Сок граната

Может, кому-то этот случай покажется смешным, пустым и не требующим внимания. Не мне. Может, кто-то останется равнодушным. Не я. Может, для кого-то Средняя Азия – это только поставщик дешевой рабочей силы, а национализм – составляющая души. Не для меня. Какое страшное слово – национализм. Резкое, злое, жестокое. И живучее, будь оно не ладно!

Предъявите документы
Вечером выходного дня в общественной бане было привычно людно. Крепкий пар и душистые веники делали свое дело – люди выходили из отделений улыбающимися, легкими, чистыми, умиротворенными. За этим и ходят в баню. А еще за тем, чтобы после тяжелых трудовых будней, наряду с физической, ощутить духовную чистоту, сбросить груз повседневных проблем, поговорить обо всем и сразу в дружеской компании, расслабиться. В бане все равны, все в первозданном виде и нет там ни чинов, ни имен…
В мужском отделении среди прочих мылась компания молодых мужчин: русский парень Кирилл и трое товарищей-земляков из далекой родины – Узбекистана. Ребята уже много лет жили в России, работали, имели семьи и детей. Напарились, намылись, и, отдыхая перед тем, как выйти из бани, открыли по бутылочке пива. Еще несколько человек в предбаннике «потягивали» пивко и вели неспешную беседу. Один из парней-узбеков привез друзей в баню на своей машине. Попрощавшись с обществом: «Всех с легким паром!», он вышел на улицу к автомобилю.
 
В какой-то момент в предбанник вышел отдышаться мужчина
(назовем его N.). Покосившись на Кирилла со товарищи, сказал им:
- Чтобы я больше не видел, что вы тут пиво пьете!
 Парни посмотрели по сторонам, заинтересовавшись, кому предназначены гневные слова. Оказалось, что голый господин обращался именно к ним:
- Вы меня поняли?!
- А что случилось? Чем мы Вам помешали? – удивился Кирилл.
N., зло сощурившись, тяжело посмотрел на молодого мужчину:
- Ты, вообще, на чем сюда приехал? – продолжил он, обращаясь к узбеку и не отвечая на вопрос русского.
- Привезли меня, а что? Дело-то в чем? – недоумевая, ответил парень.
- Людей вот везде давят, а ты пиво пьешь сидишь! – все больше свирепея повысил голос банный командир. – О происшествиях на дорогах слышал?
- Слышал. Да я-то тут при чем? Я за руль пьяным не сажусь.
Все отдыхающие в предбаннике мужики притихли и с интересом наблюдали за странным диалогом. N. явно «имел что-то еще сказать», злился, пыхтел, но зашел в помывочную, громко хлопнув дверью.
Не успели мужики переглянуться и опомниться, N. вернулся. Сверкнув глазами в сторону Кирилла, вновь обратился к парням-узбекам:
- У вас патент есть?! Регистрация?! Покажите! Я сейчас сделаю один звонок и вас всех проверят! Сейчас вы все, что нужно, покажете!
И, повернувшись к Кириллу, выдал наконец то, из-за чего, как оказалось, свирепствовал (дословно):
- Ты чего с ЭТИМИ пиво пьешь?!...

- Мне никогда не было так стыдно, - рассказывал нам Кирилл. – Стыдно за него… За нас, русских… За страну, которую ребята уже много лет считают второй родиной…
Вы не поверите, но господин N оказался офицером, а история имела продолжение. На перекрестке машину, на которой парни приехали, встречал патруль ДПС с мигалкой – по всей форме. Документы у всех и на все оказались в полном порядке, и ребятам пожелали счастливого пути.

Кусочек души
История меня шокировала. К Вам, господин N. и Вам подобным, я и хочу обратиться.
Известно ли вам, какой вклад в историю искусства, литературы, архитектуры, медицины и других наук внесли представители узбекского народа? Знаете ли о том, что во время Великой Отечественной войны Узбекистан принял, спас и выкормил пять миллионов беженцев? Каждый день приходили узбеки на привокзальные площади и разбирали по своим семьям детей-сирот, раненых и остальных напуганных несчастных людей. К вечеру никого из прибывших не оставалось на вокзале. Известный узбекский поэт Гафур Гулям, принимая в семью русских детей, писал:
… Разве ты сирота? Успокойся, родной.
Словно доброе солнце, склоняясь над тобой,
Материнской глубокой любовью полна
Бережет твое детство большая страна.
Здесь ты дома, здесь я стерегу твой покой.
Спи кусочек души моей, маленький мой…
Не думаете ли Вы, господин N., что, возможно, кто-то из Ваших родных и являлся в то страшное время частью чистой и щедрой узбекской души? С эвакуированными делились последней лепешкой, давали землю, устраивали праздники для детдомовцев, выхаживали раненых. Так же, как и все остальные провожали своих сыновей и отцов на фронт и в тылу делали все для Победы…

Я родилась и выросла в Киргизии, а потом десять лет жила в Узбекистане. Там есть, чему поучиться. Уважению к старшим, к детям, к мужу и женщинам, например. Никто и никогда в Узбекистане не «сдаст» мать или отца в дом престарелых. Эти самые почтенные люди – прародители - всегда сидят во главе любого стола, к ним заходят дети и внуки с низким поклоном, с благодарностью за воспитание и саму жизнь. Их руки прикладывают к своим губам и сердцам в знак благословения.
 
Узбеки – великие труженики, поля и дома их в безупречном порядке, дворы чисто выметены и обрызганы водой уже к шести утра, каждое деревце вдоль дорог и трасс подбелено. Мужчин там слушают беспрекословно – не потому, что боятся, а потому, что уважают. Есть за что: мужчина - добытчик, защитник, он справедлив и с раннего детства приучен к труду . Надежное плечо для семьи, любящий муж, строгий родитель. Ни одной узбечке даже в голову не придет визжать и оскорблять своего мужчину, а тем более поднять на него руку. При родителях или старших не посмеет выпить бокал вина ни один мужчина, а тем более – женщина.
Недавно, кстати сказать, наблюдала одну картинку. Сидим с мужем в машине у нотариальной конторы. Подходит к открытому окошку мужичок (именно мужичок – мужчиной не назовешь даже с натяжкой). Весь трясется с похмелья (в полдевятого утра!) и просит угостить его сигареткой. Прикурив, радостно и гордо сообщает моему мужу, показывая на лицо: «Видал, как мне моя жена засветила?». Синяк- гематома у него на всю левую часть лица, и счастлив он счастьем абсолютным.

Я много лет живу в России, люблю ее безумно и твердо могу назвать себя патриотом моей великой страны. Когда, где и перед кем угодно готова отстаивать ее интересы. Мне просто больно, когда словом или делом обижают тех, у кого другой цвет кожи, другое вероисповедание, другие убеждения, другая ментальность. Я ненавижу агрессию и разжигание национальной ненависти, считаю их недостойными цивилизованного человека, ведь без толерантности невозможно стабильное существование многих многонациональных государств, где исповедуют различную веру и придерживаются своих обычаев. Иначе общество будет больным, тормозящим свое развитие. Не говоря о том, насколько это опасно – не быть терпимым к тому, кто не такой как ты.

Голый пистолет
Как и Кириллу, мне стыдно за Ваше поведение в бане, господин N.. Вас никто не обидел, Вам не нагрубили в ответ, никто не нарушал заведенный порядок. Возможно, у Вас личные счеты с кем-то из представителей других национальностей – везде есть плохие и хорошие люди. И по поступкам некоторых представителей многие судят о целой стране. Вот и о Вашем поступке ребята расскажут на родине, а там удивятся, что в российские бани теперь нужно ходить с патентом и регистрацией. Только никто, как и я, не поймет, куда, извините, эти документы нужно прицепить голому человеку, чтобы таким людям как Вы сразу было видно, что с бумагами все в порядке? А если не в порядке, то такой же голый бдительный офицер, вооруженный лишь тем, чем бог наградил, обязательно всех арестует. Прямо там, в бане, среди полков и веников. Эх, вы, человеки…

Недавно я невольно услышала, как один из этих парней-узбеков говорил по телефону о любви своей жене, ждущей его на родине. На чистейшем русском он сказал, приблизительно, следующее: «Мое сердце горит в огне. Разлука  кинжалом вонзилась в него. Кровь капает из моего сердца, подобно соку граната, выжатого двумя руками. Не считаю жизнью ни одной секунды, прожитой без любви к тебе, моя нежная…».
Я представила себе чернобровую красавицу, к которой неслись за тысячи километров такие красивые слова и, мне кажется, даже увидела ее среди кистей сочного винограда - скромную и почтительную; почувствовала запах спелой дыни, жаркого солнца, райхоны и граната.
Я хотела бы, чтобы мои дети услышали и запомнили эти слова, чтобы когда-нибудь поняли их значение, любили и были любимы. Чтобы сердца их были чистыми и выросли они людьми. Людьми, уважающими себя и других: темных, светлых, полосатых - молящихся Иисусу, Будде или Аллаху.


Рецензии
Полностью разделяю позицию автора! Спасибо за поднятую проблему, которая представлена таким прекрасным языком. Очень убедительно и эмоционально!

Галина Бехер   08.12.2019 18:50     Заявить о нарушении