Как я был маленький

 
      ВМЕСТЕ С МАМОЙ

   ... Мне всего несколько дней. Я еще ничего не вижу, плохо слышу. Но я уже есть, хотя моя мама ещё об этом не знает. Я чувствую её тревогу, ее волнение, её надежду. Не волнуйся, мамочка, ещё немного - и ты обо мне узнаешь. Я уверен, что смогу обрадовать тебя.
   Моя мама чем-то очень важным занята. Она сидит в одной позе и, похоже, что-то пишет и пишет. Она несколько раз повторила: "Обэриуты". Что это такое, мне непонятно. Но когда-нибудь я обязательно спрошу.
    Сегодня мама не пишет. Мы с ней гуляем. Она нет-нет, да и воскликнет: "Какие купола!", "Какая красота!" "Дивный город!" А то вдруг: "Ну, сейчас Маргарита-ведьма вылетит, вон из этого закоулка". А ещё мама что-то вкусное ест: сладкое, шоколадное, а, может, и кремовое. Мне очень вкусно тоже. Там, где мы гуляем, прекрасно дышится.
   Мы куда-то долго-долго едем. Так приятно покачивает, все время хочется спать. Сквозь сон я слышу какие-то громкие, пронзительные звуки, они повторяются. Но иногда мне неприятно и даже немного страшно: вдруг как дернет, да ещё раз, и ещё. Потом мы снова едем.
   Кажется, мы дома. Я слышу мужской голос: "Ну, наконец-то! Я так соскучился!" Мою маму кто-то обнимает и целует. Ну, вот ещё! Мама - моя, и я не хочу её ни с кем делить! Не хочу, чтобы ещё кого-то называли "дорогой", "милый", "любимый". Я уже, кажется, ревную мою маму к этому "Володеньке", которого она и зайчиком зовёт почему-то. Все хорошие мамины слова должны быть только для меня!
   В нашем доме живёт кто-то тёплый и пушистый. Я его ощущаю, когда мама берет этот "шарфик" на руки и прижимает к себе. Его зовут Рыжиком, а еще "кис-кисом". Говорить он не умеет, но я все время слышу его "мяу" да "мяу". Чего хочет от моей мамы этот надоедливый Рыжик?
   Ну, наконец-то мама поняла, что я есть! Она очень рада. Несколько раз в день повторяет: "Неужели я буду мамой? Какое счастье!" А ещё мама кого-то все время благодарит, называя его Господом. Я радуюсь за неё и тоже на всякий случай говорю этому Господину спасибо (мама знает, что делает, я ей верю).
   Вскоре о моём существовании узнает "Володенька". Оказывается, он мой папа. Странно, при чем тут он? Папа тоже очень рад. Он много- много раз целует мою маму. И я, похоже, уже не ревную: ведь папа просит маму беречь себя и меня.
   Мама часто гладит меня, она придумала мне имя - Сашенька, Санечка. А что? Мне нравится, и я откликаюсь. Я знаю: мама меня слышит. Сегодня она сказала папе: "Он даёт о себе знать. Так рано: всего 15 недель".
   Мама часто поёт мне песни - "Котя-коток", "Мой сыночек маленький", "Спи, дитя мое, усни", "В этой роще березовой".  Последнюю я особенно люблю слушать, хотя некоторые слова не понимаю. Что, например, значит "под каплей божественной холодеет кусочек цветка"? Хотя и непонятно, но очень красиво. Мама поёт, и я засыпаю, а она спит мало: все время о чем-то думает. Наверное, о хорошем: я это чувствую.
   Я быстро расту. Скоро мне будет мало места. Особенно не хватает простора рукам и ногам. Я пытаюсь вытянуться во весь рост и слышу довольный мамин голос: "Смотри, смотри, вот его ножка, а вот ручка. Он такой активный, просто молодец!" Я начинаю барабанить мамин живот, раз ей это нравится.
   Сегодня меня смотрели в какой-то "телевизор". По маминому животу чем-то водили. Мне стало щекотно, и я отвернулся. Какой-то голос сказал: "Все хорошо. Скорее всего, у вас будет мальчик. У него ушки и попка мальчика. Определеннее сказать не могу: ребёнок отвернулся". Я услышал уверенный мамин голос: "Я знаю, что у меня мальчик. У него уже и имя есть - Александр, в честь Александра Невского, защитника слабых". Вот как, оказывается, меня по-настоящему зовут. Надо будет у мамы узнать, кто такой Невский. А ещё маме сказали, что я должен родиться 5 декабря. Что это значит - родиться? Это уже очень скоро! Что-то мне как-то не по себе стало... Почему?

    ЧТО ОЗНАЧАЕТ - РОДИТЬСЯ

   5 декабря меня не покидает чувство непонятной тревоги. Утро и день проходят спокойно, может, все и обойдётся...
    Поздно вечером я начинаю ощущать какой-то дискомфорт: меня как будто сжимают и куда-то выгоняют. Сначала несильно и небольно, но потом толчки все чаще, все сильнее, настойчивее и неприятнее. Эй, вы там, прекратите! Мне же больно! Куда вы меня пихаете? Я хочу быть с мамой! Я хо...
   Дальше я мало что помню. Мамин страшный крик, темноту и удушье и вдруг какой-то яркий белый свет... Кажется, это все, конец...
   Так вот что значит родиться! Мне холодно, трудно дышать, я чувствую себя абсолютно беззащитным. Мамы рядом нет: что с нею сделали? Мне все время хочется есть. Какие-то чужие люди в белом кормят меня из бутылочки (когда открываю глаза, я это вижу). Мне страшно и одиноко.
   Я, наконец, увидел маму! Какая она красивая и счастливая! Мама прижимает меня к себе, успокаивает, разговаривает со мною ласковым голосом. Она любуется мною и спрашивает: "На кого ты похож, мой маленький?" Как на кого, конечно, на маму! Мне так хочется ей это сказать, но, похоже, я пока умею только плакать. А ещё улыбаться. Мама даже удивляется: такой маленький, а уже улыбается! Но улыбаюсь я, когда рядом с мамой. Ночами я один и часто плачу.
   Я люблю сосать мамино молочко. Оно такое вкусное! Правда, сосать маму мне тяжелее, чем есть из бутылочки. Но я стараюсь изо всех сил, потому что мама меня хвалит: "Молодец, Санюшка! Умница, мой сыночек! Соси все до капли, чтобы ничего не оставалось!".
   Мы с мамой собираемся домой. Мне уже сделали какие-то противные уколы, перестали мазать живот зелёнкой. Мама надела на меня красивые штанишки (называются ползунки), новую кофточку, шапочку и завернула в яркое одеяльце с беленькими узорчиками по краям. Мы едем домой на машине. В дороге я познакомился с дедушкой Сашей (его зовут, как меня, и мама говорит, что он очень хороший и я на него похож).
   Мы дома. Я хорошо помню его запахи (здесь замечательно пахнет мамой), а теперь могу все рассмотреть: мы с мамой путешествуем по дому, и она мне обо всем рассказывает. У нас две комнаты - большая и поменьше. В маленькой (называется спальня) стоят три кровати: мамина, папина и моя кроватка с деревянными палочками, на которой, не знаю почему, мне не хочется спать. Холодно, неуютно, мешают палочки - а главное, мне все время хочется быть рядом с мамой, чувствовать её тепло и нежную заботу. Я отчаянно реву, когда меня пытаются положить на "моё место", и мама забирает меня к себе.
   Во второй комнате живёт Рыжик, мама объясняет, что это котик, и я перестаю его бояться: мама часто пела о нем песни, и он везде хороший, помогает детей усыплять. В этой комнате я знакомлюсь с папой. Ничего особенного я к нему не чувствую, хотя он тоже берет меня на руки и пытается со мной говорить. Но я быстрее прошусь обратно на руки к мамочке: мне с ней так хорошо! В доме есть ещё одна комната - кухня, в которой пахнет едой, и две малюсенькие комнатушки, назначение которых мне пока неизвестно. Вот, кажется, и все. А, забыл: у нас ещё есть большой коридор и балкон. Мой дом мне нравится: здесь чисто, много места и тихо. А главное, мама всегда рядом, всегда слышит, когда я ее зову.

   ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ МАМЫ

   Первые записи в разделе "Наш малыш":
   Дата рождения: 6 декабря (день святого Александра Невского).
   Вес - 3 кг 600 г.
   Рост - 53 см.
   Цвет волос - русые с рыжеватым отливом.
   Цвет глаз - голубые, затем (в 2 месяца) - синие.

   Младенческое развитие:

   Первая осмысленная улыбка - в один месяц.
   Держит головку - в два месяца
   Опирается на ножки - в два месяца.
   Отличает маму от других людей - в два месяца.
   Берет в рот бутылочку с молоком - 3 месяца.
   Первый поворот из положения с живота на спину - в 3 месяца.
   Берет игрушку и рассматривает - с 3 месяцев.
   Сидит без поддержки - в шесть месяцев.
   Первые зубы (резцы внизу и вверху) - 5 месяцев, три недели.
   Поёт - с 7-ми месяцев.
   Делает ладушки - в 9 месяцев.
   Самостоятельно ходит - около 11 месяцев.

   Таблица роста и веса

1 месяц - 5 кг; 59 см
2 месяца - 6,5 кг; 65 см
3 месяца - 7,5 кг
4 месяца - 8,2 кг; 70 см
5 месяцев - 8,6 кг
6 месяцев - 9,6 кг
7 месяцев - 10,6 кг; 73 см
8 месяцев - 11,3 кг
9 месяцев - 11,8 кг
10 месяцев - 12 кг; 77 см
11 месяцев - 13 кг; 78 см
12 месяцев - 14 кг, 80 см
1,5 года - 15,5 кг
2 года - 15 кг; 87 см
2,5 года - 16,5 кг; 1 метр (размер ноги - 16)
3 года - 20 кг; 1 метр, 8 см

   Первые болезни

* вирусная простуда - в три месяца; первые проявления медикаментозной аллергии: на парацетамол (сыпь "клетками");
* коревая краснуха - полтора года;
* гнойная ангина - 1 год, 8 месяцев.



   Речь нашего ребёнка

   Первые слова:
   папа (6,5 месяцев), мама (6,5 месяцев), дай (7,5 месяцев).

   Первые предложения:
   Папа, дай (10,5 месяцев).
   Иди пить чай (1 год, 9 месяцев).

   Словарный запас:

   Один год:

   15 слов - мама, папа, баба, деда, дядя, тётя, кака, дай, ам, Ия, баи, ав-ав, пти-пти, би-би, кря-кря.

   Один год восемь месяцев:

    период болтания, лопотания, активного говорения ("одела крецик" - одела крестик). Называет себя Няня - Саня (не выговаривает звуки с, з, ш, р, л).

   Один год девять месяцев:

   Употребляет прилагательные ("котик ма-а-ленький"), наречия ("сей какашо" - сел хорошо).
   По-своему произносит отдельные слова: собака - бабака, молоко - бамако, шиповник - миповник.
   Создаёт словесные "кошельки": бабибо - большое спасибо.
 
   Два года

   Говорит все (многие слова произносит на свой лад).
   Знает имя, фамилию, возраст, где живёт.
   Читает стихи (первое прочитанное стихотворение: "Идёт бычок, качается... Ба-бах упал"; первое самостоятельное стихотворение: "Крошка Енот у Саньки живёт").
   Любимая "колыбельная песня" - стихотворение Н. Заболоцкого "В этой роще березовой". Текст знает полностью.
   Называет всех детей и взрослых по именам: "Оля (сорокалетняя соседка) пишла".
   Осмысляет фамилии: Ира Цикота, Ира Добрицкая.
   Знает дни недели ("Володя пиедет в сьеду" - Володя приедет в среду).
   Начинает словом обозначать числа: один, два, много.
   Интерес к буквам проявляет с 2,8 лет. В 2 года 11 месяцев знает 22 буквы.

   Интересные формы слов:

   глаголов:
   посиду, говорют, искают, боются,сплют, буду зовить, берить, дай потрегать, отнесить, отрежей хлеба, дай я попогу (помогу), хорошо звучило (радио), взяма (возьмём), куковает, застеливай, помазай, вытрел (вытер), вкложилась (вложилась пирамидка).

  существительных:
   машинов, два талонов, под кроватей, вампинька (лампочка), водика, дедика, мамичка.

   Интересные выражения:

   * Мамичка мой хавошенький.
   * Я тебя кепечко люблю.
   * Я твоя сына.
   * Я у мамы сынок, бусинка, сокровище, единственный, у папы - бандит, разбойник
   * Есть подмышка, а подптички нет.

   Детские "экикики" (рифмует с 2,5 лет):

   мамочка-капуточка-путочка
   папочка- караулочка
   сандалии-дали
   бегемот-мот

   Три года

   Словотворчество:

   капусточный (капустный) лист
   надуванчик (одуванчик)
   сплюнки (слюнки)
   одной (раз есть другой) тапок
   подлица (Памела не подлец, а подлица)
   зараз (я не зараза, а зараз)

   Стихотворчество:

   Сегодня воскресенье,
   У папы день рожденья.

   Интересные выражения, диалоги:

   * Я скоро буду мамой (когда вырасту).
   * Когда я женюсь, я стану дядей Женей.
   * Когда дождь, самолёты не летают: боются.

   - Мама, ты меня любишь?
   - Ну, конечно люблю.
   - Привет тебе в шляпу!

   - Да ты весь до ниточки промок!
   - Покажи ниточку!

   - Мама меня любит!
   - А почему?
   - Потому что ты бестолковая.


   Четыре года

   Вопросы и умозаключения:

  * А как я туда попал (в мамин живот)?
  * Почему я не родился у папы в животике?
   * А я знаю, какой Бог. Он круглый и голубой.
   * Помидор - это так вкусно, как заниматься сексом. 

   Пять лет

   Умеет:

   *считать до 100
   *знает все буквы
   *пишет по образцу

   Любит:

   *технику (разбирается в марках автомобилей, обожает запах бензина);
   *велосипеды (умеет чинить свои и чужие);
   *электротехнику (может спаять провода, прикрутить розетку - под папиным руководством).


   ИЗ РАССКАЗОВ О САМОМ СЕБЕ 


КАКИМ Я БЫЛ РАНЬШЕ

   Когда я был маленький, очень любил нюхать вещи, особенно новые. А ещё я по запаху мог определить, кто приходил к нам в гости.
   Я в детстве любил кричать. И дома всегда кричал громко. Мама боялась потревожить соседей и отправляла меня кричать в туалет.
   У меня были нелюбимые слова - спасибо и пожалуйста. Даже когда меня просили, я не хотел их говорить. Они мне казались тихими, слабыми. Зато я любил повторять громкие слова: кричать, рычать, жрать.
   Я в детстве никому не хотел уступать места. Когда мама садила меня к себе на колени, я ужасно злился. Тогда мама читала мне стихи про дураков, которые в старости ездят стоя.

   НИЧЬИ КОНФЕТЫ

   Однажды мы поехали в Крым и зашли в магазин, где на полках лежало много разных конфет. Я взял одну без фантика. Конфета мне очень понравилась. Я взял ещё несколько штук. Мы вышли на улицу. Мама увидела у меня в руке конфеты и страшно рассердилась. Она спросила, сколько конфет я съел, вернулась в магазин и заплатила деньги.
   Тогда я понял, что ничьих конфет не бывает.

   ЗЛОЙ КОНЬ

  Я катался у моря с горки и вдруг увидел настоящего коня. Все дети побежали с ним фотографироваться. А мне он не понравился. Злой какой-то. Когда меня на него посадили, мне все время казалось, что он меня укусит. А мама смеялась и говорила, что конь неживой. И на фотографии видно, что я боюсь.

   ХОЛОДНОЕ МОРЕ

   Мы с мамой и папой несколько раз ездили на море. Оно всегда было тёплым, и меня было трудно вытащить из воды. Но однажды мы поехали на море фотографироваться. Мама попросила меня поплавать на круге. Я прыгнул в воду, а она оказалась ледяной. Я с трудом выдержал одну фотографию. Мама сказала, что море бывает холодным, когда ветер дует на берег.

   ГОЛУБОЙ МИКРОАВТОБУС

   Мы возвращались домой. Самолёт задержался, и нас никто не встретил. Мама побежала узнавать, что нам теперь делать. А я вышел на улицу. Было темно, но фонари светили ярко. И вдруг я увидел голубой микроавтобус. Мне показалось, что я его знаю. У него были цветные шторки, на капоте - знакомые царапины, блестящая ручка. Я побежал к маме и рассказал, что нашёл автобус. Мы на нем ехали в аэропорт. Мама очень обрадовалась и сказала, что я наблюдательный.

          ВСЕ.
   


Рецензии