52. Дорожные нравы

– Сяо Луо, я могу, находясь в Китае, не видеть людей?
– Да, давай завяжу глаза.
Из разговора с переводчицей


        Я уже рассказывал о замечательных китайских автострадах, но конец осени и зима в провинции Цзянсу - очень сложное время, несмотря на то что средняя зимняя температура +4 градуса. Туман, гололед и снег - причина закрытия дороги. Портал перекрывается, движение замирает, и многокилометровые очереди долго ждут перемены погоды.
        В Китае иначе нельзя. Китайцы настолько стремительно пересели с велосипеда на мотоцикл, а с мотоцикла на автомобиль, что ведут себя на дороге как велосипедисты вне зависимости от того, чем управляют. На междугородную автостраду в любую погоду не могут попасть мотоциклы, трактора, велосипеды и пешеходы. Но в небольших городах и населенных пунктах, где представлены все движущиеся средства Китая, езда по силам только самим китайцам! Первое впечатление, что все одновременно сошли с ума. Представьте картину: грузовики, легковые автомобили, мотоциклы разных марок, мотороллеры, велосипеды и пешеходы одновременно начинают двигаться в разных направлениях. Машины сигналят непрерывно. Задаю вопрос своему водителю китайцу: «Почему едем по встречной?» Ответ: «Так машин меньше!»
        А вот что однажды случилось с нами в городе Юхуань. Подъезжаем к нерегулируемому перекрестку, за рулем нашей машины местный водитель. Навстречу движется легковушка, медленно съезжаемся бампер в бампер. С боков упираются в нас грузовик и автобус. Оставшееся пространство быстро цементируется мотоциклами и пешеходами. Все! Кажется, что эта пробка навсегда! Но нет! Из одной машины выскакивает какой-то китаец и начинает регулировать движение. Медленно вся эта каша начинает шевелиться, и через 15 минут движение восстанавливается. Теперь вопрос: зачем было съезжаться лоб в лоб???
        Картинки с Жугавской улицы:
        ; Четыре мотороллера в ряд не спеша движутся по улице, не реагируя на сигналы автомобилей у себя за спиной. Это рабочие, увлеченные беседой, едут домой со смены.
        ; На велосипеде с кузовом везут металлическую раму размером три на четыре метра. А толкает велосипед, упершись ногой в эту раму, мотоциклист.
        ; На багажнике мчащегося мотоцикла по бокам висят плетеные корзины: в одной - коза, из другой выглядывает ребенок.
        ; Доски в грузовик нагружены, как сено со свесом, и затянуты веревками.
        ; Молодой китаец везет стальной уголок длиной три метра, ничего особенного, если бы уголок не лежал поперек мотороллера.
        ; На проезжей части трактор с опрокинутой телегой, причина аварии - груз, наваленный в телегу выше всяких разумных пределов.
        Сами китайцы начисто лишены того, что мы называем опаской. Лезут под колеса, будто у них 3 жизни. Естественно, много дорожных происшествий. Скорости небольшие, травмы - в основном синяки и содранная кожа, реже переломы.
        В больших городах дорожное движение более цивилизованное. Хотя в Шанхае я наблюдал картину, когда причиной длинной пробки стал скейтбордист: парень не спеша катил по центру неширокой улицы, а за ним терпеливо «тащилась» вереница легковых автомобилей.
        Страна меняется удивительно быстро, и через каких-нибудь двадцать лет отношения на китайской улице придут в соответствие с замечательными дорогами и автомобилями.


Следующая глава
http://www.proza.ru/2017/06/19/982

Предыдущая глава
http://www.proza.ru/2017/06/19/974

В начало
http://www.proza.ru/2017/03/10/1314


Рецензии