47. Богатые крестьяне

От трудов праведных не нажить палат каменных.
Русская пословица


        К началу моей работы в Жугао производство размещалось на двух площадках в разных производственно-экономических зонах, удаленных друг от друга на изрядное расстояние. До дальних цехов добирались на арендованном легковом автомобиле. Часто, особенно если погода располагала к прогулкам, на работу отправлялись пешком (очень быстро нашли кратчайший путь через китайские улочки, огороды и подходящую дыру в заборе). С широкой городской улицы сворачивали в проход между домами и по узеньким, уже деревенским улочкам, однако с хорошим бетонным покрытием, шли к себе на завод. Пробираясь по ним, мы были невольными свидетелями повседневной китайской жизни: за низенькими и редкими заборчиками жизнь каждого дворика как на ладони. В этом выращивают поросят, а здесь старуха кормит куриц, а в этом сарае хозяин организовал человек на десять швейную мастерскую, в другом дворе несколько мужиков в глубокой яме гасят известь. В отличие от российских улиц, прежде всего, бросалось в глаза отсутствие детей, а вот стариков много.
        Деревня деревней, однако дома все двухэтажные, под прочной черепичной крышей. В связи с этим фактом однажды между нами разгорелся спор: богатые китайцы или нет, если крестьяне имеют двухэтажный дом на семью. Наблюдали, как строят такой дом - залили жиденькую фундаментную ленточку, собрали каркас из железобетона, из не гоже перекрытия и кровлю, по бетону выложили черепицу, а стены возвели в половину кирпича. В России в таком жилище жить невозможно, а построенный по нашим климатическим требованиям дом обошелся бы раз в десять дороже. В результате спора пришли к выводу: наличие двухэтажного дома - не признак богатства семьи.
        За домами на берегу канала возле мостка две козы грызут ветки. На другом берегу до заводского периметра - небольшое поле. Нам, привыкшим к российскому раздолью, трудно понять отношение китайцев к земле. Характерный пример - под опоры электропередач выкопали ямы, на второй день отвалы земли оказались засажены арахисом. Все поля разделены на полоски, крестьяне - частники, каждый выбирает время посева и сорт риса самостоятельно, отсюда разное время созревания и, соответственно, уборки. Однако это не означает, что уборка растягивается на большое время, разница в созревании урожая неделя, две. Убирают рис вручную, но есть и комбайны, в период уборки по дорогам разъезжают грузовички с комбайнами в кузове. Эти комбайны вначале вызывали у нас смех. Что за комбайн с захватом жатки один метр - игрушка! Но при здравом рассуждении пришли к выводу, что для данной местности это лучший вариант. Некоторые крестьяне для уборки нанимают технику, но большинство, как тысячу лет назад, убирают урожай вручную. Сжатый рис обмолачивают деревянными цепами, а особенно умные рассыпают снопы прямо на сельской улице перед домом, проходящие машины и пешеходы молотят зерно колесами и ногами, как это было сто лет назад, когда вместо машин были проходящие мимо лошади и повозки.
        Частенько на пути, в самых неожиданных местах, попадались вертикально торчащие из земли могильные плиты. Всех умерших китайцы кремируют, а поскольку кладбищ нет, каждый пристраивает прах родни в удобном для него месте, часто на задах своего дома. Соседство могильных памятников рядом с мусорными кучами ни у кого не вызывает удивления.
        Я уже упоминал, что вся земля в Китае с давних времен принадлежит государству, но ее можно взять в аренду. Такой порядок дает право государству распоряжаться землей и производить ее изъятие для любых целей в любое время. Однажды по дороге на работу мы наблюдали интересную картину. Прямо по крестьянским полям двигался бульдозер, сгребая землю вместе с межами и посевами, по бокам трактора несколько полицейских, чуть в стороне небольшая группа возмущенных крестьян. Они размахивали самодельными плакатами и что-то кричали. Через месяц на этом месте пролегла широкая городская улица, с замечательным асфальтовым покрытием, широкими тротуарами, газонами со взрослыми деревьями, системой ливневой канализации и хорошим уличным освещением. Уже через два месяца вдоль новой улицы начали возводить заводские корпуса и высотные здания. Я полагаю, крестьяне получили за свои посевы какую-то компенсацию, другое дело, что они, возможно, рассчитывали на большее и пытались протестовать, но разве против бульдозера попрешь!

________
        Маглев
        Шанхайский маглев - первая в мире коммерческая железнодорожная линия на магнитном подвесе. Соединяет станцию шанхайского метро «Лунъян Лу» с международным аэропортом Пудун и преодолевает расстояние 30 км приблизительно за 7 мин. 20 сек., разгоняясь до скорости 431 км/ч и удерживаясь на ней в течение примерно 1,5 мин. Строилась немецкой компанией Transrapid в 2001-2003 годах, введена в эксплуатацию 1 января 2004 года. Является небывалым по стоимости проектом (10 млрд юаней). Значительная часть трассы проложена по заболоченной местности. Каждая опора эстакады располагается на бетонной подушке, установленной на скальном основании. В некоторых местах толщина этой подушки достигает 85 метров. Цена билета - 50 юаней (примерно 7,5 долларов).


Следующая глава
http://www.proza.ru/2017/06/19/959

Предыдущая глава
http://www.proza.ru/2017/06/19/940

В начало
http://www.proza.ru/2017/03/10/1314


Рецензии