Изобретения это плачущая совесть специалиста 1

Неожиданная фраза  об изобретательстве, не правда ли? Но я к ним добавлю еще две такие же неожиданные:

Изобретение – это  «выплеск» зудящей  совести  специалиста.
Изобретательство – это один из способов  материализации совести специалиста.

Как мне кажется, эти выражения в полной мере  определяет  причину явления изобретательства, как такового, и как  уникальной возможности профессионального  самовыражения  творческих специалистов  той или иной специальности, занятых производственной деятельностью. Во всяком случае, моей  инженерной деятельности.

У меня есть изобретения, которые появились в результате моего чисто человеческого желания облегчить  труд рабочего на производстве, сделать его более  удобным, более комфортным, более безопасным и  более производительным. Я начинал думать над этой проблемой и находил ее практическое решение. Но есть у меня изобретения, которые появились  в результате моего стыда за то, чем,  рабочие, порой, занимались на моих производственных  участках. Мне, как специалисту  с большим производственным и инженерным опытом, было стыдно за то, что я допустил такое безобразие на производстве.  Хотя никакой моей личной вины в подобном положении дел в цехах заводе не было  -  таков был в те годы  технический уровень  обработки металлов и неметаллов  на заводах страны. И в мире тоже, ибо советские изобретатели, а  также советские  инженеры в те времена   работали на уровне лучших мировых образцов.

Изобретательство – сугубо творческий процесс. Причем, индивидуально творческий процесс. И потому заниматься изобретаться могут лишь особенные,  творчески одаренные  люди. Научить изобретательству  обычного человека невозможно.  Как невозможно научить сочинять мелодии человека, не умеющего музыкального слуха. Для этого надо быть творческим человеком. А люди творческими  рождаются, но не учатся и не воспитываются.

 Однако  начальство никогда не понимало и не понимает этой особенности творческого человека. Зато прекрасно понимал Сталин. Почему, не знаю, но он понимал.  Наверное потому, что не был никогда бизнесменом.  И он знал, что никакой партийный чиновник, даже сверх преданный ему  идеологически,  не сделает того, что сможет сделать обычный, но творчески одаренный человек,  то есть, изобретатель.  Поэтому он никогда не уничтожал технических конструкторов, особенно, в области  вооружения. Наоборот, он создавал им наиболее оптимальные условия для   работы в виде  своих «шаражек». И они делали невозможное.

Начальство несколько раз  прикрепляло ко мне удобных для них специалистов  для того, чтобы я научил их мастерству изобретательства. Написать заявку по готовым материалам я их научил. И то по тем материалам, которые я для них находил. Но научить их  увидеть в собранных  материалах зерно для будущего изобретения, будущей  заявки на предполагаемое изобретение, у  меня не получилось. Эта затея оказалась  бессмысленной.  Бессмысленной  к величайшему сожалению моего начальства.  Ведь человека, не одаренного природой к творческому полету, научить летать   невозможно. Так я объяснял начальству. И начальство отстало от меня. Естественно, что оно всерьез считало,  будто  я нарочно, на  зло  им,  не стал учить присланных ко мне инженеров.

Хотя, если по честному, то один  удачный случай  у меня все-таки получился.   Я тогда работал над плазменно-дуговыми процессами в металлургии, так называемыми, процессами  для плазменно дугового поверхностного  рафинирования слитков легированного проката или процессами ПДРПС, осуществляемыми на специальных вакуумных  установках специальными плазматронами  И мне в помощники дали парня, молодого специалиста, выпускника МИСИСа, неплохого заводского поэта.

Работа была непростая,  длительная, кропотливая, и я ее начал, как всегда, с  детального изучения информационных материалов по данной тематике. Сначала заводская техническая библиотека, затем  всесоюзная  в Москве  и уж  потом, как чуточку определились, то  и патентная  библиотека ВНИИГПЭ.  И ходили мы  везде, и ездили мы вместе. Вместе и материалы смотрели и вместе их обсуждали.  И здесь я вскоре обратил внимание на его своеобразный и даже неожиданный взгляд на проблему ПДРОПС.  Некоторые его выводы мне понравились и я понял, что дело идет к заявке на изобретение. Совместной заявке. И мы ее оформили. Сначала одну, потом другую, а затем и третью. И на все получили потом авторские свидетельства на изобретения.

Затем меня переключили на другую тематику, а он остался на прежней. И вскоре пришел ко мне со своей новой технической идеей по ПДРПС.  Я ее изучил и мне она понравилась. Она была очень даже неожиданной.  И я ему сказал – оформляй заявку на изобретение,  здесь  кое что есть!  Он оформил заявку, я ее подправили чуточку  и вскоре мы получили с ним авторское свидетельство. Но теперь он был  первым автором, а я лишь вторым.  Дальше уже он  пошел  уже сам. И сейчас он является автором почти трех десятков изобретений. Но стихи писать не перестал. Потом у него появилась книга стихов, изданная еще за государственный счет.  Один экземпляр этой  его   книги с его дарственной подписью у меня хранится до сих пор.
***

Так вот, еще немного на эту тему.

Сейчас мало кто из инженеров, имеющих дело с металлообработкой, знает, что такое грат на кромках детали.  Грат является обязательной  составляющей   термической резки металлов, как  разделительной, так  и  поверхностной,   и  представляет собой  застывший  сплав  жидкого  расплавленного металла, перемешанного с  таким же жидким расплавленным  шлаком,  вытекающих из полости реза в процессе резки  и при застывании приваривающихся к нижним кромкам деталей   в виде валиков  высотой  от 2-3  до 6-10 мм  по всей длине реза.

Смесь эта по своим свойствам  была  типа  металлургического «козла»,  появляющегося в печи или в разливных ковшах  при  неожиданных, аварийных прекращениях   металлургического процесса.

Особенно трудно отделяется грат от кромок деталей, вырезанных из легированной стали. Все попытки вырезать детали из листовой стали без грата на кромках оказались безрезультатны в двадцатом веке  как у нас,  так и за рубежом. Безгратовых способов термической резки металлов  в мире не существует. 
Может, пока не существует. И потому  я  здесь не буду  о термической резке металла  в водяной ванне или же о лазерной резке, которые массового промышленного применения не имеют.
 
 А в  тех  видах производства,  где  объемы вырезаемых из  листа  деталей  под последующий передел велики, как, например, в сварочном производстве,  то задача очистки  кромок деталей от грата становится серьезной производственной задачей и время, затраченное на зачистку деталей от грата, входит в норму времени на изготовление деталей  термическими способами резки.
 
 Зачищают детали от грата обычно  вручную,  заостренным концом молотка, выполненного из легированной стали. Для этого деталь укладывают с помощью местных грузоподъемных средств   гратом  вверх на специальный стеллаж   и рабочий обходит ее по периметру, зачищая молотком  ее кромки. И пол цеха на этом рабочем месте обычно к концу смены покрывается толстым слоем полосок грата, которые потом рабочий лопатой  убирает в специальные  короба.

Ближе всего от комнаты мастеров и моей  комнаты в ранге  начальника заготовительного участка    находился специализированный участок по  термическому раскрою  листового металлопроката на   отдельные контурные  деталей  толщиной от десяти до ста миллиметров для  изготовления  сварных металлоконструкций. 

Здесь  было  размещено   несколько  «фланцерезок»  заводской конструкции и несколько  копировальных машин  типа  для резки деталей по  металлическому и  пластиковому копиру.  Напротив этого  участка находилась  механизированная линия для газовой и плазменной резки  деталей из листового проката с помощью портальных машин с программным управлением отечественных типа ПКФ  и французских типа «Логатом».  Сразу же  за линией размещались семивалкововые  вальцы для правки вырезанных из листа  деталей на плоскость.

И, проходя по пролету, я всегда видел рабочих, «тюкающих» молотком, по кромкам деталей, обивающих грат. И мне  всегда было стыдно перед ними за то, что я, инженер, позволяю  им зарабатывать себе на жизнь таким варварским образом. Стыдно, но зато привычно и я старался не обращать на них внимание.

Но однажды случился несчастный случай с рабочим, зачищавшим кромки деталей от грата – кусочек грата попал ему в глаз. Вроде бы в очках он работал, но кусочек отколотого грата все же залетел в его глаз сверху, через ободок очков.
Случай редкий, даже редчайший, но  все же  он случился. Потом, при изучении этого вопроса ОТБ, отделом техники безопасности завода,  засняли на киноленту множество операций по зачистке деталей от грата. – и ничего! В сторону глаз кусочки грата не летели. А вот здесь взял, да полетел!

Судьба была видно у парня такая. Оформили этот случай, как несчастный случай на производстве, издали приказа по заводу, провели у Главного инженера  ряд заседаний специалистов по данной тематике, на одном из которых главный инженер мне прямо сказал:

-- А вам, Виталий Макарович, как нашему инженеру изобретателю, должно быть стыдно за то, что вы до сих пор ухитрились не решить  задачу зачистки грата на  кромках деталей, вырезанных из листового проката.

Ну, сказал так Главный инженер и сказал! Мало ли  чего  начальство на оперативках в сердцах  не выговаривает,  и на все их слова  всерьез обращать внимание?  Право, не стоит!  В  принципе, это действительно так.  Поэтому, слова Главного в мой адрес  надо  в одно ухо впустить, а в  другое выпустить.  И успокоиться. Однако эти слова Главного инженера меня задели всерьез и я решил  заняться  проблемой зачистки деталей от грата после термический резки.

В результате этой работы у меня появились несколько новых  авторских свидетельств, а в  цехе, на заготовительном участке, появилось   несколько видов  специального оборудования для автоматизированной  зачистки кромок деталей от грата.  Техническую суть этих изобретения я здесь раскрывать не буду, потому что она для специалистов. А желающие или любопытствующие  смогут открыть в интернете описание их устройства и работы по их номерам и по их классу.  В  интернете они все есть.

Вот они, эти мои изобретения по механизации процесса удаления грата после термической резки.

1. Авторские свидетельство № 950 510   под названием  «Устройство для удаления грата с плоских деталей после термической резки  размером до 1000х1000 мм.» класса B23k 37/00

2. Авторское свидетельство № 1409 439   «Устройство для удаления грата с плоских деталей после термической резки, имеющих вид полос шириной не менее 100мм» класса B 23k 37/00

3. Авторское свидетельство № 1500 457 «Устройство для удаления деталей после термической резки», имеющих вид полос, не лимитируемой ширины» класса B23 k 37/00

4. Авторское свидетельство № 1549 707 «Устройство для удаления грата с плоских и выпуклых деталей после термической резки» класса B23 k37/00

5. Авторское свидетельство № 1796 396 «Устройство для удаления грата с плоский деталей после термической резки, имеющих форму дисков и фланцев» класса B23k 37/00

6. Авторское свидетельство № 1803 296 «Устройство для удаления грата с плоских деталей после термической резки, имеющих произвольную форму» класса B23k  37/00

И моя инженерная совесть, материализовавшись и получив свое практическое использование по  этой заводской проблеме,  замолкла, чтобы потом, через некоторое время,  возникнуть вновь. Но уже по другим заводским проблемам и с другими своими историями.

PS В царской России в гимназиях был урок стихосложения, на котором учили складывать стихи на заданную тему. Даже экзамен по стихосложению сдавали на оценку. Однако из этих, умеющих слагать стихи гимназистов, поэтов получались единицы. Поэтом надо родиться. Как и изобретателем.
***


Рецензии
Вопрос творческий, однако, нужно хорошо разбираться в тонкостях специализации..!

Луиза Медведева   09.06.2021 23:20     Заявить о нарушении
Все изобретатели являются высокрофессиональными специалистами. И никуда от этого не денешься. Но высокие профессионали могут появиться лишь на современном производстве. По другому не бывает.

Виталий Овчинников   11.06.2021 10:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.