Кубики смысла

          Мышление о бытии есть способ бытия мыслящего.
                М. Мамардашвили. Очерк современной европейской философии


Недостаточность всего как условие всего

Условие существования всего кроется в недостаточности наших понятий обо всём. Мир недостаточен для понимания, мы понимаем больше, чем непосредственно дано в восприятии и затем сформировано в сознании. Этакая постоянная "подпитка" якобы извне. Человек субъективно больше "оставшегося", но чувство превосходства возможно лишь при условии объективной недостаточности мира.
Мир - это объект и задача, восполняемость недостаточности мира образует внутреннюю сторону жизни человека, активный и творческий аспект бытия.
Жизнь человека имеет также пассивный космический аспект, который нам привычно обозначать как "Бог", это метазнак, в котором связь обозначающего и обозначаемого наименее прослеживается в понятиях, но открывается непосредственно.
"Бог" - только понятие, оно так же недостаточно, как все вообще понятия. Отрицая Бога, мы на самом деле отрицаем недостаточность понятия о Нём. Атеист стоит ближе к Богу, воспринимая Его не через понятия, а непосредственно, хотя бы и в отрицательном аспекте, катафатическим путём. Атеист отрицает не Бога, а понятие "Бог". Независимо от своего отношения к понятию, он не отделён от Бога как аспекта мира и своей личности как части мира.
Я воспринимаю Бога как личность. Не будучи верующим человеком, я знаю, что Бог видит меня в каждом мгновении, но я не могу сказать того же о себе. Как понятие я недостаточен для этого, я недостаточен для Бога. Он восполняет меня как объект. Я - задача Бога, а сам Бог - сверхзадача меня. Противоположности, которые никогда не сольются в понятии, но неразделимы, как время и вечность, фактически невозможные в симбиозе, и тем не менее...

Вопрос недостаточности есть проблема иконического и трансцендентного. Мир принимается как имманентный в его материальной, иконической сущности, как вещь. Преображая мир, человек постигает надмирную, трансцендентную сущность вещей. Икона мира существует во времени, но мир существует в пространстве и не тождествен своей иконе. Ответ на вопрос: "Рядоположны ли пространство и время?" - очерчивает границы возможностей интеллекта. Мы как бы определяем место тех "дверей восприятия", о которых говорил визионер Блейк: "Если бы очистить двери восприятия, то все вещи предстали бы такими, какие они есть: бесконечными" ("If the doors of perception were cleansed, then all things would appear as they are: infinite"). Эти "двери" находятся в пространстве, которое здесь выступает как синоним вечности. Время возникает там, где пространство приходит в движение, время есть одна из характеристик процесса. Неподвижное трансцендентное пространство существует до времени и после времени. Прошлое и будущее настоящего суть одно, и отделены от настоящего одной "дверью". Интеллект не связан временем, но связан пространством. Есть "мёртвая зона", ему недоступная. Это предельное бытие, граница бытия, за которым небытие (вечность), это - ничто. Ничто не есть абсолютное отсутствие, ноль. Ничто есть всё до начала актуализации, до начала времени, ничто есть пространство in a nutshell.


Предметы и состояния

Жизнь в предметном мире предполагает опредмечивание состояний. То, что внешне выглядит как стремление к предметам, есть на самом деле стремление к состояниям, которые достигаются через предметы. Субъективно предмет есть опредмеченное состояние. Так, кусок мяса есть опредмеченные состояния, 1) удовольствия от еды, 2) сытости. Происходит постоянное опредмечивание внешнего мира, его объективация, его расчленение на отдельные и якобы независимые предметы (объекты), иллюзорное дробление единицы.
Проект состояния - вот что влечёт человека и стимулирует деятельность с целью овладения предметом, ведущим к этому состоянию. Сам предмет при этом интересует человека лишь постольку поскольку, как инструмент, не обладающий собственной ценностью и после достижения необходимого состояния, более не интересный. Лучше всего это прослеживается на отношениях полов. Опредмечивание отношений приводит к вырождению семейной жизни. Чуть более провокативно выглядит опредмечивание в области сексуальных извращений (фетишизм, и пр.), но в принципе любая человеческая деятельность базируется на опредмечивании. И даже духовные, мистические или экстатические практики используют опредмеченные состояния для достижения состояний, не допускающих опредмечивания.
Возможно ли, минуя предмет, сразу достигнуть состояния? Возможно, но лишь в том случае, когда овладение предметом уже состоялось в прошлом, а состояние было зафиксировано в долгосрочной памяти. Тогда его атрибуты вызываются из памяти, не требуя интеллектуальных, моральных, эмоциональных и пр. усилий по опредмечиванию состояния. Предмет превращается в знак, некий ключ, автоматический открывающий уже знакомое состояние, как при "клике" на "иконку" открывается или запускается нечто. Это происходит как бы поверх сознания, через предметы, наше сознание опредмечено. Опредмеченное сознание - это обычное сознание обычного человека в предметном мире.
Предметный и беспредметный мир принципиально не отличаются в плане смысла: мир предъявлен, смысл непроявлен, мир нереален. Предметы могут послужить средством инструментовки, в том числе и на понятийном уровне, предъявленного мира. Предметный мир, во всём его видимом многообразии и богатстве форм и ощущений, есть не более чем "интерфейс" мира беспредметного, мира идей. Он реален как интерфейс чего-то большего, что несводимо к "иконкам" и "кнопочкам" интерфейса, но без них "не открывается".
Взятый "сверх себя", как идея, мир ощутимо пустотен: всего нет, ничего нет, и в жизни моей такая же пустота, и это состояние отвечает пустотности окружающего, я пуст - но и они... Мир каждого индивидуален и неповторим, это общие слова, но правда заключается в том, и я это знаю, что человек создаёт для себя именно тот мир, в котором ему предстоит мучиться. В муках рождается человек, в муках рождается человеческое. Рахметов спал на гвоздях. Сегодняшний Рахметов читал бы Чернышевского и мучился, так мучился, как ни один Гуссерль не мучился о Хайдеггере. Всё имеет смысл - и всё не имеет смысла. Смысл - отдельная реальность, а вовсе не атрибут предмета или явления, смысл имеет собственное существование, а его "связь" с предметным миром объясняется тем, что смысловые связи понимаются через предметы и как связи предметов. Ребёнок учится читать по кубикам, на кубиках буквы, но кубики не буквы, а буквы - не кубики. Смысл - это ребёнок, который учится читать по кубикам. Схватив кубики, схватывают смысл. Схвати смысл, не опираясь на кубики, и получишь кубики.


2017


Рецензии
Отлично. Просто отлично! Можно ли философскую, абстрактную мысль превратить в твердые кубики?

Андрей Краскин   14.02.2020 00:40     Заявить о нарушении