ОН и ОНА

ОН

Он торопился домой. По привычке. А машину он сегодня не взял почему-то. Он не мог себе ответить на вопрос, зачем бежал за отходившей маршруткой и потом досадливо махнул рукой – маршрутка не собиралась его ждать. Дома Его никто не ждал. Уже давно. Вернее, Она была дома постоянно и даже умело вела хозяйство, как-то даже изящно его вела. По привычке. Но Его никто не ждал дома. Никто. Даже Она.

Он пошел пешком. Не так уж и далеко – всего три остановки. Он шел по парку, казалось, ни о чем не думая: ни о Ней, ни о не дождавшейся его маршрутке, ни о том, почему все так сложилось – сложно и просто одновременно…

- Ну и не надо! Ты никогда обо мне не думаешь! – донеслось до него справа.
Он оглянулся: на скамейке, надув губки и отвернувшись в сторону, сидела хорошенькая блондинка; рядом с ней на краешке примостился юноша совершенно несуразной внешности. «Несуразность» особенно проявлялась на фоне его спутницы: тощий, с длинными руками и ногами, с мышиным хвостиком волос на затылке, он казался жалким просителем принцессы.

- Ляля, я всегда думаю только о тебе! Ну, что ты такое себе напридумывала! – несуразный юноша оказался обладателем удивительно приятного, бархатно-низкого голоса.

Он присел на скамейку неподалеку: парочка Его заинтересовала. Казалось, ничего интересного: ну выясняют отношения молодые люди, у кого не бывает. Но уж больно разительна была между ними разница, исключающая даже возможность их отношений.

- Ляля, ну давай все обсудим… ведь это такие возможности, перспективы… другого случая может не быть. Ну послушай меня, я же для нас двоих это все делаю! Ну не дуйся, посмотри на меня. Все хорошо. Все хорошо? – юноша еще что-то говорил своим бархатным голосом, Ляля склонила голову ему на плечо и молчала.

Он вспомнил, как двенадцать лет назад Он и Она сидели на берегу пруда и обсуждали его назначение. «Ты думаешь только о себе, о своей карьере. А я? Что я буду делать в этом забытом Богом городишке? Я дизайнер! Что, что ты мне можешь предложить?» Она говорила долго, горячо, не слушая Его. А тогда решалась его судьба, его мечта начать дело почти с нуля там, где ничего подобного не было. Это был его путь, который Он начертал в своей голове еще давно, на втором курсе института. Он не смог ее убедить, Он не смог за Нее решить ее судьбу и ее карьеру за счет своей. Он слишком любил Ее. Хотя, разве можно любить слишком или не слишком? Можно либо любить, либо не любить. Он любил.

Он остался здесь и даже неплохо устроился, и даже неплохо зарабатывал. Настолько неплохо, что отпала надобность работать Ей. Но что-то тогда, давно, двенадцать лет назад, поселилось внутри Него и не давало покоя. Он не понимал, что это и почему оно блуждает по закоулкам его души, рождая тоску. Он работал по специальности, хорошо зарабатывал, Его ценили, Он был профи, знакомством с Ним гордились…

Он сидел, запрокинув голову и закрыв глаза, подставив свое породистое, красивое лицо осеннему солнцу. Он уже не слушал, о чем говорили принцесса-блондинка и несуразный юноша с бархатно-низким голосом. Он думал о том, почему в его жизни сложилось все так просто и в то же время так сложно. Чем Он не доволен? У Него есть все, что желает обычный человек – самый обыкновенный обыватель, который каждый день просыпается, идет на работу, возвращается домой, позволяет себе не запоминать цены на каждодневные продукты и который живет без бед, слава Богу.

У Него есть даже больше, чем у обыкновенного обывателя: у Него есть Имя, Его знают и ценят. А когда Он берет Ее на разные приемы, фуршеты, корпоративные вечеринки и прочие светские тусовки, их провожают немного восторженные, немного завистливые взгляды: Он и Она – красивая пара, благополучная семья, у них в жизни все со-сто-я-лось, именно так – со-сто-я-лось!

Хорошенькая блондинка и несуразный ее спутник поднялись и, обнявшись, неспешно пошли по аллее. Юноша смог ее убедить. И его принцесса смогла ему поверить…
Он сидел на скамейке и смотрел, как тихо, совершая пируэт в солнечном свете, падают с дерев листья. Они отслужили свой век и теперь тихо уходят из жизни – прощальный танец в лучах осеннего солнца. Он уже не торопился домой. Потому что Его там никто не ждал. Даже Она. Уже давно.

«Не прожить нам в мире этом без потерь. Не уйдет, казалось, лето, а теперь, а теперь…» - вспомнился старый шлягер. Не прожить без потерь… без потерь чего? Лето прошло, наступает осень. У Него все есть, Ему тридцать пять, и это не осень жизни. Надо идти домой, потому что уже пора. Она его ждет к ужину и будет недовольна, что опоздал.

ОНА

- Нет, Тата, в этом году не получится, наверное… Я хотела во Франкфурт на ежегодную выставку поехать… ну да, офисной мебели… ну и что, что не беру заказы, но в курсе основных тенденций надо быть, - Она красиво запрокидывала голову, рассматривая свой профиль в зеркале напротив. – Да нет же, не против. А когда Он был против?.. Нет, еще не пришел… не говорила… потом скажу… Тата, ну прекрати иронизировать. «Диванный дизайнер» - это звучит двусмысленно… Мне нет нужды зарабатывать деньги, дизайн – мое хобби. Должна же я чем-то увлекаться… Ну ладно, потом договорим. Пока, привет твоему… да-да, пока-пока.

Она отключилась. Тата, как всегда, несносна в своей иронии. «Диванный дизайнер»… Да что она понимает! Сидит над своими проектами днями-ночами, лучше бы своего подпихнула поискать работу с зарплатой побольше. Как же, «это дело его жизни»! Да если бы Она позволила Ему заняться «деломегожизни», они бы до сих пор сидели в этом полупровинциальном городишке (как он там называется – она не может вспомнить), за Уралом. Какие уж тогда выставки за рубежом дизайнерской мебели! Франкфурт, Милан, Стокгольм…

Ладно, выставки можно пропустить, вывести за скобки жизни, дело не в этом. Она никогда не понимала безумных мечтаний о каком-то там Деле. Жизнь проста и предсказуема, если поставить ее на правильные рельсы. Ей это удалось сделать двенадцать лет назад. Она молодец. А Тата, ее институтская подруга, всю жизнь создает условия «для реализации таланта» своего мужа.

Талант должен создавать условия для жизни, приносить простые, понятные всем дивиденды – достаток, уют, исполнение желаний. Так думала Она. Думала правильно. Убедила в этом Его тогда, двенадцать лет назад, на берегу пруда. Поэтому у нее все было, все со-сто-я-лось. И когда они идут вдвоем на каком-нибудь приеме, фуршете, корпоративной вечеринке, им, молодым, красивым, успешным, смотрят вслед, любуясь и немного (а может, и много – ну и пусть!) завидуя, потому что у них все со-сто-я-лось, именно так – со-сто-я-лось!

Она посмотрела на часы. Почему Он до сих пор не пришел? Он всегда пунктуален, всегда аккуратен во всем, всегда предсказуем. Она его ждала. Ей нужны деньги, она едет на ежегодную выставку во Франкфурт. Пора покупать билет, бронировать гостиницу. Где Его носит? Давно остыл ужин, придется разогревать.

Она терпеть не могла, когда нарушались ее планы, когда ход жизни даже в малом давал сбой. У Нее всегда все готово, все рассчитано, распланировано и осуществлено, все до мелочей. Даже дома. Вазы, статуэтки, диванные подушки, картины и постеры и всякая дизайнерская мелочевка знает свое место. Ее дом – это ее дизайнерский проект, визитная карточка ее семьи – успешной, красивой, благополучной, знающей свое место под солнцем жизни. Она изящно вела Его и свою жизнь по давно начертанному плану, который уже двенадцать лет не давай сбоя: Его карьера – Ее сопровождение, их дом – Ее руководство, их знакомства, приятели, друзья – Ее контроль. Пожалуй, Тата со своим мужем – единственные, кто остался от той давней, неустроенной студенческой жизни. Наверное, как пример, аргумент – так не надо жить, потому что жить можно и нужно так, как распланировано и рассчитано в Ее «дорожной карте». Где Его носит?

ОНИ

Зашевелился ключ в замке. Наконец-то!

- Что случилось? Что-то непредвиденное на работе? Ужин уже два часа остывает.
- Все хорошо. Просто шел пешком через парк.
- ???
- Погода хорошая, решил пройтись.
- Надо было позвонить. Пять минут – и ужин будет на столе. Я тебя жду.

Она знала, что мужа сначала кормят, потом излагают свои просьбы. Даже если уверена в положительном ответе. Но правильно сначала кормить, потом решать вопрос.

- Спасибо, все, как всегда, вкусно. Я в кабинет, мне надо поработать. Скоро презентация нового проекта.

- Подожди, надо решить вопрос. Я еду во Франкфурт на ежегодную выставку дизайнерской офисной мебели. Нужно заказывать билет, бронировать гостиницу. Мне нужна наша «разъездная» кредитка.

Он остановился посреди комнаты, повернулся к Ней. Ее красивое ухоженное лицо не выражало никаких эмоций. Она выглядела безупречно даже дома: волосы, лицо, одежда – все было просто, по-домашнему и в то же время изящно и безупречно правильно. Как и все в Ее жизни.

- Я все время хочу спросить: зачем Тебе эти выставки? Ты ничего не проектируешь, не берешь заказы. Зачем? Нет, дело не в расходах. Просто ответь: зачем?

- Я должна быть в курсе последних тенденций…

- Зачем? Ты всегда рациональна, у тебя все просчитано, все имеет свое место. Какое место в твоем жизненном плане-проекте занимают эти поездки по выставкам, какие они дают дивиденды? Ты мечтала заниматься дизайном помещений. Где твои мечты? Вот эта стометровая квартира? Это все? Ради этого все…

Она смотрела на Него и не узнавала. Что случилось за последние два часа? Нет, ему не денег было жалко – он всегда относился к ним просто, по-философски: деньги зарабатывают, чтобы тратить. Где он был два последних часа?

- Послушай, что случилось? К чему эти речи? Я каждый год езжу на выставку…

- Вот и я про то же! Каждый год! Зачем? Светское развлечение? Ради этого я бросил свою тему, ради этого я не сделал то, о чем мечтал?..

- О чем ты мечтал? О защите диссертации? Ты ее защитил, у Тебя все сложилось: работа, карьера, деньги…

- Что сложилось? У меня нет Дела, Дела, о котором я мечтал, которым бы я жил, дышал! Ты хотела быть дизайнером, тебе нужен был большой город, в котором твои желания, стремления могли реализоваться. Я не смог тогда, двенадцать лет назад, превратить Тебя в жертву своей мечты. Это неправильно – жить, творить, мечтать за чужой счет, за счет любимого и дорогого тебе человека! Что в результате? Твоя мечта ограничилась ста квадратами нашей квартиры. Ты этого хотела? Тогда это нечестно, понимаешь, нечестно по отношению ко мне!

Она смотрела на Него, как на безумного. О чем Он говорит? Что за юношеские бредни?

- Я довольна своей жизнью, нашей жизнью. У нас все сложилось, понимаешь, сло-жи-лось! Прекрати истерику и оглянись вокруг. Тысячи, десятки тысяч считают копейки, думают, как прожить от зарплаты до зарплаты, как вырастить и выучить детей, пристроить их на хорошее место, чтобы те потом не считали копейки и смогли вырастить и выучить своих детей. Хорошо говорить о своем Деле-мечте, если у тебя есть свободная кредитка, сто квадратов обустроенного собственного пространства и возможность завтра презентовать собственный новый проект. Я еду на выставку, потому что я так привыкла, я заслужила свое хобби двенадцатью годами своего труда по обустройству Твоего пространства. А ты можешь продолжать свои рефлексивные потуги. Только не забудь: у тебя презентация проекта, от которого будет зависеть, сможешь ли ты продолжать рефлексировать после ужина, пройдясь по парку, или тебе придется решать вопросы: на что жить, где работать и как реализовать очередные идеи. Все, мне пора заказывать билет и гостиницу. Прости, если была слишком резка.

Она оставила его посреди комнаты. Переваривать то, что Она сказала, сказала разумно, рационально – как всегда. А может, и не было никакой мечты? Была блажь, романтика куда-то ехать, мчаться «за туманами», придумать себе, что Ты – это обязательно новое слово в науке? Он не знал. Его мысли разбивались о проверенные жизнью аргументы его жены. Которая Его не ждет. Уже давно. А зачем ждать, если Он все равно придет по расписанию, как поезд. По расписанию, которое утверждено еще двенадцать лет назад и пока еще ни разу не давало сбоев. У них все со-сто-я-лось...


Рецензии
Извечная проблема - мужская рациональность рассуждений и женская уверенность в том, что "визитная карточка" сложившейся семьи, показной дизайн, как показушная "благополучность" жизни, важнее каких-то мелочных вопросов по поводу того, нафига выбрасывать на ветер пару тысяч евро, за эфемерную, пустую по сути идею, "оставаться в тренде".
Непонимание жены, переходящее в агрессию: "Я еду на выставку, потому что я так привыкла, а ты можешь продолжать свои рефлексивные потуги".
Синдром Анны Карениной: однажды в школьном сочинении я написал, что она дура. Получил тройку потому, что не было ошибок, и потому, что за меня заступился учитель по истории, но некое порицание мне было высказано :-)
Здесь похоже: ОНА, конечно, дура (с моей колокольни понимания), но и ОН дурак, что потакает, пусть даже при очень неплохой зарплате :-)

Гоша Ветер   04.07.2020 22:52     Заявить о нарушении
Что ж, Гоша Ветер, Вы правы в том, что показушное счастье и благополучие оглупляет обоих и порождает взаимное непонимание. Иначе, по-бытовому, да, два дурака мучаются рядом, ощущая одиночество вдвоем. Сильная женщина и слабый мужчина - один из распространенных вариантов современной семьи...
Мне как автору жаль их обоих. Радости-то нет...

Спасибо за интересный отзыв!
P.S. Я бы Вас за сочинение по Карениной не стала порицать) Мы всё читаем так, как легло на наше восприятие жизни и людских поступков. Каренина не моя героиня, мне всегда было жаль ее мужа и сына.

С благодарностью

Ольга Фок   08.07.2020 19:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.