Как мы ездили на американскую выставку -часть II-

окончание
(начало см. здесь: http://www.proza.ru/2017/06/17/1112 )


Здесь мы вошли в галерею из квадратных чёрных колонн, в каждую из которых на уровне лица были вмонтированы экраны с мелькающими кадрами. Выше, по перекинутым с колонны на колонну мостикам бежали световые надписи с буквами величиной с ладонь, приветствующие посетителей выставки. Двигались мы медленно и успели разобраться, что на всех экранах идёт один и тот же фильм. Но на одном показывается начало, на другом середина, дальше конец фильма, рассказывающего о технических чудесах Америки.

При входе в спорткомплекс две вежливые девушки-американки предложили каждому круглый памятный значок и рекламный 60-страничный журнал с цветными фотографиями.

Первый коридор выставки начинался метровой высоты портретом президента США Рональда Рейгана с написанным под ним приветствием от имени президента. Далее шли по стенам фотографии вычислительной техники. Этот вернисаж заканчивался круглым залом, по периметру которого светились вмонтированные в стены видеомагнитофоны, передававшие фильмы и музыкальные композиции. Под каждым висели наушники с трёхметровым проводом, надев которые можно было наблюдать за экранами.

Мы сразу оказались в толпе, окруживших похожего на режиссера Михалкова молодого американца в светлой рубашке с засученными рукавами,  демонстрировавшего работу видеомагнитофона. Небольшой вытянутой кинокамерой он, медленно поворачиваясь,  снимал  стоящих вокруг него людей , и наши лица  плыли сменяя одно другое  по цветному телеэкрану за его спиной. Неожиданно фотогеничным оказалось лицо нашего оператора Иры З. - кудрявой смуглой брюнетки в больших очках, и оператор задержался на ней дольше других. Я же, лишь  мелькнул  с краю. Затем, перемотав плёнку и положив кинокамеру,  он повторил показ записи, воспроизводя на экране наши лица.  Посыпались вопросы о стоимости аппаратуры. Мы узнали, что прокат кинокамеры на час стоил 30 долларов.
 
В следующем отгороженном легкой перегородкой зале  молодой американец объяснял какому-то нашему лётчику юридические тонкости компенсации за гибель пассажиров самолета в случае катастрофы. Он стоял возле большого  сияющего автомобиля с раскрытым багажником.

Как я узнал позднее, автомобиль этот предназначался миллионному посетителю  выставки. Кстати, им оказался мальчишка 10 лет, и автомобиль ему не дали из-за возраста.

В следующем зале возле компьютера с печатающим устройством американский парень, похожий на нашего оператора Володю Р., - отсидевшего, между прочим, десять лет  за убийство, - растолковывал нам статьи расхода американский семьи. ЭВМ выдала на печать круг с секторами - графиками расходов. Он отдал его одному  из посетителей, и сразу же потянулись другие руки.  Один такой бумажный кружок диаметром сантиметров десять получила Рая Л.  - наша разработчица. Прямо-таки как-то плотоядно ухватила она его.

Затем я поговорил со светловолосой девушкой, которая демонстрировала  мышь  -  квадратную коробочку, с помощью  которой можно рисовать на экране дисплея рисунки . Я попросил её показать редактор текстов. Она вызвала собственные данные и отредактировав их, кажется, исключив свой адрес, выдала на печать. Вот так:

D.Nelson
EXPERIENCE:
10/87-7/88   Master of Arts in Russian...
7/87-8/87   Bachelor of Arts in Russian...
1/84-5/86   Graduate Assistant in Teaching...
9/82-9/87   Salesperson...
Prior to '82   Miscellaneous...
...

Вделанные в стены дисплеи передавали беззвучные изображения видеороликов. Из висящих на стене наушников с длинными шнурами журчала музыка.

Один серьезный парень рассказывал у компьютера о телефонных сетях,  в которые  через модем подключают компьютер. Я спросил у него какой тип базы данных они используют. Он сказал, что не знает, как это будет по-русски,  но в общем "ре-ля-ци-онной". Ещё я спросил,  нет ли ошибок при передаче по телефону программ. Он сказал что, когда передал свою программу, то делал это дважды, а затем сверял.

Мощь техники завораживала, как и безукоризненное произношение и свобода поведения гидов.

Ярко накрашенная девушка-гид возле торгового сектора сидела на высоком стуле, закинув ногу на ногу и говорила окружавшим её посетителям: 
-Ну, что вы всё о деньгах, да деньгах! Давайте поговорим о сексе. 
Перед тем она объясняла им, что с неё берут 25 долларов в сутки за гостиницу, а в то же время  русская выставка  поселилась в Америке бесплатно...

Единственный на выставке негр - молодой, едва совершеннолетний и мелко курчавый парень отвечал тихо-тихо, едва шевеля толстыми губами и, видимо, был не самым лучшим негром, которого можно было привести в Союз.

У самого выхода американский мужчина на большом, примерно, 1 м. 80 см. экране  задавал вопросы посетителям. В ответ, пальцем нужно было указывать внизу экрана на слова "да" или "нет". После этого он задавал следующий. Вот так:

-Вы мужчина?
-Вы бурят?
-Понравилась ли вам выставка?
-Наши гиды хорошо владеют русским языком?
-Хотели бы вы увидеть выставку американских товаров
и т.д.

Я остановился, следя за спускающимися по лестнице к выходу посетителям.
Уходить не хотелось. Не верилось, что это выставка закончится вот так.

Внизу вилась, входя в спорткомплекс всё та же бесконечная лента людского потока.  И тут я обратил сверху внимание на небольшой столик у выхода. Некоторые посетители  отворачивали у выхода в сторону столика, клали что-то на него и шли под лестницу! Медленно спускаясь я посмотрел туда, куда скрывались они, и увидел открытую дверь с надписью  "Техническая библиотека". Я, словно меня толкнули в спину, повернул туда.

У двери меня настиг плотный мужчина в синем костюме, не похожий на американца.
-А пропуск у вас есть? 
-Нет .
-Без пропуска нельзя. Пройдите назад.

Женщина, стоявшая с ним у столика быстро подходила к нам. У него нет пропуска, - извиняющимся тоном сказал плотный. Я понял, что главная здесь - она и быстро начал, не зная ещё, чем закончу фразу:
-Дело в том, что я программист . . .
 -Раз программист, то проходите. Можно. Раздевайтесь вот здесь и проходите.
Мне показалось, что я произнес волшебное "сим-сим".

В небольшом коридорчике, где висели на плечиках чьи-то дорогие пальто, я повесил свою куртку и вошел в библиотеку.

В следующей ярко освещенной комнате вдоль стен стояли стеллажи с американскими изданиями. Здесь были технические журналы с цветастыми обложками и толстые книги на английском. Я взял журнал, затем - другой. В соседней комнате раздалось автоматная на очередь, от которой я вздрогнул. Потом истошно закричали на английском.

Несколько человек, войдя в библиотеку, сразу прошли в комнату из которой доносилось стрельба, и я пристроился вслед за ними. Здесь, в комнате, по периметру стояло восемь дисплеев, на которых показывались видеофильмы. На расположенных в центре стульях сидело несколько солидных дяденек в наушниках и смотрели на экраны. Один из фильмов шёл "открытым текстом" без наушников, и именно здесь велась стрельба по роботам. Я подошел группе длинноволосых ребят в джинсах и стал смотреть их фильм. 

Бесшумно раскрылись две стеклянные створки соседнего тёмного кинозала, и вошла давешняя светловолосая девушка, объяснявшая мне про редактор текстов. Она посмотрела на меня, взяла с полки небольшую, похожую на вытянутый книжный томик коробочку и сказала:
-Давайте, я поставлю вам триллер Майкла Джексона.
-А сколько он идёт ? - спросил длинноволосый.
-20 минут, - ответила она.

Я решил посмотреть; иногда нужно вот так задержаться и, никуда не спеша, подождать. Тогда быстро бегущие события, как бы начинают сами обтекать тебя. Ты стоишь и одновременно движешься, и вовсе не следует для этого пренебрегать из зала в зал, ища новых впечатлений. Тем более, что та светловолосая девушка осталась здесь же и, облокотившись о стойку, тоже приготовилась смотреть.
Экран подернулся рябью и засветились огненные буквы: "Thriller. Michael Jackson".

Я невольно вспомнил характеристику этого кумира американской молодёжи из нашей областной газеты "Советская молодежь": "Маленький, как подросток, с тонким писклявым голоском и в вечных перчатках, он подёргивается, как марионетка . . .  И вот уже тысячи маек, штанов а'ля Майл Джексон - идут в продажу. .."

Между тем, худощавый и резкий, со смуглым лицом певец появился на экране. Он вовсе не дёргался, а двигался легко и невесомо по загорающимся после каждого его шага квадратам на мостовой. Такого можно было полюбить.

А Майкл Джексон уже бежит по лесу с девушкой. Вот он оборачивается, и глаза у него вдруг становятся большими и желтыми, с чёрточкой кошачьего зрачка. Его девушка кричит от ужаса.

Джексон рычит, и клыки его вдруг выдаются изо рта с двух сторон, раздвигая губы. Снова кричит его подруга, падая на траву и не сводя с него глаз. Крупным планом возникает на затемнённой стене рука, из которой начинают расти ногти - 2, 3, 5, 10 сантиметров длиной.

Под несмолкаемый женский крик и рычание выстреливают из щёк Джексона тигриные усы, и открывается во весь экран пасть - тоже тигриная, с пеной. Из-под вздыбившихся волос лезут рога! Он бросается на свою жертву и ... 

Девушка просыпается в своей постели, а Джексон, склонившись над ней, ласково будит  её.
-Ой, Майкл, Я видела такой ужасный сон!
Потом она встаёт, он берёт её за талию, и они уходят, но уже в дверях Майкл оборачивается. У него жёлтые круглые кошачьи глаза и хищная улыбка! Он подмигивает. Стоп кадр...

Я останавливаю свой рассказ о нашей поездке на американскую выставку, потому что  сын, усыпленный звуками моего голоса, оказывается, уже давно спит в своей теплой  уютной кроватке. Я встаю и осторожно кладу рядом с ним его Ушастика.

А не пойти ли мне сейчас тихонько к столу, не достать ли из нижнего ящика хранящуюся там мою общую, в девяносто шесть листов заветную коричневую тетрадку и не записать ли туда всё, что я только что рассказал им?

Ведь до рассвета у меня ещё имеется целая уйма времени.



14.05.1988 г.


Рецензии