56. Китайский мусор

К 2030 году годовой объем бытовых отходов в Китае достигнет уровня в 480 миллионов тонн.
Прогноз


        При таком огромном населении и дефиците свободной земли проблема отходов в Китае не может не носить острый характер. Но жизнь не останавливается и идет своим чередом. Вот несколько наблюдений, как китайцы справляются с потоком мусора.
        Чисто не только в городах, и это притом, что мусор китайцы привыкли бросать себе под ноги. После артельного обеда весь асфальт, или газон, или мраморный пол в автовокзале завалены пенопластиковыми контейнерами из-под лапши, разовыми палочками… но тут же идут уборщики и наводят порядок. Даже по обочинам вдоль междугородных автомобильных трасс ходят люди с мешками за спиной и штырем, на который накалывают все выброшенное из пролетающих мимо автомобилей.
        В Шанхае я наблюдал, как организован сбор бытовых отходов. Мусоропроводов в многоэтажных домах нет, но на каждой площадке дома есть маленькое помещение, куда жильцы выносят несортированный бытовой мусор в пластиковых пакетах. Три раза в день контейнер в этом помещении очищается персоналом. Уже в больших пластиковых мешках отходы выносятся из подъезда и на грузовых велосипедах доставляются в специальную постройку, обслуживающую несколько домов. Там отходы вручную сортируют и уже отсортированные вывозят опять на грузовых велосипедах. Существующая система сбора бытового мусора в китайских городах построена на большом количестве неквалифицированных рабочих и наличии достаточно зловонных уличных точек его сортировки.
        Мне понравилось, как в стране организован сбор промышленных отходов. На заводе в Жугао мы их продавали специализированной фирме. Именно продавали! В договоре был приведен перечень и график вывозки. В отдельном к нему приложении, которое пересматривалось по мере необходимости, указаны цены на каждый вид. Отходы пластика, дерева, резины, картон и бумага, стружка стальная и цветная, смешанный мусор и даже изношенные покрышки с погрузчика - все это имело свою цену.
        В Жугао много раз приходилось видеть, как сносятся старые постройки. Когда дом рушится, руины сразу облепляют рабочие, они выбирают обломки дерева, разбивают бетонные конструкции и выбирают арматуру. Очень скоро на месте сломанного дома остается только куча битого кирпича и бетона. Этот строительный мусор никуда не вывозят, все окончательно дробится, разравнивается и утрамбовывается, так готовится основание будущей стройки.
        Во время автомобильных переездов по стране часто приходилось проезжать мимо свалок. Картина малопривлекательная в любом месте мира.
        Нередко приходилось быть невольным свидетелем различных технологических этапов сортировки и переработки отходов. Транспортные средства от велосипедов до фур, груженные вторсырьем, - постоянная принадлежность китайского транспортного пейзажа. Грузовики везут кипы прессованного картона, полиэтилена, металлолом. Мелкие перевозчики, загруженные старой пенопластовой упаковкой выше всех мыслимых пределов, с трудом преодолевают порывы ветра и повороты дороги. Мотоциклисты, обвешанные упаковками с порожней пластиковой тарой так, что кроме колес ничего не видно, везут ее к прессу, а грузовики доставляют брикеты уже прессованного пластика на завод, где он будет раздроблен и расфасован в мешки.
        Разумеется, вторсырье значительно дешевле исходного материала, поэтому при посещении заводов-поставщиков, особенно резинотехнических изделий и деталей из пластмасс, я внимательно следил, как и в каких пропорциях применяются вторичные материалы. Для многих ответственных деталей применение вторичного сырья недопустимо. В договорах на поставку изделий это требование обязательно указывается.
        Есть продукция, для изготовления которой переработанные материалы прекрасно подходят. Про металлургию, бумагоделательную и стекольную промышленность говорить не будем, там всегда применялось вторсырье. А вот заводы по переработке изношенных шин, выпускающие замечательную плитку или, вернее, коврики с добавлением абразива и резиновой крошки, меня удивили. Используют ее для покрытия детских площадок. На таких площадках играли мои дочери. Во-первых, гигроскопичная плитка не скользит при любом дожде и, во-вторых, не только приятно пружинит под ногами, но и относительно безопасна. Получить синяк при падении на таком покрытии достаточно затруднительно.
        Человечеству в целом и китайцам в отдельности необходимо решить в ближайшее время важнейшую задачу - создания технологии, позволяющей перерабатывать 110% отходов. Без разрешения этой проблемы нас всех, без исключения, ждет печальное будущее на заваленной мусором и отравленной Земле!

________
        Город Жугао - край долгожителей
        По данным новейшей статистики, в Жугао проживают 242 человека старше 100 лет, по этому показателю Жугао лидирует среди уездов и городов Китая. Кроме того, более 4000 жителей Жугао старше 90 лет, более 40 000 жителей - старше 80 лет. Этот город известен всему миру как край долгожителей. Жители Жугао достигают долголетия благодаря прекрасным традициям почитания старших, ровному здоровью, душевному благополучию и прекрасным условиям жизни, но более всего благодаря глубокому гуманитарному наследию и богатой кулинарной культуре. История и культура Жугао уходят корнями в далекое прошлое.


Следующая глава
http://www.proza.ru/2017/06/19/997

Предыдущая глава
http://www.proza.ru/2017/06/19/992

В начало
http://www.proza.ru/2017/03/10/1314


Рецензии