Мир фиолетовый в клеточку

Как-то вечером, укладывая спать детей, я разговорилась с ними о прошедшем дне в детском саду. Они отвечали на мои вопросы, и сын вдруг выдал:
- Мама, представляешь, а у нас Света – коробка.
Я немного растерялась, соображая, почему? Может, фамилия у девочки созвучная?
- Почему коробка, сынок?
- Потому, что она все время себе в карманы все складывает. Потом – выкладывает. Складывает. Выкладывает.
Я расхохоталась и расцеловала своих малышей. Всегда думала, что мировосприятие - чувство приобретенное, складывающееся в течение жизни из собственных наблюдений и переживаний. А оно, оказывается, передается на генном уровне. Может быть, не полностью, но часть – точно.

С детства я мыслю образами. Наверное, потому, что рано начала читать. Читала, что называется, «взахлёб», переживала прочитанное и ассоциировала героев книг со стихиями, предметами, машинами, представителями флоры и фауны. Мама посмеивалась надо мной, а отец понимал с полуслова. Теперь я знаю, почему. Мой сын мне это объяснил.
С возрастом способность воспринимать мир «фиолетовым в клеточку» никуда не пропала. Я вижу, похожа ли машина на своего хозяина, чувствует ли она его, подходят ли они друг другу? Я различаю людей по запаху и цвету. Не кожи (боже упаси!), а образа жизни или… Как бы это объяснить?
Люблю наблюдать за людьми. Мне интересно все: как выглядят, говорят, держатся в обществе, поступают в той или иной ситуации. За несколько минут, проведенных в большой компании, я расскажу вам какого цвета у кого глаза, сколько сережек в ухе и о разной длине шнурков на ботинках. При этом, к неудовольствию хозяев, я не замечаю нового ремонта в гостиной, дорогих штор или винтажной люстры…

Люди-бабочки легко порхают по жизни, не заморачиваясь на своих проблемах, не говоря уже о глобальных. Они легкие в общении, не скандальные, любой приятной мелочи радуются, как дети. Всегда счастливы тем, что имеют и не рвут пупок в борьбе за место под солнцем. Красивы и приветливы, их многие любят, но, зачастую, за их спиной крутят пальцем у виска.

Есть люди с «розовым фантиком в голове» . Цвет может быть иным, но фантик присутствует обязательно. Они основательно на чем-то зациклены: на внешности, карьере, семейных неурядицах, гадалках, машинах, здоровье… Их вид, дом и жизнь - в штампах того, на чем их «перемкнуло». Любая тема разговора, как бы ты не уворачивался, обязательно сведется на их любимый «фантик».

В моем мировосприятии существуют люди-Симбы. Так зовут главного персонажа из мультфильма «Король-Лев». Их видно «издалека и надолго». Скорее даже, их не просто видишь, их чувствуешь: умные, воспитанные, сильные, гордые, знающие себе цену. Не набивающие, а именно знающие. Люди чести и совести, способные дать дельный совет, поддержать и вовремя щелкнуть по носу, если зазнаешься. Уважаю таких безмерно, всегда стараюсь рассмотреть и запомнить элементы сплава, их составляющего.

Есть люди- гармошки. Они нарочито веселы и громкоголосы, окружающим кажется, что душа у них – широкая, человеколюбие – абсолютное, а жизнь – сладкая и радостная. «Гармошки» все делают напоказ, под апплодисменты публики, но никогда не поделятся ни с кем своими реальными проблемами. Только оставшись наедине сами с собой, они «сдувают меха», стирают с лица вечную благодушную улыбку и влезают в свой футляр, чтобы оттуда всех тихо ненавидеть.

Люди-крышки. Они противные, потому, что считают, что слово их единственно верное и всегда должно быть «сверху». Любое мнение, отличающиеся от их собственного, не имеет права на существование. Они постоянно лезут в твою жизнь с советами, задают вопросы, но не слушают ответы – им не интересно, спросили просто так. Часто перебивают, рвут нить беседы, перескакивая на то, что у них в данный момент в голове. «Крышки» любят, чтобы их постоянно за что-то хвалили. Они могут сделать доброе дело, даже оказать помощь, но тут же будут ждать от тебя бесконечных благодарностей, полного подчинения и диферамб.

Мне нравятся люди-семена. Скорее всего, их предназначение – вложить и прорастить в твоем сердце что-то непременно очень хорошее. Они бескорыстны, поэтому все делают от души и для души. Могут вдруг обратить твое внимание на краски пылающего заката, невероятные цвета которого способна смешать только сама природа. Их хочется слушать внимательно, они умны, тактичны и вежливы.

Всегда искренне удивлялась людям-рыбам. Во время общения посмотришь человеку-рыбе в глаза, а там, что называтся, «свет горит, а дома нет никого». Ни работы мысли, ни эмоций. Смысл их жизни в примитивности : «Ну вот, поели. Теперь можно и поспать». Развития никакого, интересы приземленные, память – 3 секунды.

Прекрасны люди-бусины. Я их люблю. Вы видели, как рассыпаются по полу бусины? Звонко и радостно подпрыгивают, разбрызгивая цветной веселый фейерверк в разные стороны. «Бусины», обладая прекрасным чувством юмора, искрометно шутят, в доме у них просто, весело и шумно. Для своих детей они – друзья, а не строгие менторы. При общении с «бусинами» нет смысла надевать маску ханжества или показного благочестия – они ее сразу же с тебя сорвут и ненавязчиво вовлекут в свой водоворот позитива и маленьких человеческих радостей.

Люди-пупыри всегда появляются вдруг. Причем, вот только что был, кажется, «человек человеческий» и на тебе – пупырь! Чаще всего, это происходит с людьми, вдруг получившими повышение по службе, неожиданное высокое покровительство или вдруг раскрутившими выгодный бизнес. Эти люди неумны, поэтому меняются мгновенно: жесты, походка, манера держаться и говорить, взгляд свысока, спесь и превосходство даже если они не пупыри, а так – едва заметные пупырышки.

Рядом с «пупырями» всегда и везде люди-двухвостки: заглядывают в глаза, стараются услужить, разбивают носы, исполняя поручения, извиваются, стелются, расхваливают, а в душе исходят желчью, смертельно ненавидят успешных, плюют им в спину. Их ядовитая злость появляется от зависти и понимания своей несостоятельности, но они до последнего надеются так мастерски лизнуть чужую пятку, что им все-таки перепадет крошка с барского стола. Брр!

Мне встречались люди-варежки, укрывающие и согревающие тебя в часы неудач, страхов и сомнений; люди-жабы, у которых даже их «головастики» поклоняются деньгам и, как маленькие кощеи, чахнут над своими копилками; люди-скальпели, режущие правду-матку со здоровой долей «хорошего» цинизма; люди-крабы с огромной загребущей клешней и надежно спрятанные под панцирем нужных связей или служебного положения, люди-олени (вслушайтесь в звучание слова «олень», и вам сразу станет понятно, что должен представлять из себя такой «индивид»)… Каждый человек – образ.

Я люблю людей и считаю, что все имеют место быть. Мир не может состоять только из хороших или плохих людей. У каждого из нас свои «тараканы», и я никогда не полезу в чужую жизнь со своим «уставом», с каким бы образом человек ни слился у меня в голове. Но есть в моем мировосприятии еще одна категория людей, к которой у меня особое отношение.
Люди-тушенки. Абсолютно бесхребетное мясо в яркой и упаковке из тонкого дешевого металла. Вертятся как флюгеры в направлении врагов и друзей в попытках приспособиться к жизни. Именно приспособиться, потому что они – тушенки. Или идут и делают то, что им скажут, мнения своего не имеют и иметь не хотят.
Разная бывает тушенка. В семье вторая половина может обругать такого человека матом, при всех высмеять и унизить. А он и не сопротивляется. Может вякнуть что-то вполголоса, но это так – для поддержания разговора. Это тушенка баранья – тупая и покорная. Есть куриная – чаще всего «женская» и недалекая. Есть говяжья (уж извините за гастрономические термины) – туша неподвижная на диване или в кресле с интеллектом меньше булавочной головки, крошками от еды на животе и в необъемных штанах с пузырями на коленках. Заячья – где к бесхребетности добавляется страх перед всеми и вся, трясущиеся колени и желание быстрее прыгнуть в свою привычную нору, чтобы не высовываться.

Но самая противная тушенка свиная – неблагодарная, хамоватая, имеющая претензии на превосходство. На людях – орлы, всезнайки, советчики, а на деле – рохли и трусы, постоянно находящиеся под давлением обстоятельств и собственных страхов. Это страшные люди, они могут предать, в них много от жаб и двухвосток, они с легкостью кинут дружбу и доброе отношение к ногам собственной выгоды.
В первый раз в жизни я делюсь с кем-то этой частью своего мира, и мне почему-то это нравится. Как нравится и сам мой мир – не монохромный, не краеугольный штамп, а пестрый бушующий океан красок и образов. Красотища!


Рецензии
Какой удивительный мир раскрываю, читая рассказ! А ведь все так!! Ловишь себя на мысли - я согласна с такой классификацией, потому что что-то подобное мелькало и в моей голове. Но вот так ярко, образно, очень точно я бы не смогла сказать! Браво, Ярослава!

Галина Бехер   19.11.2019 17:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.