Постигая азы музыки. Глава 10. Мои нотные сборники

Постигая азы музыки. Глава 10

Мои нотные сборники

Однажды, когда я только ещё делала первые шаги в изучении фортепиано, к нам в гости приехали друзья родителей, дядя Коля и тётя Мария. С ними приехала их старшая дочь Нэля. Нэля тоже училась в музыкальной школе, уже в классе пятом-шестом. Как она хорошо играла! Какие красивые произведения!
- Вот так надо играть! – сказала моя мама. – Не то, что ты, одним пальцем!
Как мне было обидно! Конечно, Нэля уже старшеклассница, а я только начала заниматься музыкой!
- Ничего! Она тоже скоро так научится! – поддержал меня папа. – Правда?
- Конечно! – я была рада папиной поддержке, но настроение всё равно было испорчено.

Мне очень хотелось научиться играть «Полонез» Огинского. Но такие ноты было очень трудно достать. В книжных магазинах были только репертуарные учебные сборники. Даже первые книги, которые нам сказали приобрести – «Школу игры на фортепиано» Николаева, «Сольфеджио» Калмыкова и Фридкина – родителям дали какие-то знакомые, чьи дети уже закончили учиться. Ещё мы заказывали ноты другим знакомым, которые ездили в Москву. Они купили «Сольфеджио» Баевой и Зебряк и книгу «От примы до октавы» Андреевой. Это всё нам на уроках не пригодилось, но я сама разучивала песенки из этих сборников.
Какая радость была, когда летом мама привезла мне «Самоучитель игры на фортепиано». Книжка была уже старенькая, по ней училась моя тётя Наташа, которая жила в Рязани. Но, самое главное, в ней был мой любимый «Полонез» Огинского! И, уже во втором классе, я самостоятельно разобрала и выучила это произведение.

Вообще, я очень любила разбирать новые пьесы. Каждую весну я покупала в книжном магазине или библиотеке школы ноты для следующего класса. И летом, помимо того, что было задано на каникулы, переигрывала кучу разных произведений. В сентябре я просила Аллу Васильевну дать мне ту или иную понравившуюся пьесу, но она всегда отказывала и давала что-нибудь такое, что мне совсем не нравилось. Редко, когда изучаемые пьесы были мне по душе. И до сих пор я десятой дорогой обхожу то, что некогда учила, и никогда не даю своим ученикам этих произведений.

Ещё мне очень нравилось играть разные песни из песенных сборников, в которых была только мелодия. Одной рукой я играла всё подряд. А папа ругался, что я играю только правой рукой. «Но здесь нет нот для левой руки!» - оправдывалась я. И только в седьмом, выпускном, классе нам рассказали на уроках сольфеджио, что ноты, и даже целые аккорды, можно обозначать латинскими буквами. А я-то думала-гадала, что это за буковки в песенных сборниках над нотной строчкой? Оказывается, это и были обозначения для левой руки!

В те времена не было ни принтеров, ни ксероксов. Понравившуюся музыку надо было переписывать от руки. И, учась уже в четвёртом-пятом классах, я брала в библиотеке ноты любимых детских песен и старательно переписывала их в тетрадку, чтобы потом разучить аккомпанемент и петь эти песенки вместе с моей младшей сестрёнкой. Помню, как я радовалась, когда в Новокузнецке, куда мы ездили в гости к родственникам, я купила две толстые, в твёрдой картонной обложке, нотные тетради, и две толстые тетради на пружинках. Последние я приспособила для переписывания в них песен, а в две первые переписывала свою любимую классическую музыку: «К Элизе», «Лунную» сонату Бетховена, пьесы Глинки, Чайковского, старинные вальсы и вальсы Штрауса, бальные танцы и много всякой всячины, которую любила играть на досуге, помимо всего того, что учила в школе.

Продолжение здесь:
http://www.proza.ru/2017/06/22/365


Рецензии