразу понял то, о чем вы пишете. Проясните, если можно, верны ли тезисы, в которых отражено мое понимание.
1. Человек в настоящее время не меняется на уровне генотипа, т.к. живет в искусственной среде, которую создал, по-сути, для того, чтобы исключить влияние природной среды на отбор. Т.е. социум позволяет выжить и оставить потомство тем, кого прежде природа извела бы на корню.
2. Есть только социальная эволюция, выражающаяся в изменениях в структуре общества, приобретении новых технологических возможностей и изменениях в культуре в самом широком смысле, причем культурные и технологические изменения взаимообусловлены.
3. Социальная эволюция оказалась возможной благодаря особым возможностям мозга, сформированным в ходе эволюции биологической.
Правильно ли я понял?
Меня всегда поражало вот что. Человек сформировался окончательно как вид, вероятно, около сотни тысяч лет назад. Вряд ли кроманьонцы были потенциально глупее нас с вами. Но вплоть до последнего десятка тысяч лет социальная эволюция была чрезвычайно медленной. Почему? Что включило ее? Зачем природе потребовалось создавать такой избыточно функциональный и энергозатратный механизм - мозг человека?
Спасибо.

Алексей Степанов 5   24.10.2017 10:12     Заявить о нарушении
Да, вы правильно поняли, цитируемые тезисы. Только выражение "Для того, чтобы исключить естественный (Дарвиновский надо понимать) отбор" я бы скорректировал немного. Эволюция не делает что-то для того, чтобы....
Она действует по алгоритму "Шаг за шагом", чтобы каждый шаг был приспособительным. А вот куда при этом попадаем это другое дело. Выражение " Для того чтобы" предполагает аличие разума. Эволюция обходится без него.
О скорости соц эволюции. Скорость её это сумма геометрической прогрессии, потому, что по мере накопления знаний, определенный процент напрравляется на инновации, т.е. на ускорение самой культурной эволюции.
А геометрическая прогрессия растет с нуля медленно. Ну вы помните школьную притчу об одном зерне за первую клетку шахматной доски, два зерна за вторую и т.д. Поэтому скорость эволюции никто не переключал, она возрастает естественным путем экспотенциально.
"Зачем природе потребовалось создавать такой избыточно функциональный...?"
На это у меня дан ответ в статье- "ЧЕЛОВЕК АДАПТИРУЕТСЯ К ОКРУЖАЮЩИМ УСЛОВИЯМ НЕ ЗА СЧЁТ ИЗМЕНЕНИЯ СВОЕЙ МОРФОЛОГИИ, КАК ЭТО ПРОИСХОДИТ СО ВСЕМИ ВИДАМИ В БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ, А ЗА СЧЁТ СВОЕГО РАЗУМА, ПОЗВОЛИВШЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ, ДЛЯ СОЗДАНИЯ НЕОБХОДИМЫХ АДАПТАЦИЙ." Добавлю, что благодаря этому человек стал доминирующим видом на планете. А размножение и есть критерий успеха эволюции. В природе тот умный, который хорошо и быстро размножается. Такой вот критерий как медицинский диагноз.

Виктор Ефременко   24.10.2017 11:17   Заявить о нарушении
Виктор, возможно, Вы не совсем точно меня поняли. Я знаю, что у природы нет целеполагания. Но целеполагание есть у человека; всякий (а отчасти и общество) стремится жить так, чтобы естественный отбор его лично не касался. Разумеется, в такой форме никто не смотрит на смысл жизни, но всякий стремится выбрать линию поведения, позволяющую жить долго и счастливо, с многочисленным здоровым потомством.
Впрочем, это беллетристика.
А не может быть так, что крайне медленная культурная эволюция в начале была связана просто с изолированностью групп людей, исключавшей культурный обмен между ними и, как следствие, невозможностью распространения технологических новаций? С ростом же численности процесс пошел по экспоненте: рост численности - увеличение частоты коммуникаций - обмен новациями - рост технологических возможностей - рост ресурсной базы - рост численности населения - и далее по кругу?

Алексей Степанов 5   24.10.2017 11:51   Заявить о нарушении
Второе замечание абсолютно правильное. Добавить нечего. Первый абзац про целеполагание у человека. Его роль во влиянии на траекторию собственного развития сильно преувеличена. Когда мы решаем переплыть на другой берег бурной реки то место выхода на берег определить почти невозможно. У одного сил не хватает, чтоб переплыть, другого вражеская пуля сразила, третий натенулся на корягу, дождался помощи и выжил. Случайность играет большую роль. Недавно шли к коммунизму, да вот недобрались. Но это не американский госдеп виноват.

Виктор Ефременко   24.10.2017 12:22   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.