Селфи

               
  "Если не я о себе, то кто обо мне, если не сейчас, когда? ".
    Гиллель (вольный перевод).

    Родился я в городе Баку 1 июля 1941года – через 8 дней после объявления войны. Отец ушёл на фронт и увидел я его только в конце 1945 года. Жили мы в коммуналке большого и тогда ещё двухэтажного дома (ул. Л. Шмидта 25). Мы это - мама, папа я и моя младшая сестрёнка Лизочка. Длинный трёх - квартирный коридор, справа семья Гороховых, слева Щеблыкиных, а наша посерединке. Жили мы дружно -  одной семьёй. Я мог часами наблюдать за работой первоклассного слесаря - соседа дяди Васи (1) или просиживать у мольберта замечательного художника - археолога  дяди Вани (2). Его сын Юра был старше меня на целых шесть лет и я ходил у него в младших братьях. В свои пять лет, на равных сражался с ним, своим учителем, в шахматы, нарды и карты, а позднее он приобщил меня ещё и к радиотехнике. Самое удивительное, что именно её я преподаю сейчас в институте. Большое место тогда занимали двор и улица с товарищами из самых разных, по степени благополучия, семей. Помню, своего первого друга Зорика (3) и то как у него дома(по воскресеньям)приглашённый киномеханик крутил фильмы. Он обучался  игре на фортепьяно и  однажды  выяснилось, что одну  из пьес он  играет по нотам моего деда. Так я впервые узнал, что мой, рано ушедший из жизни (37 лет) дед, писал музыку и то, что у него было собственное музыкальное издательство «Эрика» (4). К сожалению, музыке я не обучался, зато увлёкся рисованием и основы его постигал в изо- студии дома пионеров у Нины Иосифовны Жуковской, в прошлом выпускницы Петербургской Академии Художеств.  Мне кажется, что она меня выделяла, но, как показало время, зря.  Некоторые   из моих товарищей стали известными художниками. Я же с рисованием легко расстался легко и больше никогда к этому занятию не возвращался. Особенно приятных воспоминаний, связанных со школами (8-й и 46-й) у меня немного, возможно потому, что учился я средне. Хотя были и светлые - дружба с Робертом (5), не по годам образованным и очень талантливым мальчиком. Дружба наша была долгой - длиной почти в жизнь, но часто прерывалась. Я его боготворил, а он меня просто принимал, как данность. Жизнь, почему-то, всё время нас разводила, а потом и вовсе развела по разным странам. В 46-й школе, в которую перешёл после шестого класса, я подружился с Октаем (6) очень правильным  человеком, лидером по характеру  и настоящим фанатом спорта.  Дружба эта совпала и с моим увлечением спортом: плаванием, в том числе и подводным и современным пятиборьем. Плавать я научился в бассейне «Каспийской флотилии», а до 2-го разряда меня довёл, уже в «Воднике», замечательный тренер Николай Георгиевич Сорокин.    После окончания школы мы с Октаем год проработали  в одном цеху литейно – механического завода.  Потом дороги наши разошлись - он поступил в физкультурный институт, а я в бакинское мореходное училище (БМУ) и после двух курсов перевёлся на судомеханическое отделение астраханского речного училища (АРУ) и навигацию проплавал на Волге мотористом – матросом. После окончания, с красным дипломом, АРУ, год работал на Каспии судовым механиком водолазного бота. Потом был институт, который я закончил по специальности инженер – электрик в 1966 году и тогда же женился, на студентке очень красивой девушке Белочке Фельдман.  21 декабря 1967 года у нас родилась двойня – мальчик Саша и девочка Анечка. Из-за халатности принимающих роды врачей, девочка родилась с родовой травмой (асфиксией мозга). Эта беда определила жизнь нашей семьи на долгие годы. В 1978 году Анечки не стало. После окончания института, 22 года проработал в НИПИ "Нефтехимавтомат" (г. Сумгаит). Сначала техником, потом инженером, а затем и старшим научным сотрудником.  Последние годы занимался разработкой и испытаниями ультразвуковых приборов и гидроакустических систем позиционирования плавучих буровых платформ. Изобретал, публиковался в журналах, выступал на конференциях (17 патентов и 9 статей)(7). Написал аж целых две диссертации, но по разным причинам (в том числе и объективным) до защиты дело так и не дошло.  В 1973 году серьёзно заболел (разрыв лёгкого) и после удаления его части   получил справку (инвалидность второй группы). Стать инвалидом в 32 года в мои планы не входило и ритм моей жизни не изменился. Так случилось, что спустя некоторое время, я увлёкся парусным спортом и в период с 1982 -1988 гг, участвовал, в качестве шкотового яхты класса "Дракон", в чемпионатах Баку и Азербайджана  и  были мы призерам  многих  из них.  Вторым шкотовым был, самый сильный из нас, Рудольф (8), а  яхтенным  капитаном  самый  умный, организованный  и  волевой  Наум Кайков (9). После армяно-азербайджанских межнациональных разборок в Азербайджане, история интернационального Баку закончилась и начался массовый исход армян, русских, евреев. Уезжали в разные города и страны. Евреи в Израиль, Германию или США. В конце 1990 года репатриировались в Израиль моя сестра с мамой, с мужем Женей Пивоваровым и детьми (Феликсу 11 лет, Марку 8лет).  В 1991 году репатриировался в Израиль с семьёй и я. Мы с Белой прилетели 16 февраля, а Саша прилетел позже. Летели мы из Москвы с пересадкой в Будапеште, где два дня ждали пока заполнится пассажирами самолёт. Жили в гостинице, в город никого не выпускали. В Аэропорт ехали под охраной местной полиции и израильских военных. На ближнем востоке тогда шла война «в Персидском Заливе» и обстановка была напряжённая. Перед нашим приземлением в Тель - Авиве, город   подвергся очередному ракетному обстрелу. В Аэропорту, после раздачи противогазов (боялись химической атаки) и радио - приёмничков (чтобы бы знать о начале и конце воздушной тревоги) и после приватной беседы с офицером службы безопасности, мы на такси  поехали в Рамат - Ган, к сестре. Приехали в день рождения моей мамы и прожили вместе, в небольшой двухкомнатной, заполненной хозяйскими вещами и нашими чемоданами,  квартире,  семь месяцев. Жили на очень скромное пособие, изучали в ульпане иврит, сидели в противогазах во время обстрелов и раз в неделю ходили всей семьёй на базар (который был «у чёрта на куличках») - вживались в новую реальность, как могли.  В неё неожиданно вклинилась ещё и моя болезнь и если бы не случайная встреча с бакинским приятелем   врачом - рентгенологом  Семёном Щаринским (10) без него  моя история  наверное закончилась бы  существенно раньше. Он принял меня без направления и установил причину болезни. Пришлось мне, без отрыва от производства, лечится и после двухлетнего глотания огромного количества таблеток болезнь отступила.  В ульпане я проучился недолго (два месяца из положенных пяти), так как иврит я немного знал и даже преподавал его до отъезда. Затем после пятимесячного курса по электронике почти год проработал техником на кафедре электроники в  Беэр - шевском университете  и два года  инженером  в  научно-исследовательской технологической теплице  в г. Кириат-гат. С 1993 по 2016 гг. преподавал  радиосвязь в Холонском Технологическом  Институте, занимался исследовательской работой  под руководством  проф. М.Банка (11),руководил студенческими проектами  в колледжах  Ашкелона  и  Ашдода. После небольшого перерыва продолжаю заниматься тем же и там же - жизнь продолжается.

Примечание:

На фото парень с гитарой -я ( БМУ теплоход "Индигирка" 1960 г. )

(1)  Щеблыкин Иван Павлович - этнограф, археолог, реставратор и художник, кавказовед.
http://www.ourbaku.com/index.php5/-_,_,_,_

(2) Горохов Василий Павлович – высококлассный слесарь железнодорожник. Он и жена его Шура   сидели за "троцкизм", но недолго. Поэтому-то их и уплотнили - отняли одну комнату и поселили в ней молодую семью - мать и отца, тогда сотрудника КГБ. 

(3) Зохраб Афрасияб оглы Адигезалзаде – яркий представитель азербайджанской фортепианной школы, исполнитель, педагог, воспитавший многих замечательных музыкантов.
http://www.popurri.kz/ispolniteli/zohrab-adigezalzade/

(4) Рехельс Лейб Ниссенович
 http://www.ourbaku.com/index.php5/

(5)  Роберт Шлимак - работает в изобразительном искусстве, графическом    дизайне и пишет стихи. Приобрел репутацию профессионального художника, участвуя во многих популярных выставках. Роберт некоторое время жил в Австрии и Италии (1989-1990) и выставлял там свои работы. В конце 1990 года он эмигрировал в Австралию. Живёт он в Мельбурне. http://gallery.ru/watch?a=VPv-een5

(6)  Октай Рзаев -  окончил физкультурный институт, кандидат в мастера спорта по современному пятиборью, чемпион республики по подводному ориентированию, призер всесоюзных соревнований по подводной охоте. С 1963- 1995гг возглавлял республиканскую туристическо-контрольную спасательную службу. Служил в спортроте в Бакинском округе ПВО, где выполнил норматив мастера спорта СССР. Работал12 лет в N-ской воинской части инструктором по горной подготовке для проведения боевых действий в горах. Известный в Азербайджане путешественник, начальник департамента по внутреннему туризму одной из туристических фирм страны.
http://www.azeri.ru/papers/echo-az_info/73517/

(7)Патенты: http://www.findpatent.ru/byauthors/908087/

(8)  Рудольф…. Занимался электроникой на заводе" Калинина". В прошлом гимнаст перворазрядник. Неприхотливый экстремал - любитель путешествовать в одиночку в горах. Сейчас живёт в Германии.

(9) Наум Кайков – высококлассный инженер – программист НИПИ "Нефтехимавтомата". Яхтсмен -  многократный чемпион Азербайджана в классе "Дракон". Недавно, уже в солидном возрасте, готовился выступить от республики (в личном зачёте) на Олимпийских играх, но что-то ему помешало. Живёт в Баку

(10)  С.Т. Щаринский – врач - рентгенолог (1941- 2012)
http://www.ourbaku.com/index.php5/-

(11) Prof. M. Bank
Профессор Михаэль Банк получил степень бакалавра и степень магистраdegree in communication engineering from the Leningrad Institute of Communications in 1960. в технике связи Ленинградского института связи в 1960 году. In 1969 he received a Ph.D. В 1969 году он получил степень доктораdegree in the field of FM signal detection and in 1990 a Doctor of Science degree (Russian equivalent of professor). в области FM обнаружения сигнала и в 1990 году степень доктора наук (профессора). Since 1992 he has worked as a consultant for the Israeli communicational company Bezeq, and also during that time and to the present has been a professor at the Holon Institute of Technology (HIT). С 1992 года он работал в качестве консультанта для израильской коммуникационной Безек компании, а также в течение этого времени и до настоящего времени был профессором в Холон технологического института (HIT). He has authored four books and more than a hundred articles. Он является автором четырех книг и более ста статей. Prof. Bank proposed a new mobile communication method called the Frequency Bank Signal (FBS). Профессор Банк предложил новый способ мобильной связи, называется частотой сигнала банка (FBS). His research interests include mobile communication systems theory and video and audio compression methods. Его научные интересы включают мобильную связь теории систем и видео и аудио методы сжатия. А также однопроводные линии электрической связи. Автор нового типа антенн – МБ антенна.
 www.hit.ac.il / персонала / commEng / Michael_Bank / M_Bank.html
 http://ofdma-manfred.com/


Рецензии