Чужая территория

Уже много лет подряд на весенних каникулах мы собираемся большой и теплой компанией. Взрослых только больше двадцати, а уж детворы всякого возраста! Если погода позволяет, едем на природу, если нет – в гости к тому, чей дом может принять нашу шумную веселую орду. В этом году поехали к Артему, подгадав каникулы к его новоселью в большом коттедже, в пригороде.

Компания потихоньку съезжалась, столы накрывались. Оказалось, что забыли розжиг для мангала, и хозяин новостройки поехал в небольшой магазин, находящийся прямо на территории коттеджного поселка. Мои малыши напросились с ним покататься на внедорожнике, я поехала с ними.
Артем забежал в магазин. Мы любовались через окно красивыми домами. Маленький мальчик лет четырех сидел на бордюре и водил веткой по лужице. На нем была старенькая куртка явно с чужого плеча и резиновые сапоги, размера на три больше. Вид ребенка настолько не соответствовал месту неприкрытого благополучия, достатка и жизненного процветания, что подумалось: « Заблудился и зашел на «чужую» территорию». Слово «чужая» неприятно царапнуло душу.

Он явно с кем-то беседовал и улыбался, но окна в машине были закрыты, и я ничего не слышала. Через минуту из-за прилегающего к магазину коттеджа вышел его собеседник - мальчик лет десяти с большой пластиковой лопатой. Он что-то сказал малышу, и они рассмеялись. Старший деловито поправил шапку и принялся раскидывать мокрый тяжелый снег с небольшой колеи: поддевал понемногу липкой снежной грязи и отработанным движением откидывал на газоны. Было видно, что трудиться маленькому человечку не в новинку.

Мальчишки поздоровались с Артемом, вышедшим из магазина, за руку – по-мужски. Тот достал из пакета два пирожных, угостил ребят и сел в машину. Мы наблюдали за пацанами. Старший откусил кусочек от пирожного, достал носовой платок, завернул оставшееся и положил во внутренний карман куртки. Младший вернулся на бордюр, осмотрел, улыбаясь, угощение со всех сторон и стал есть…

От соседнего дома к нему, виляя хвостом, подошла небольшая собака. Она тянула носом запах пирожного, вертела хвостом и заглядывала мальчишке в глаза. Пацан погладил собаку и, разделив пирожное пополам, отдал часть животному.
- Мам, мам, смотри, собака у мальчика пирожок утащила! – заверещали мои дети, - открой дверь, прогони ее, пожалуйста.
- Не утащила. Мальчик с ней поделился, - рассеянно сказала я.
- С собакой?! – удивились дети.
Я внимательно посмотрела на своих сорванцов. Что-то маленькое и острое вновь царапнуло душу. Что за день такой? Ну, приехала отдыхать – отдыхай. Нет же! Все эти противные «поколюшки» начались еще при въезде в так называемую «Долину нищих», где Артем построил дом. Со шлагбаума. Все вроде бы правильно: случайный лихой человек не зайдет, не заедет. Наверное, этот шлагбаум должен вызывать чувство сопричастности к престижу. А я почему-то испытала неловкость: отгородились люди от мира, от остальных, не таких как они – недостойных, что ли.

- Хорошие они. Вся семья, - вернул меня в реальность Артем, задумчиво глядя на мальчишек.
 На обратном пути он остановил машину у небольшого домика-сторожки при шлагбауме. На пороге показалась молодая хрупкая женщина. Артем вышел из машины и о чем-то оживленно с ней заговорил. Женщина улыбнулась и кивнула головой, соглашаясь.
Я узнала, что у мальчиков есть еще сестренка-шестилетка, и они живут с мамой в небольшом флигельке второй год. Летом, весной и осенью семья помогает жителям коттеджного городка управиться с газонами и цветниками, а зимой – со снегом. Старший сын до школы добирается с тремя пересадками сам, младшие остаются с мамой Таней.
Татьяна с мужем приехали в Россию из ближнего зарубежья лет пять назад. Лёнька – младший - уже здесь родился. Снимали жилье, муж работал на стройке, Таня сидела с малышами. Потом глава семьи стал ездить на вахту. Два раза приезжал домой, а потом пропал. Таня места себе не находила, искала – лишь бы живой был!
И был он живой, живее всех живых. И жил с молодой, необремененной детьми и моралью, учетчицей. О чем вскоре сообщил жене в SMSке . Так и написал: «Люблю другую. Детям помогу, если смогу». Не поверила: не он это пишет! Позвонила. Трубку взял сразу: да, все так, как написано…
Нужно было жить дальше, и она жила, растила детей, не гнушалась никакой работы. Как семья оказалась в этом пригородном поселке, Артем не знал.

В огромной гостиной было шумно и весело как всегда. Многочисленная детвора, разбившись на группки по интересам и возрасту гудела неугомонным пчелиным роем. Взрослые тоже говорили все почти одновременно, участвуя сразу в нескольких беседах. При этом все друг друга слышали, как бывает только в теплых дружеских компаниях.
Неожиданно в доме появились новые гости – трое детей, которых ввел в комнату Артем. Опрятные, причесанные, а девчушка – с огромными синими бантами.
- Знакомьтесь: Алексей, Катюша и Леня, - представил он детей по старшинству. Все замолчали, с интересом и радушием рассматривая маленьких визитеров, в которых я узнала мальчишек, убирающих снег.
- Здравствуйте, - сказал старший Алешка, смущенный всеобщим вниманием. Посмотрев на брата снизу вверх, поздоровались и остальные.
-Проходите, гости дорогие, - разом загомонили взрослые, а дети, с интересом выглядывающие из игровой комнаты, позвали новеньких к себе.

Весь вечер я потихоньку наблюдала за этими детьми. После еды они унесли свои тарелки в мойку, и остальные дети по примеру унесли грязную посуду в кухню, а Катюша начисто вытерла детский стол, промыла и повесила сушиться салфетку. А еще маленькая шестилетняя девочка причесала, привела в порядок и любовно рассадила по комнате взлохмаченных кукол в необъятной игровой с тысячью разных игрушек. Я любовалась старшим Лешкой, с легкостью решающим логические и технические головоломки в настольных играх. Умиляло, как он периодически посматривал на всех малышей в комнате – все ли в порядке? Одному носочек подтянул, другому «перебортовал» машинку, заколку двухлетней девчушке поправил, полюбовался и чмокнул ее в носик.

Мое душевное равновесие, особенно хрупкое в этот день, нарушил маленький Леня.
Вместе моими малышами и еще двумя карапузами он увлеченно играл в «железную дорогу». Присоединяя новые вагоны, разглядывал их с восторгом, «заводил» паровозы. Говорил без умолку, объяснял малышам, где колеса и почему идет дым из трубы.
- А это – шлагбаум, - пояснил он внимающим с открытыми ртами малышам, - это такая палочка-перегородка, чтобы тормозить тех, кому ехать нельзя. У нас такой тоже есть, чтобы чужие не заезжали.
- Какие еще «чужие»? – спросил мой сын.
Ленька задумался. Посмотрел вокруг – на детей в детской, на взрослых в гостиной.
 - Ну, чужие… У кого нет машины и дома здесь… Кто тут не живет,- он посмотрел на брата и сестру - Откуда я знаю? Чужие и всё!

Милый маленький мальчик, что же за жизнь такая у нас сейчас, что ты в четыре года можешь отличить «чужих» от «нечужих»? Как пройдешь ты свой путь, к чему будешь стремиться, кем станешь? Поделишься ли, спустя годы, пирожным с собакой?
Я долго живу, потому что помню единую школьную форму и общество, которое не делилось на богатых и бедных. Да, были обеспеченные, но в основном все были равны в своем невеликом достатке. В школе мы радовались обновкам друг друга и не отгораживались шлагбаумами, потому что все были «свои».
Понятно, что каждый человек занимает свою нишу в обществе. Стремясь подняться вверх, многие достигают духовных высот или увеличивают материальный капитал семьи. Сейчас перед детьми из богатых семей не стоят задачи с «трудностями», они уверены и в завтрашнем, и в послезавтрашнем дне, а пока имеют лучшие игрушки, дорогую одежду, частные садики, элитные школы. «Бедные дети богатых родителей» при всем этом не получают главного - должного внимания вечно занятых родных и, зачастую, воспитания.

Есть люди, которые, не справляясь с житейскими трудностями, падают на дно.
А есть и такие, как Татьяна, которые, стиснув зубы, идут вперед. Уверена, что своим детям она не покажет слез от усталости, тревоги и женского одиночества. Может, и на вопросы о папе отвечает, что он летчик-испытатель или геройски погибший космонавт. Они такие, эти сильные матери, воспитывающие не обиженных судьбой беспомощных хлюпиков, а целеустремленных, добрых и отзывчивых личностей.
Дай мне Бог здоровья и мудрости воспитать своих детей так, чтобы не чувствовали они себя чужими на любой территории; чтобы, споткнувшись, смогли подняться и идти дальше; чтобы знали цену труду и, не сомневаясь, могли поделиться пирожным с голодной собакой.
Ярослава Ильенко


Рецензии
Очередной рассказ талантливого Мастера! Как же точно обозначены "болевые точки" нашего общества.Очень распространенная "болезнь" - деление на чужих и своих. Можно это исправить? Не знаю, если честно. Но какой-то оптимизм почувствовала в самом посыле рассказа: если об этом начал говорить талантливый человек, приводя такие потрясающие примеры, не все еще потеряно.

Галина Бехер   22.11.2019 15:20     Заявить о нарушении