О добром Зосиме замолвите слово

Со времени могущественного митрополита Алексия Бяконта и его младшего сподвижника игумена Сергия Радонежского, с одной стороны, и великого князя Московского Димитрия Донского, с другой стороны, на Руси началось противостояние церковной и светской властей. Православные иерархи были не прочь сделать Московское княжество теократическим государством наподобие Папской области в Италии, но великие князья оказывали им успешное противление и в свою очередь намеревались подчинить православных иерархов светской власти. Противостояние это перешло и в Русское царство, что ярко проявилось в отношениях царя Ивана IV Грозного с русскими митрополитами или в трагическом неприятии патриарха Никона царём Алексеем Михайловичем. А завершилось оно при Петре I, который без особых церемоний в феврале 1721 г. заменил патриаршество бюрократическим учреждением — Священным Правительствующим Синодом.

За триста пятьдесят лет противостояния (то затихавшего, то вспыхивавшего вновь — всё зависело от силы личности, оказывавшейся в центре событий) набралось достаточное число высокопоставленных жертв его. Среди них особо выделяется митрополит Зосима Брадатый, человек мягкий душой, добрый, никогда ни на что особо не претендовавший, но волею своих монашествующих врагов объявленный чуть ли не вождём второй* и самой неизвестной ереси в истории средневековой Руси — ереси жидовствующих. А ведь он и есть тот духовный писатель, благодаря трудам которого начала формироваться основополагающая идея русской цивилизации «Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать».
____________________
* Во второй половине XIV в. в Пскове, а затем и в Новгороде, распространилось еретическое движение стригольников. Это была первая автономная ересь в русской православной церкви. Её сторонники отвергали церковную иерархию и практику торговли церковными должностями. В толковании Священного Писания стригольники были близки ереси богомилов (общеевропейская христианская ересь X—XV вв.). Они утверждали, что всё время Ветхого завета миром правил старший сын Бога-Отца по имени Сатанаил. По его воле творилось всё зло на земле. Приняв мученическую смерть на кресте, Иисус Христос «разбожествил» Сатанаила и низверг его в ад. Таким образом, материальный мир создал не Бог, а Сатанаил — истязатель людей.

О жизни Зосимы до его возведения в сан архимандрита Симонова монастыря сведений нет. Мы можем лишь кое-что додумывать по отрывочным записям в летописях. Так, высказывается предположение, что Зосима был младшим родственником дьяка* Стефана Брадатого. Поскольку Стефан служил великому князю Московскому Василию II Тёмному, был в добрых отношениях с великой княгиней Марией Ярославной и её любимым сыном будущим великим князем Иваном III, становится понятным доверие, с которым последний относился к своему ровеснику Зосиме. Более того, вполне возможно, что до монастырского пострижения Зосима сам служил дьяком Ивана III**.
_______________________
* Дьяк — высшая чиновничья должность в средневековой Руси, руководитель приказа (читай: министр) или младший чин в боярской думе.
** Карташёв А.В. Очерки по истории русской церкви. Т.1. — М.: Издательство Сретенского монастыря, 2009.

В сентябре 1485 г. Зосима сделал небывалый карьерный прыжок — был поставлен архимандритом ставропигиального* Симонова Нового московского монастыря в честь Успения Пресвятой Богородицы. Это был один из самых высоких постов в русской церковной иерархии. К тому же Симонов монастырь был единственным в княжестве, монахи которого подлежали суду только великого князя, и церковные власти могли дотянуться до них, лишь пожаловавшись Ивану III.
______________________
* Ставропигиальный монастырь (от греч. «воздвижение креста») — монастырь, подчиненный непосредственно патриарху, а не нижестоящим властям. Считается, что крест над главным храмом такого монастыря символически воздвиг кто-либо из патриархов. Симонов монастырь — первый в истории русской православной церкви ставропигиальный монастырь (с 1383 г.). Изначально он находился под покровительством Константинопольского патриарха, который там останавливался в дни посещения Москвы. Архимандрит Симонова монастыря являлся наместником Константинопольского патриарха (того самого, который до автокефалии русской православной церкви возводил в сан митрополита всея Руси).

Подобное назначение стало возможным и по причине высокого доверия, которое великий князь оказывал своему подручному, и по причине чрезвычайно конфликтной обстановки при великокняжеском дворе после славного стояния на Угре в 1480 г. и обретения политической независимости Московского княжества от Орды.

Конфликт первый.

Ещё весной 1467 г. скончалась первая жена Ивана III великая княгиня Мария Борисовна Тверская. Она оставила супругу единственного сына и наследника Ивана Ивановича Молодого. Погоревав по Марии, умершей в неполные двадцать пять лет*, поздней осенью 1472 г. великий князь венчался с новой женой — греческой царевной Софьей Палеолог. По условиям предварительного договора дети от этого брака не могли претендовать на московский престол.
______________________
* И летописцы, и многие историки полагают, что Мария Борисовна была отравлена, но пока ещё никто не смог выдвинуть хотя бы одну доказательную версию о заинтересованных в таком убийстве лицах — уж больно безобидной была великая княгиня.

Всего Софья родила пятерых сыновей и четырёх дочерей. Но более всего душа её болела за судьбу старшего сына Василия (родился в марте 1479 г.), и мириться с условиями брачного договора великая княгиня не собиралась. Надежды её стали быстро таять, когда Иван Молодой женился в январе 1483 г. на Елене Волошанке, дочери молдавского господаря Стефана III Великого*. Осенью того же года у молодой четы родился сын Дмитрий Внук. Появление младенца только подзадорило упорную Софью, и она с ещё большей энергией повела при дворе тайную борьбу за устранение препятствий её сыну на пути к московскому престолу. Видимо, в этом ей активно помогали некоторые церковные иерархи. А противостояло великой княгине ближнее окружение её мужа — сторонники Ивана Молодого.
_____________________
* Штефан чел Маре (1429 — 1504).

Конфликт второй.

Весной 1473 г. митрополитом Московским и всея Руси собор русских архиереев при участии великого князя и его братьев — удельных князей Андрея Углицкого и Бориса Волоцкого избрал коломенского епископа Геронтия.

В 1479 г. венецианский архитектор Аристотель Фиораванти завершил строительство в московском кремле Успенского собора. В августе того же года митрополит Геронтий совершил чин торжественного освящения собора. В тот день и случился маленький скандал с большими последствиями.

Ритуал освящения сопровождался крестным ходом. Прямо по средине процессии недруги митрополита — духовник великого князя архиепископ Вассиан Рыло и архимандрит московского Чудова монастыря Геннадий Гонзов указали Ивану на то, что Геронтий ведёт крестный ход вокруг собора противусолонь (против хода солнца, для современного человека — против хода часовой стрелки, т.е. лицом на встречу солнцу), а следовало вести его посолонь (по ходу солнца, для современного человека — по ходу часовой стрелки, т.е. идти вместе с солнцем). Иван остановил ход и приказал Геронтию вести народ в обратную сторону. Митрополит отказался, ссылаясь на русскую и византийскую традицию, которую подтвердили присутствовавшие при споре паломники, только вернувшиеся с Афона. На доказательства верующих Иван III мог ответить только великокняжеской волей, но осерчал он при этом крепко. Заявив Геронтию, что из-за таких ошибок архиереев гнев Божий приходит на Русскую землю, Иван запретил митрополиту впредь освящать вновь построенные храмы Москвы.

Ссору временно прервало стояние на Угре. Но едва монголо-татарская опасность миновала, как раздор вспыхнул с новой силой. Ведь в городе велось большое строительство, а митрополиту запрещалось освящать новые храмы. Не помог даже состоявшийся в 1481 г. архиерейский собор, который поддержал Геронтия. Фактически архиереи в очередной раз подняли вопрос: кто главнее на Руси — великий князь или митрополит? И решили его в пользу митрополита. Конечно же Иван даже слышать не желал о постановлениях церковников.

Тогда Геронтий неожиданно удалился за город в Симонов монастырь и предупредил Ивана III, что оставит кафедру, если великий князь не «побьёт ему челом» и не перестанет принуждать его к хождению посолонь. Поскольку и в этот раз на сторону митрополита встали почти все архиереи, пришлось великому князю смириться и отступить — он послал к Геронтию на переговоры Ивана Молодого. Однако митрополит отказался вернуться, пока к нему не явится на поклон сам великий князь. Скрепя сердце Иван III пошёл на унижение ради мира в княжестве — он прибыл в Симонов монастырь, извинился и уговорил Геронтия вернуться, обещая впредь «по сыновнему» слушаться его*.
___________________
* Таким образом, произошла русская, смягчённая версия поклонения в Каноссе 1077 г., когда император Священной Римской империи Генрих IV вымаливал прощение у папы римского Григория VII.

Возвратившись в Москву митрополит задумал месть своим противникам. Первым ему подвернулся архимандрит Геннадий. В крещенский сочельник 1483 г. он разрешил монахам Чудова монастыря пить воду. Геронтий обвинил архимандрита в осквернении священной воды и добился от Ивана III выдачи преступника. Геннадия заковали в кандалы и бросили в ледник. Великий князь с трудом добился его освобождения, но сам затаил обиду.

1 ноября 1483 г. захворавший Геронтий уехал на излечение в любезный его сердцу Симонов монастырь. С собою он прихватил символ власти — митрополичий посох и ризницу — митрополичьи одеяния, церковную утварь и драгоценные каменья. Без всех этих ритуальных предметов более никто не мог занять московскую митрополичью кафедру. Видимо, Геронтий рассчитывал таким образом принудить Ивана III вновь явиться к нему на поклон.

Случилось же нечто иное. Никто к митрополиту не приехал, а когда выздоровевший Геронтий вознамерился вернуться в столицу, по пути он был схвачен ратниками великого князя и возвращён в монастырскую келью. Митрополит ещё «многажды убегал из монастыря и имаша его и тужи много по митрополии»*, но всякий раз был пойман и отвезён в Симонов монастырь. Иван III, ссылаясь на тяжкий недуг митрополита, намеревался возвести на митрополичью кафедру настоятеля Троице-Сергиева монастыря Паисия**. Старец Паисий и вёл переговоры с митрополитом от имени великого князя. Длились эти переговоры год и закончились ничем. Паисий же не захотел становиться митрополитом при живом архиерее. 1 ноября 1484 г. Иван III сдался и впустил Геронтия в Москву. Единственным условием этого возвращения стало возведение ненавистного митрополиту архимандрита Геннадия в сан архиепископа и назначение его на кафедру в Великий Новгород и Псков. Возведение это состоялось 12 декабря 1484 г. Даже в летописи попало предположение, будто Геннадий был так возвеличен за мзду — якобы за назначение он дал великому князю 2 тыс. рублей***.
_______________________
* Шахматов А.А. О так называемой ростовской летописи. — М., Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, 1904.
** Паисий Ярославов при жизни был одним из самых почитаемых на Руси старцев. Многие годы он провёл в молитве и послушании в Кирилло-Белозерском монастыре. Призывал всегда поддерживать власть великого князя, как единственную защиту народа от врагов. Узнав об этом, Иван III с великим трудом уговорил Паисия стать игуменом Троице-Сергиева монастыря. Старец служил игуменом три года в 1479—1482 гг., потерпел неудачу — монахи даже хотели его убить. И не удивительно, ведь в Троице-Сергиев монастырь постригались преимущественно состарившиеся бояре и князья, которые не желали повиноваться какому-то нищему игумену. После ухода из Троице-Сергиева монастыря Паисий остался в почёте и у Ивана III, и в народе. Старец был учителем и старшим товарищем св. Нила Сорского.
*** Шахматов А.А. О так называемой ростовской летописи. — М., Императорское общество истории и древностей российских при Московском университете, 1904.

Конфликт третий.

На годы княжения Ивана III пришлось формирование двух религиозных течений в монашеской среде. Поначалу монахи разделились по представлениям о святости. В дальнейшем расхождения становились всё глубже и принципиальнее. В итоге это разделение оказало значительное влияние на судьбы русского народа. Именно оно во многом определило наше современное понимание национального характера русского народа в целом и каждого русского человека в отдельности.

Сторонники первого течения были уверены, что святость носит исключительно духовный характер. В миру они получили прозвание «нестяжатели» и призывали к отшельнической жизни, удалению от светских соблазнов и мирского общения. Монашеская жизнь, утверждали нестяжатели, «должна проходить в уединении, духовном самоуглублении и молчаливом созерцании. Церковь должна быть свободной от земельных владений, материальных и имущественных ценностей, а также от взаимодействия со светской властью, государством, мирской жизнью». От нестяжателей на Руси пошло такое выдающееся явление, как старчество, которое воспели в своих творениях Н.С. Лесков, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др. русские писатели. Вождём нестяжателей при Иване III стал игумен Нил Сорский*.
______________________
* Нил Сорский (в миру Николай Майков) родом был предположительно из крестьян. До пострижения зарабатывал на жизнь переписыванием книг. После пострижения двадцать лет был учеником старца Кирилло-Белозерского монастыря Паисия Ярославова. Затем отправился паломником в Византию, Палестину, на Афон, где стал убеждённым приверженцем исихазма — практики постоянной вдохновенной молитвы про себя (в уме) и контроля (трезвения) за собственными помыслами для духовного очищения. По возвращении на Русь основал скит на реке Сорке (ныне Нило-Сорская пустынь). Вокруг его скита собрались единомышленники. Нил стал их игуменом. Послушникам в ските разрешалось иметь только книги и иконы. Любое другое имущество и ценности иметь запрещалось. Кормиться следовало от праведных трудов своего рукоделия. Запрещалось строить каменные здания, употреблять драгоценную утварь и т.д. Богослужение проводилось только в праздники, коими считались и воскресные дни. Строго запрещались: самоизнурение плоти, бесконечные молитвы и поклоны, любые лишения. Главным путём к святости считалось развитие собственного ума. Христианская любовь в понимании Сорского исключает всякое осуждение. Когда встал вопрос о ереси жидовствующих, нестяжатели предлагали раскаявшихся — прощать, а нераскаянных — отлучать от церкви и молиться за их души. Казнить и мучить последних не следовало. Прямым родственником Нила Сорского был великий русский поэт А.А. Майков.

Сторонники второго течения настаивали на том, что «Церковь должна быть в тесной связи с действующей властью и всячески поддерживать её — морально, идеологически, политически, духовно. В свою очередь государство призвано укреплять положение церкви в обществе, её духовный, экономический, социальный статус, в том числе вкладами в монастыри и наделением земельными угодьями. Святость понималась не как личное самоусовершенствование и возвышение индивидуального религиозного духа, а как обрядовое благочестие, внешняя суровость и аскетизм». Вождём второго течения во времена Ивана III стал игумен Волоцкого монастыря Иосиф*. От имени Иосифа Волоцкого приверженцы второго течения получили название «иосифляне».
____________________
* Иосиф Волоцкий (1439—1515) происходил из богатой семьи землевладельцев в удельном Волоцком княжестве, которое было вотчиной брата Ивана III — князя Бориса Волоцкого. В миру будущего монаха звали Иван Санин. Постригся в монастырь и его брат — Ростовский архиепископ Вассиан Рыло (участник вышеописанного скандального крестного хода). В 1479 г. Иосиф основал в Волоколамске, к северо-западу от Москвы, общежительный монастырь во имя Успения Божией Матери и стал его игуменом. Монахи должны были много трудиться, изнурять себя постом и ночным бдением, как можно больше молиться. Монастырь быстро разбогател и имел огромные земельные владения. Это давало возможность осуществлять щедрую благотворительность. В голодные годы монахи кормили до 600—700 человек в день и основали приют для 50 детишек. Игумен утверждал, что лично монах должен быть бедным, а вот монастырь — богатым, чтобы на полученные средства мог помогать нуждающимся. Когда в великокняжеской семье начались раздоры из-за Новгорода, Иосиф встал на сторону князя Бориса, отчего долго пребывал в немилости у Ивана III. Лишь со временем ему удалось получить доброе расположение государя. Иосиф Волоцкий написал знаменитую книгу против ереси жидовствующих — «Просветитель». Именно он убедил Ивана III в опасности этой ереси, призвав его: «Грешника и еретика руками убити или молитвою едино есть». Он отрицал возможность покаяния еретиков и требовал пожизненного заточения их в тюрьму. Иосифляне настаивали на введении в княжестве инквизиции наподобие «гишпанской».

Философии нестяжателей и иосифлян положили начало разделению русского общества на его народное большинство и на противостоящую ему малую элитарно-властную группу. Разделение это, равно как и философии нестяжателей и иосифлян не изжиты по сей день. На рубеже XV—XVI вв. оба направления противостояли друг другу, причём противостояние это принимало всё более и более воинственный характер со стороны иосифлян. В отличие от нестяжателей, иосифляне фанатично тяготели к методам католической инквизиции и требовали выявления еретиков и сожжения их на костре. Нестяжатели, наоборот, призывали к умиротворению и прощению заблудших, за что многие из них и поплатились: иосифляне огульно объявили целый ряд нестяжателей тайными еретиками.

Великий князь первоначально поддержал нестяжателей, деятельность которых вела к передаче церковных богатств государственной казне, но со временем, осознав опасность их идей для всей верхушки московской власти, предпочёл перейти на сторону иосифлян.


Вот в таких условиях и поставил Иван III во главе Симонова монастыря — важнейшего оплота митрополита Геронтия — своего человека — дьяка Зосиму. К тому времени дьяк уже показал себя приверженцем, даже теоретиком сильной великокняжеской власти, лично преданным Ивану III. Скорее всего, он либо входил в ближний круг великого князя, либо поддерживал с ним добрые отношения. Как бы там ни было, но поставление Зосимы игуменом Симонова монастыря лишило Геронтия возможности в очередной раз сбежать из столицы с митрополичьими регалиями.


Тем временем в начале 1485 г., сразу после Рождества, в Великий Новгород приехал архиепископ Геннадий. Горожане встретили его враждебно. За четыре года до того был арестован и вывезен в Москву последний местный архиепископ Новгородский Феофил. Через три года его силой заставили отречься от сана, а затем старец умер по неведомым причинам. Геннадий оказался вторым по счёту ставленником Москвы в Новгородской и Псковской епархии. Предшественника его архиепископа Сергия новгородцы за полгода так затравили и засмеяли, что бедняга, прикинувшись сумасшедшим, сбежал в Троице-Сергиев монастырь, где потом жил в покое и здравии ещё двадцать лет. Отдадим должное Геннадию — архиепископ не раскис, быстро и крепко взял духовное стадо в кулак и с усердием окормлял его следующие девятнадцать лет. Но чего это ему стоило!

Из Москвы выезжал убеждённый сторонник Ивана III. В первый же месяц в Новгороде архиепископ стал упорным недругом Ивана III. Причина проста. Великий князь направил Геннадия к новгородцам с единственной целью — провести секуляризацию монастырских и епархиальных земель в пользу государственной казны. Болезненно жадный архиепископ, удостоверившись, что в один день стал самым богатым архиереем русской православной церкви, более богатым, чем митрополит, вцепился в собственность окормляемой им епархии мёртвой хваткой. Отныне ни о какой секуляризации и речи быть не могло. Иван III априори стал злейшим врагом архиепископа Геннадия.

Новгородцы же с ходу объявили Геннадия еретиком. Тот в свою очередь взялся искать еретиков среди новгородцев. Отыскать удалось только через полтора года. В 1487 г. архиепископу донесли, что в одном из кабаков пьяные священники Григорий и Ереса, а так же дьяк Гридя с ними переругались и сквернословили о святых иконах. Пьяниц немедля арестовали, но не придали их делу особого значения и вскоре отпустили на поруки. Все трое сразу сбежали в Москву. И тут невесть откуда объявился поп Наум, который покаялся в том, что в компании с беглецами молился «по жидовскы» и прельщал христиан «жидовским десятисловием» — заповедями Моисея. Действительно ли так обстояло дело или Наума подослал к себе сам же Геннадий — великая тайна прошлого. Если исходить из того, как характеризуют Геннадия современные ему летописи, от него можно было ожидать чего угодно. Тем более, что сведения о новых еретиках уж очень старательно были подогнаны под стригольников. Впрочем, ходили слухи, будто Наума пытали, после чего он и «разоткровенничался».

Архиепископ сообщил обо всём в Москву. Беглецов схватили, вернули в Новгород и велели провести дознание. К подследственным применили жесточайшие пытки. При этом поп Григорий странным образом указал на первых московских еретиков из ближнего окружения Ивана III — на дьяка Фёдора Курицына, протопопа Алексея и попа Дениса. Все были добрыми знакомыми Геннадия в бытность его архимандритом Симонова монастыря. И архиепископ забил тревогу об охватившей Русь ереси жидовствующих.


Историю зарождения этой ереси рассказал сам Геннадий.

Как известно, новгородцы не имели ни малейшего желания объединяться с прочими русскими в единое государство. Чтобы сохранить самостоятельность, они задумали воспользоваться соперничеством двух центров объединения постмонгольской Руси — Москвы и Литвы — и балансировать между ними. Поскольку в XV в. Москва стала явно преобладать, в 1470 г. новгородская верхушка вступила в союз с великим князем литовским и польским королем Казимиром IV.

Новгородскую рать обычно возглавлял приглашённый со стороны князь. После заключения союза с Казимиром таковым призвали его двоюродного племянника, князя копыльского и слуцкого Михаила Олельковича*. В Новгород он прибыл со свитой, в которую помимо прочих входили и три иудея — врач Захария (Схария)** из Киева и писцы Моисей Хануш и Иосиф Шмойло-Скаравей из Литвы.
___________________
* Олелькович, т.е. Александрович.
** Предположительно речь идёт о киевском философе еврее Захарии бен Аарон ха-Когене.

Пока Михаил вынужден был балансировать над передравшимися между собою группировками новгородских бояр, иудеи тайно вербовали новгородцев в новое на Руси еретическое учение. По словам Иосифа Волоцкого учение это сводилось к следующему: «Они назвали ложным Божественное предвечное Рождество Христа от Отца и издевались над Его вочеловечением ради нашего спасения, говоря, будто у Бога Отца Вседержителя нет ни Сына, ни Святого Духа, Единосущных и Сопрестольных Ему, будто бы нет Святой Троицы. А когда в книгах говорится, что у Бога Отца Вседержителя есть Слово и Дух, то это означает произносимое слово и дыхание, которое растворяется в воздухе. Тот, Которого Писание называет Иисусом Христом, Сыном Божиим, ещё не родился; когда же Он родится, то назовётся Сыном Божиим не по естеству, но по благодати, так же, как Моисей, Давид и другие пророки. А Тот, Которого христиане называют Христом Богом, — простой человек, а не Бог: Он был распят иудеями и истлел в гробнице. Поэтому сейчас следует придерживаться Моисеева закона»*.
__________________
* Иосиф Волоцкий. Просветитель. — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.

Говоря проще, еретики отвергали Новый Завет (Евангелие), т.е. рождение Бога Иисуса Христа в образе человеческом, его искупительную жертву (каковым стало распятие на кресте во спасение человечества) и главное — Его воскресение после смерти, что стало свидетельством вечной жизни за гробом. При таком отрицании рушатся все каноны христианской веры, остаётся один Бог-Отец Иегова, а из Священного писания только Ветхий завет (Библия) — основа иудаизма. Потому еретики и получили прозвание «жидовствующие», т.е. подражающие иудеям*. Такова версия архиепископа Геннадия.
______________________
* Если данное толкование ереси верно, то типичным образцом книги ереси жидовствующих сегодня является книга Дэна Брауна «Код да Винчи».

Уже в наше время ряд исследователей пошли дальше. Они выдвинули предположение, будто после Гранадского эдикта 1492 г., изгнавшего евреев из королевств Пиренейского полуострова, некий еврейский центр решил захватить территорию, принадлежавшую русскому народу, причём сделать это теми методами, которыми когда-то был захвачен евреями Хазарский каганат: посредством обращения в иудаизм правящей верхушки и последующего вытеснения этой верхушки еврейскими советниками при кагане, который со временем стал бы их безмолвным пленником. Выбор центра пал на богатейшую Новгородскую республику. Захватить её было легче, поскольку речь шла о республике торгашей — бояр и купцов, а в торгашеской среде всегда больше беспринципных людей, готовых продать и мать родную, и веру святую. С целью совращения правящей верхушки республики якобы и были посланы в Новгород иудейские лазутчики во главе с мудрецом Схарией. Действовали они скрытно, организованно, вербовали агентов, формировали независимые друг от друга ячейки, назначали пароли, организовывали подпольные явки и т.д. Чисто советское подполье времён Великой Отечественной войны. Версия, бесспорно, надуманная и никак не соответствует историческим фактам. Ведь сама ересь жидовствующих появилась аж за двадцать лет до подписания Гранадского эдикта, и вряд ли евреи захотели бы добровольно перебираться из благодатного Средиземноморья в холодные Новгородские земли. Но почему-то именно эта версия нынче особенно популярна в интеллигентской среде неофитов.

Необходимо сказать, что первоисточники от самих жидовствующих не сохранились. Имелись ли они в действительности и были уничтожены — мы не знаем. Сведения о еретиках мы получаем исключительно от их врагов, прежде всего от Иосифа Волоцкого — прочие обличители черпали вдохновение из его писаний. Сам игумен больше ругался и конкретных доказательств не приводил. Опираясь на эту ругань, историки и пытаются нынче расписать, какими отвратительными и коварными оказались еретики.

Можно выделить три основных подхода к истории ереси жидовствующих.

1) Никакой ереси не было, она является выдумкой архиепископа Геннадия, распропагандированной им в корыстных карьерных целях.

2) Существовал настоящий иудейский заговор, конечной целью которого было обращение населения Новгородской республики в иудейскую веру и оккупация всюду гонимыми европейскими евреями огромной территории северо-западной Руси.

3) Философ эпохи раннего Возрождения Схария поделился своими, близкими к ереси богомильства мыслями о христианстве с несколькими новгородскими священниками и нашёл в них единомышленников; они-то и оказались первыми жидовствующими еретиками; в дальнейшем помимо настоящих еретиков за жидовствующих стали выдавать политических противников тех или иных епископов или государственных лиц, прежде всех противников Софьи Палеолог и её сына Василия.

Если исходить из третьего подхода, жидовствующими были объявлены носители философии эпохи западноевропейского Возрождения. Именно тогда, в самом конце XV столетия только-только освободившееся от иноплеменной зависимости русское общество отказалось принять чуждое ему возрожденческое мировоззрение, поставившее человека-индивидуалиста в центр Вселенной.

Следовательно, можно с уверенностью говорить о том, что в борьбе с ересью жидовствующих произошло полное и окончательное цивилизационное разделение между Русским миром и Западной Европой. Тогда-то и сложился стальной каркас причин, по которым русские никогда не станут европейским народом и не примут европейскую цивилизацию. Мы творцы собственной цивилизации — цивилизации Духа и Совести. И нам нет никакого дела до возрожденческой цивилизации человеческой плоти.

Различие этих цивилизаций легче всего понять на примере изобразительного искусства — на русских православных иконах и на западноевропейской живописи эпохи Возрождения. На русских православных иконах мы видим Бога Иисуса Христа и духовных чад его — святых людей. На западноевропейских католических картинах мы видим человека Иисуса Христа и его земную свиту. Не даром идеалом образа Богоматери на Руси стала икона Владимирской Божьей матери, а идеалом образа Богоматери в Западной Европе стал портрет любовницы художника Рафаэля Санти потаскушки Форнарины — Сикстинская мадонна.


Как бы там ни было, уже в марте 1471 г. Михаил Олелькович предпочёл уехать из Новгорода в Киев, а вскоре после этого новгородская рать была разгромлена Иваном III на реке Шелони. Схария со товарищи бежали к своему покровителю в Киев, затем в Крым — в Кафу*. Но остались в Новгороде трое совращённых в ересь священников — Денис, Алексей и Гаврила. Эти трое и стали продолжателями дела литовских иудеев — они начали тайно распространять ересь жидовствующих среди своих близких. Внешне еретики соблюдали все установления православия и ничем не выдавали себя. Льстивыми вкрадчивыми речами убеждали они доверчивых людей в человеческой сущности Иисуса Христа. Так продолжалось десять лет, в течение которых была разгромлена новгородская вольница, схвачены и вывезены в Москву Марфа Борецкая и бояре — главные зачинщики литовской смуты. Тогда же великий князь изъял в казну половину монастырских сёл новгородско-псковской епархии — самой богатой на Руси. Поразительно, но и после этой секуляризации новгородский архиепископ остался самым богатым архиереем в русской православной церкви.
___________________
* Кафа — ныне Феодосия.

В 1480 г., вскоре после стояния на Угре, в покорный ему Новгород прибыл сам Иван III. Помимо богатых купцов и прочих знатных людей, общался он и с местными священнослужителями. Всего за несколько дней он настолько проникся доверием к вождям жидовствующих, что решил забрать двоих из них в Москву и назначил их на самые ответственные посты: Алексей стал протопопом Успенского собора, а Денис — попом Архангельского собора! Так, по словам Геннадия, ересь вышла за пределы Новгорода и стала быстро распространяться по всей Руси. Жидовствующие очень скоро обратили в свою веру ближайшее окружение великого князя — посольского дьяка* Фёдора Курицына, дьяков Истому и Сверчка, купца Семёна Клёнова, книжного переписчика Ивана Чёрного. Современному читателю эти имена ничего не говорят, но в своё время названные люди были вершителями многих судеб.
____________________
* Должность посольского дьяка соответствовала современному министру иностранных дел.

Такова официальная версия, распространяемая историками русской церкви уже шестое столетие. Причём никто не отрицает, что она шита белыми нитками. Скажем, как могли всего за два-три дня очаровать своими речами искушённого Ивана III новгородские попы? Ведь великий князь всю жизнь вращался в самых образованных кругах Руси его времени. Одна жена Софья Палеолог и привезённая ею библиотека* византийских императоров чего стоили. Это ж какой силой убеждения должны были обладать новгородские попы Алексей и Денис, чтобы сбить с толку главного и наследственного защитника православия на русской земле, чтобы он назначил их ведущими служителями двух главных соборов государства? Причём за время своей службы оба ни разу не выдали прихожанам своих еретических воззрений!
____________________
* Речь идёт о знаменитой библиотеке Ивана Грозного, которая досталась царю от его бабки Софьи Палеолог.

Однако если мы вспомним о противостоянии великого князя и митрополита Геронтия, разворачивавшемся как раз в эти годы, то станет ясно, что в новгородцах Иван увидел надёжных сторонников светской власти и, не доверяя москвичам, призвал в столицу чужаков. Перечисленные выше «жидовствующие» на поверку тоже оказываются наиболее убеждёнными сторонниками великого князя.

По словам Иосифа Волоцкого, архиепископ Геннадий «словно лев бросился… на злодеев-еретиков, выпрыгнув из чащи Священного Писания, с высоких и прекрасных гор пророческих и апостольских учений, и своими когтями разорвал их скверные утробы, напоённые ядом жидовства, своими клыками растерзал и сокрушил их, разбивая о камень»*.
_____________________
* Иосиф Волоцкий. Просветитель. — Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1994.

Для розыска и осуждения еретиков необходимо было признать существование ереси на церковном соборе. Геннадий несколько раз обращался с этим к митрополиту Геронтию. Ответа он не получил. Геронтий не желал придавать разоблачению новгородских еретиков особое значение, поскольку разоблачителем их стал Геннадий — его злейший враг.

Только после ходатайства других архиереев обличителю ереси было разрешено продолжить следствие. После этого в Москву стали поступать жалобы от новгородцев, что истязая предполагаемых еретиков, архиепископ и действовавшие по его указу московский наместник в Новгороде Яков Захарьин-Кошкин с родным братом Юрием* присваивали себе имущество умученных жертв. Эта несправедливость даже отмечена в летописях.
____________________
* Юрий Захарьевич Кошкин-Захарьин (? —1504) — родной дед основателя царствовавшего рода Романовых — Никиты Романовича Захарьина-Юрьева.

Весной 1488 г. один из арестантов выдал следователям еретические богослужебные тетради и книги, а также пасхалию* к иудейскому календарю. Подробный отчёт об этом ретивый архиепископ направил митрополиту. В ответ по Москве стали распространяться слухи о том, что новгородский Геннадий — еретик. Здесь уже, видимо, постаралось обвинённое в ереси ближнее окружение Ивана III.
_______________________
* Пасхалия — методика расчёта даты Пасхи.

И тут в конце мая 1489 г. умер митрополит Геронтий. На выборы нового митрополита всея Руси в сентябре того же года съехались все русские православные архиереи, за исключением Геннадия. Ему Иван III велел хлопотать о великих государевых делах и в Москву не приезжать. Архиепископ лишь выслал в столицу повольную грамоту* на поставление нового митрополита. Таковым собор избрал любимца великого князя архимандрита Симонова монастыря Зосиму.
_____________________
* Разрешительная грамота, согласная грамота.

Митрополит Зосима немедля потребовал от Геннадия нового архиерейского исповедания. Это было открытое оскорбление иерарха — его, обличителя еретиков, заподозрили в ереси. Однако в этот раз Геннадий стерпел поношение, поскольку настаивал на созыве собора, где была бы предана анафеме ересь жидовствующих. Его поддержали другие епископы. Собор открылся 7 октября 1490 г. Его по праву можно назвать Зосимовским или Цивилизационным собором. Инициатора этого собрания архиепископа Геннадия на него тоже не допустили — он остался в Новгороде. Собор же не только признал существование ереси жидовствующих и предал проклятию девятерых еретиков, он фактически знаменовал явление цивилизации русского народа — равноправной со всеми прочими цивилизациями человечества.

Великой заслугой Зосимы стало наглядное проявление главного отличительного свойства цивилизации русского народа — реальный гуманизм дела, а не гуманизм на словах. Наказание проклятых оказалось мягким для той эпохи — всех выпороли плетьми и отправили в ссылку в родные места.

К сожалению, большинство осуждённых были из Новгорода и окрестностей. Так что там их поджидал архиепископ Геннадий, заранее написавших собору: «Люди у нас просты, не умеют говорить по обычным книгам, так лучше поэтому о вере никаких прений не плодить. Собор нужен не для прений о вере, а для того, чтобы еретиков казнить, вешать и жечь»*. Геннадий попытался ввести на Руси инквизицию по примеру испанской, о которой узнал от доминиканского монаха Вениамина, служившего при нём переводчиком с латыни. Зосима не позволил такие изуверства.
_______________________
* Русский биографический словарь / изд. под наблюдением пред. Имп. Рус. ист. о-ва А. А. Половцова. Т.4 (Гааг — Гербель). — С.-Пб.: Имп. Рус. ист. о-во, 1914.

С высланными в Новгород еретиками Геннадий поступил так. За 40 верст до Новгорода их водрузили на тощих кляч лицом к хвосту. На головы бедолагам, по примеру испанцев, надели берестяные колпаки с мочальными кистями и надписью: «Се есть сатаниново воинство». По прибытии в город, еретиков вывезли на центральную площадь и подожгли колпаки на их головах. Затем они были публично биты и отправлены на послушание в монастыри, откуда большинство сбежали за рубеж.

Митрополит Зосима, пока был в силе, более не допускал таких зверств. Россия должна быть вечно благодарна ему хотя бы за это. Более того, когда в начале 1491 г. умер злостный еретик, по словам обличителей, протопоп Успенского собора Алексей, Зосима приютил в своём доме всю его семью. Он же отказался предавать суду еретиков из ближнего окружения великого князя.

1 сентября 1491 г. согласно действовавшему тогда календарю исполнилось 7000 лет от сотворения мира. Считалось, что именно в этот год будет второе пришествие мессии и конец света. Громче всех вещал о том в своих проповедях архиепископ Геннадий. Только ближнее окружение Ивана III и митрополит Зосима призывали не поддаваться панике. Конец света и в самом деле не случился. Геннадий был посрамлён, над ним стали смеяться… Жидовствующие «еретики» торжествовали.

Не долго они торжествовали. В Новгородскую епархию входил Иосифо-Волоколамский Успенский монастырь, игуменом которого пребывал фанатичный Иосиф Волоцкий — самый одарённый публицист и оратор русской православной церкви XV в. Архиепископ Геннадий поспешил привлечь своего подчинённого к борьбе с засевшими в Москве жидовствующими еретиками. И начался гвалт, по-другому и не скажешь. Иосиф сразу взялся за великокняжеское окружение и обратил против них всю мощь своего слова.

Митрополит Зосима пока что был под защитой Ивана III и оставался недоступным для обличителей. В том же 1492 г. он составил пасхалию ещё на двадцать лет. В предисловии к рукописи под названием «Изложение пасхалии» он впервые в истории письменно назвал Москву Новым Константинополем, а московского великого князя Ивана III — государем и самодержцем всея Руси*. Поскольку Константинополь повсеместно признавался Новым или Вторым Римом, то провозглашение Москвы Новым Константинополем означало, что Москва — Третий Рим**.
_____________________
* Зосима первым письменно назвал Ивана III государем и самодержцем, но устно первым был так назван его отец, московский великий князь Василий II Тёмный. Сделал это примерно в начале 1452 г. дьяк Степан Бородатый, предположительно родич Зосимы.
** Согласный с «Изложением пасхалии» Зосимы Брадатого монах Псковского Елиазарова монастыря старец Филофей написал ок. 1523 г. в «Послании на звездочётцев» «… Два убо Рима подоша, а третий стоит, а четвертому не быти». Так окончательно сложилась концепция «Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать». Исходя из этой концепции великий князь московский Иван IV, как единственный независимый монарх православного мира, 16 января 1546 г. был помазан на царство. Титул «царь» является русским произношением титула римских и византийских императоров — «цезарь».

Если верить обличителям Зосимы, сказано это было в годы расцвета его еретической деятельности, т.е. получается, что сама идея самодержавия была рождена врагами русского Отечества и православной веры, а русская православная церковь оказывается врагом русского самодержавия. Потому в течение столетий историки церкви и замалчивали заслуги митрополита Зосимы в деле формирования русской государственности.

Жизненная неудача Зосимы сводится к его мягкотелости и самонадеянности, усугубленным неспособностью ближнего окружения Ивана III поддерживать друг друга. Будучи митрополитом, Зосима имел полное право и возможность расправиться и с архиепископом Геннадием, и тем более с игуменом Иосифом Волоцким. И никакая борьба с ересью не избавила бы их от монастырских застенков и кандалов, слишком авторитетен был митрополит в русском обществе XV в. А вот Геннадий и Иосиф авторитет ещё только набирали. Зосима своих противников не преследовал. Зато противники эти воспользовались первой же его оплошностью.


В 1490 г. внезапно умер наследник престола Иван Молодой — главный покровитель кружка будущих московских жидовствующих. И тут подняли головы младшие братья великого князя — удельные князья Андрей Углицкий и Борис Волоцкий. Они традиционно признавали лествичный принцип престолонаследия (когда младший брат наследует старшему брату, а не старший сын — отцу) и потому полагали себя более законными наследниками брата Ивана, чем его внук Дмитрий Иванович или сын от Софьи Палеолог — Василий.

Князь Андрей Углицкий давно опасался великого князя. В 1492 г. он приехал в Москву, предположительно под крестное целование и обещание неприкосновенности, данное либо митрополитом Зосимой, либо Иваном III при закреплении обещания священным словом митрополита. 19 сентября 1492 г. на обеде у великого князя Андрей Углицкий был схвачен стражей и брошен в подземелье.

Митрополит не раз упрашивал Ивана III отпустить пленника, но великий князь слушать Зосиму не желал. 7 ноября 1493 г. Андрей Углицкий умер в застенках, скорее всего был отравлен. Что после этого случилось между митрополитом и великим князем, летописи умалчивают. Но с того времени между ними словно чёрная кошка пробежала. Отношения их ухудшались с каждым днём. Наконец 17 мая 1494 г. Иван III прогнал Зосиму с митрополии. За неимением основательных причин, опального иерарха обвинили в том, что «непомерно держался пития и не радел о церкви Божией». В летописях же записано, что митрополит удалился добровольно «своея ради немощи».

Есть ещё одна версия, очень сомнительная. Будто митрополит предался столь буйным пьяным гомосексуальным оргиям с молоденькими послушниками, что в условиях ожесточённого противостояния с Иосифом Волоцким и архиепископом Геннадием стал опасен самим московским еретикам. Потому они и сместили распутника. Если учесть, что Зосиме было уже за шестьдесят лет и литературные труды его свидетельствуют о незаурядном уме их автора, вряд ли митрополит мог позволить себе нечто подобное, да ещё столь открыто. Явно эта версия строится на клеветнических измышлениях врагов старца.

После насильственного отречения Зосима обосновался в Симоновом монастыре и жил там на правах митрополита. Затем он перебрался в Троице-Сергиев монастырь. И там его чтили как митрополита. Когда весной 1502 г. произошло окончательное разоблачение кружка жидовствующих при дворе Ивана III, и в апреле того же года заключили в тюрьму Елену Волошанку и Дмитрия Внука, вспомнили и об опальном Зосиме. Старец удалился в Кирилло-Белозерский монастырь. Но и там его почитали как митрополита. И это несмотря на то, что именно в 1502 г. Иосиф Волоцкий впервые обвинил Зосиму в ереси в «Сказании о новоявившейся ереси». До падения Дмитрия Внука и его матери игумен на подобное не решался. Во многих книгах можно встретить утверждения, будто Иосиф стал изобличать ересь Зосимы чуть ли не с 1492 г., но только в не сохранившихся письмах.

В Кирилло-Белозерском монастыре старец сблизился с Нилом Сорским. И это не странно, ведь взгляды его всегда были близки взглядам нестяжателей. В начале XVI в. нестяжатели вели особо трудную полемическую борьбу против Иосифа Волоцкого. Можно предположить, что немалый вклад в это дело внёс и старец Зосима. В частности, Иосифа обвинили в непомерной жестокости, особенно в сожжении еретиков живьём на кострах.

На церковном соборе 1504 г. стараниями всё того же игумена Иосифа Волоцкого на Зосиму была наложена анафема, и старца перевели в дальний Спасо-Каменный в честь Преображения Господня монастырь на острове посередь Кубенского озера близ Вологды. Последнее упоминание о Зосиме относится к концу 1510 г.

Ныне Зосима единственный в истории архиерей, вычеркнутый русской православной церковью из поминального списка русских митрополитов. Его же имя открывает список отечественных еретиков — Зосима, митрополит Московский… Самое любопытное, что до революции 1917 г. Зосиму негласно поминали и почитали в большинстве отечественных монастырей.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.