И смех и слезы...

  Хирургическое отделение районной больницы,9 утра.
В палате было душно, пахло хлоркой.Я помыла полы и надраивала раковину.Шесть мужиков ,да еще один только вчера после операции.Время после завтрака,скоро врачебный обход.Спешу.Мне б еще успеть им постельное перестелить..
-Дочка,ты что так суетишься?Присядь,отдохни.
  Это дядя Вася.Самый пожилой  в этой палате  пациент.
Его знают все и он со всеми знаком уже не один год.Сахарный диабет убивал этого замечательного человека медленно и мучительно.Несколько лет назад ампутировали левую ногу,теперь вопрос стоял о второй.Держался дядя  Вася мужественно и с достоинством переносил все манипуляции.Старался шутить.Только иногда можно было заметить на его лице мучительную боль и отчаяние.Но это если только он был уверен,что никто его не видит.Я часто брала в приемном отделении кресло-каталку и везла его "гулять"по коридору.Мы заезжали в гости к его знакомому из другой палаты.В субботу я устраивала "не выездным"банный день.Потом тайком приносила ему бутылочку пива и увозила в холл,к большому окну.Там мы сидели и молчали..
Мне кажется он уже тогда все знал..
  Все пациенты из разных деревень.Простые работяги-колхозники.Люди добрые и открытые,даже где-то по-детски наивные.И уж конечно все большие юмористы.
-Спасибо,дядя Вася.Да мне работы много.Еще вот новенький наверное поступит.Мишу ведь обещали выписать сегодня.А у нас пустых коек не бывает.
-Это да.Это точно.
  Счастливчик Михайло оживился и сидя на своей кровати у окна,грустным взглядом смотрел в сторону остановки автобуса.
Мише 42,работает слесарем.Женат и двое детей- уже подростки.Неплохой,добрый только очень обидчивый.Из-за этого и стал главной жертвой всех поддевок языкастого "хохмача" Виктора.Обижается и тут-же идет курить.
В больнице оказался по своей вине.С мужиками выпили на работе и дальше- детали крутить.Вот и скрутили Мишке два пальца на левой руке и обширную глубокую рану на ноге.Дня два шли дебаты,по поводу его работы.Все были уверены,все-выпрут, Мишку из слесарей.Горемыка искренне переживал и каялся.Но больше всего этот  молодой и симпатичный,с большой кучерявой головой мужчина,боялся своей жены...
Женщина очень крепкая и эмоциональная.Первым делом зайдя в палату окинула взглядом всех находящимся так,что холодок по спине прошел у каждого.А уж несчастный Михаил и вовсе скукожился,как урюк.Чем ближе она приближалась к его кровати,тем глубже он прогибался в нее.Мужики ,не сговариваясь, пересели   по другую сторону и стали ждать...
Звонкая оплеуха разорвала гнетущую тишину.Последовала не цензурная лексика в сторону Миши и краткая характеристика его личности.Смешно и жутко одновременно было наблюдать,как высокая,грузная женщина ,словно гора давит на бедного лежачего и беспомощного мужчину.Дергает его за щеки,лупит ладонью по голове и приказывает смотреть ей в глаза.Продолжалось все это не долго,но внушительно громко и с большим энтузиазмом со стороны женщины.Было понятно--она соскучилась.Сидела она не долго,уходя пообещала Мише расчет за все его деяния по прибытию домой.Вышла так же эффектно,как и зашла.Еще все минут пять были в глубокой задумчивости.И вдыхая резкий аромат духов женщины-вулкан,соображали, как им повезло,что они- не Миша. Виктор догадался открыть форточку.Свежий воздух вывел мужчин из стопора,а Мишу из полубессознательного состояния...
-Вот кабы мне до обеда отстреляться.Я б еще успел с молоковозом нашим до деревни прямиком.
-На вечерним допрешь..Успеешь еще женку обрадовать.
  Засмеялся и сильно закашлялся Виктор.
Он был мастер поддеть любого,а то и выругаться от души.Но при мне старался вести себя по джентльменски.
Это был высокий худой,состоящий на первый взгляд, из костей вен и сухожилий мужчина.Ему было за пятьдесят.Большой и указательный пальцы на правой руке выдавали заядлого курильщика, своим желтым цветом ,а грудной со сгустками зеленой мокроты кашель,дополнял картину.Он сплевывал ее в полотенце и прятал его под матрас.Но курить теперь ему было нельзя.Виктору прооперировали легкое и скорее всего, это его не последняя операция и госпитализация.Все было очень плохо...
Его ,конечно в курс дела пока не вводили.Однако,все эти взгляды родных и молчание врачей,наводило его на нехорошие мысли о своем будущем.Еще, ему очень хотелось курить.Вот он и злился...
Дядя Вася крякнул,остальные заулыбались.
-Да ну вас  на хрен.Надоело ,на волю хочется..
Миша соскользнул с кровати и поковылял в коридор.
В палату зашла медсестра.
-Готовь своего к выписке и кровать давай поскорее .Там вроде бы с аппендицитом к нам в приемнике.Поняла?
-Да,да,я сейчас.
Я засуетилась.
Петровна,старшая мед.сестра.Очень любит чтобы все происходило в миг и только так ,как она сказала.Шевелюсь..
Мужчины при этих словах стали поправлять свои одеяла и подушки.
-Кликни Мишку.Пускай постель скрутит,Иринка за всеми не управиться.Петровна опять не в духе.Сань,слышь,нет?
Дядя Вася как может помогает..
-Счас..заколебал он курить бегать.Сказали же лежать,ждать.
Сашина  кровать крайняя к двери.И конечно он злиться.Все просьбы принести,позвать,посмотреть,закрыть-открыть двери- зачастую к нему адресованы.Поступил он пару дней назад и теперь караулит Мишкину выписку,чтобы занять его место у окна.Он самый "здоровый"в этой палате-ему удалили паховую грыжу.
Саша молодой 30 летний парень.Работает трактористом в своей деревне.Женат,семья своя, детей трое и две сестры у каждой по двое .Да еще родители-пенсионеры,вот и надорвался.Картошку в колхозе давали,грузил-таскал.Дня два терпел,а потом на скорой привезли.Он старательно отводит взгляд от моей персоны и всячески избегает общения.Стыдно ему...
Привезли Александра по экстренной.А у нас плановые операции с утра,все медсестры заняты.Его осмотрели и решили готовить к операции.Ну а привести Сашу в "порядок"поручили мне.А это значит,что я 18-летняя девушка ,должна попросить его снять штаны и произвести две манипуляции,после которых ему сама операция будет вообще не страшна.
После того,как я обрила Саше пах и вымазала его йодом чуть ли не до колен ему конечно ,казалось,что в этой жизни он испытал все унижения.Известие о предстоящей клизме,надломило его дух окончательно. Саня категорически отказался мне сдаваться.Пришлось попросить моральной помощи врача-хирурга.
После всех моих действий,расцененных как личное оскорбление-Саша твердо решил меня в упор не замечать.Если речь шла обо мне в его присутствии,называл меня не  иначе,как местоимением -Эта.
Я все понимала..
-Ух и больно из вены,зараза взяла.
  В палату почти закатился невысокий и очень полный мужчина.
Володя,вечно всем не довольный.Человек -раздражитель и энергетический вампир.Он почти одних лет с Мишей,но разница колоссальная.Такого въедливой и неприятной личности я не встречала никогда.В отделении все мечтали о его выписке,как больные ,так и весь мед.персонал и даже буфетчица.
Володя был"язвенником" и это заболевание , лучше всего характеризовала его ,как личность.При его появлении в палате,все в срочном порядке занялись своими делами и наступила тишина.
Утрешняя суета пережита.Время послеобеденное.
Кормлю послеоперационного, кушает с удовольствием.С полным ртом,старается улыбаться и рассказать о себе побольше.
Николай,62 года-пенсионер- заметно уточнил.Всю жизнь прожил в своей деревне.Родился,женился,детей народил...Там и родня вся,от туда и жена его.Родители(царствие им небесное)померли уже,а он трижды дед.Вот и вся биография....Человек видно,простой,не злой,веселый.С хорошим аппетитом,что не мало важно для его скорейшего выздоровления.Его ,беднягу корова на рога поддела. Жизненно важные органы не задеты,слава Богу.Но страху натерпелся..
Очень стеснительный.Сказала ему про утку-покраснел,а ведь уже дедушка.Смешной...
  Дверь резко открылась,с коридора потянуло сквозняком.Слышно ,как Петровна звонко раздает указания персоналу,словно подзатыльники.
-Иринка,тебя на пост.
Всунув голову в приоткрытую дверь, прошептал больной из соседней палаты.
-Там,этого...новенького везут уже...прооперировали.
Я стала отодвигать тумбочки к стене,каталка хирургическая широкая,может зацепить.
Саня,бурча встал с кровати:
-Ну,отойди давай.Хватает она-рэмбо. Дай,сам.
Бурча себе под нос и недовольно морщась,он отодвинул все тумбочки.Потом лег на кровать и отвернулся к стене.Я посмотрела на дядю Васю,он махнул в сторону Саши рукой и заулыбался.
-Спасибо,Сань..
Улыбнулась и я.
-Ирка,где ты есть!?
Петровна крикнула на весь коридор.
-Беги,дочка.
Прошептал по отечески тепло дядя Вася.
-Накажет,ведь,змеюка.
Я выскочила в коридор.По нему быстро катили каталку с моим новоприбывшим.
Реанимационная медсестра была раздражена:
-Где ты шатаешься,мать?У меня что работы другой нет!Еще две грыжи!
На личном опыте я убедилась,что сейчас ей говорить ничего не нужно.Я и молчала...
В конце ее монолога-извинилась.
-Ладно-живи.Из наркоза его выведи,позвоню.
В палату новобранца я закатывала одна.Виктор по хозяйски взялся за каталку с другой стороны,а Володя как всегда был возмущен всем и всеми...Кое как с мужиками мы его переложили на кровать.Повернула парня на бок и начала растирать ему мочки ушей,щипать за щеки.Громко спрашивать кто он и где.В палате все оживились.Зашел Миша за вещами и попрощаться.
Начавший приходить в себя парнишка-подросток, стал внятно отвечать на мои вопросы.
-Как тебя зовут?
Почти у самого уха прокричала ему.Он поморщился:
-Андрей.
-Ты понимаешь где ты находишься и что тебе сделали операцию?
Не отставала я ,все так же целясь прямо ему в ухо.
-Да,я все понимаю.
Он вяло замахнулся в мою сторону,пытаясь избавиться от моей персоны.
-А я кто,понимаешь?
Здесь он настолько пристально посмотрел мне в глаза,насколько может сфокусировать взгляд человек , очнувшийся от наркоза и четко, от всего сердца-рубанул:
-Сука!
Парень,тут же выключился.В палате все смотрели на меня...
Я засмеялась и все шестеро мужчин поддержали меня - от всей души.
-Жить буде...
Вытирая слезы от давящего смеха,заключил дядя Вася.
У дверей все еще топтался,как бедный родственник ,Михаил.
-Во,мужики,е-мае.У вас тут так весела.А я уже все...это,домой. Выздоравливайте все,не задерживайтесь.Иринка,спасибо тебе.
Мишка засуетился,подошел и положил мне на ладонь маленькую шоколадку.От того ,что он уже долго сжимал ее в кулаке,она растаяла и приняла форму его кисти.Была теплая и податливая,как пластилин.У Миши появилась испарина на лбу.
-Вот,тебе,малая.Спасибо,за все.
-Счастливо тебе.Спасибо.
Володя,поморщился и выдавил:
-Иди уже,на молоковоз свой опоздаешь.
Миша стал всем пожимать руки и заспешил к дверям.
-Жене привет!
Не удержался все же Виктор,съязвил на последок. Все заржали.
-Да,тьфу на вас,дурни!
Улыбаясь во весь рот,обернулся в дверях, почему-то грустный Мишка.Двери за ним закрылись.
-Хоть бы к ночи с черепно-мозговой не привезли обратно.Уж больно жена горячая женщина.
Как всегда,Владимир был "оптимистичен".
-Да не,Михай мужик крепкий.
Сквозь всеобщий хохот успел проговорить дядя Вася.
  Ближе к вечеру в отделении все стихло.В большей степени спокойной обстановке способствует всегда уход домой старшей медсестры Петровны.Да и процедуры все, как правило до обеда.Сегодня на ночном дежурстве ,Светочка.А значит все уколы и вечерние капельницы,предстоит делать мне.
  Однажды в связи с этим у нас выдался конфуз.
В одной палате,появилась новенькая.Женщина средних лет,ухоженная и приятная во всех отношениях.Но очень расположенная ко всякому роду выяснения с кем бы то не было, отношений.Активно паразитируя на всех,кто волей не волей должен был терпеть ее эксцентричные выходки,она устанавливала везде свой порядок.
Вечером,как всегда я убралась в своих палатах и коридоре.А Светлана,тут как тут,со списком процедур.Училась я в то время на втором курсе медицинского училища,но в отличии от выпускницы Светочки-(слава Богу),умела многое.И так вышло,что нашей новенькой мучительнице,нужно было поставить укол.
В то время шприцы были с металлическим корпусом и стеклом внутри.Тяжелые и часто с тупыми иглами.Светочка даже набрать лекарство в них толком не могла-бедняжка,а уж колоть...Вот я и заявилась в халатике и шапочке...
Пока  занималась другими женщинами в палате,я ловила пристальный взгляд-полный недоумения.Когда же пришел ее черед--наступило озарение!
-Вы -санитарка!
Я с трудом удержала лоток со шприцами.Скандала было не избежать,увы...
На помощь мне и близкой к обмороку Свете пришла рядом лежащая  бабуля.Она как-то резво подскочила с кровати и очутилась рядом с нашей  дамой.
-Гляди!
К всеобщему удивлению,всех нас ,бабка одним махом задрала халат и оголила ягодицы.
-Во,деванька!Там де усе синя-зяленае,там Светка калола!А там,де чыстенка усе,там санитарка-Ирка наша.Выбирай,милая,что хочаш!?
Больше всех выпучила глаза наша возмущенная,а потом уже мы со Светкой.Старушка растянулась в довольной улыбке и победоносно проследовала к своей кровати.
-Коли  ты!
Взмахнув по царски в мою сторону,был отдан приказ.
-Но это-просто ужас какой-то!Вы руки хоть обработали,а халат!?Господи!
Она закатила глаза,изобразила жертву и показательно оголила причинное место.
Первый раз в жизни у меня затряслись руки...
 
  Ну вот и все-смена отработана.Нужно обойти своих подопечных вверенных мне палатах и пожелать им спокойной ночи...Ждут меня все обязательно,кто с конфеткой кто с печенкой,с яблочком.Кому что принесли-берегут.Особенно радуются,как дети,когда рядом с ними сижу и ем.Кому-то я дочка,кому-внучка...
Даже Сашка, бубня и не останавливаясь, на ходу,апельсин мне в руку, как гвоздь- вбил.
Ну,до завтра мои хорошие...
 







 


Рецензии
Спасибо, Ирина, интересная зарисовка с натуры!
Больница и её обитатели - это целый параллельный мир со своими трагедиями и комедиями.
С уважением,

Надежда Почтова   20.06.2017 23:54     Заявить о нарушении