Сергей Шаргунов отзыв на роман Радуйся!

Ольга Постникова живет в Москве. Она автор нескольких поэтических книг, прозу публиковала в толстых литературных журналах. Тексты Постниковой были переведены на несколько иностранных языков. Для ее творчества свойственны христианские основы.

Пишет она о жизни обычных людей, о разлуке и нежности, о благодати, о стране. Конечно, это литература предназначена для не самого широкого круга вдумчивых интеллигентных читателей, но мне бы очень хотелось, чтобы таким читателем оказались вы. "Радуйся!" - первая книга Постниковой, которую я прочел, и был приятно обрадован точным и мягким, уютным языком. В этой книге - одновременно чуть смутная и абсолютно искренне переданная картина мира, так совпадающая с обложкой книги, где дан чудесный пейзаж художницы Евы Розенгольц.
Уверен, проза Постников ничуть не хуже прозы самых громких сегодня российских писателей, но вот не распиарена Постникова, поэтому не так известна, как могла бы…
Впрочем, очевидно, она сама не гонится за славой – вот и в книге нет аннотации, а открывается всё хорошо написанной, но, уж прошу простить, скромной и тихой сценой погружения в катакомбы.
Это роман – жизнеописание. Начинается молодостью и экспедицией в Крым, когда легко живется просто из-за молодости, а заканчивается Крымом постсоветским, горемычным.
У Постниковой - серьезное внимание к деталям и сквозь уютный стиль прорываются там и тут совершенно неожиданные фразы.
Вот, например, герой в поношенном пальто, но в ярко-красном шарфе.
"На безмолвный ее вопрос он пояснил улыбаясь: "Пристрастие к красному – у людей, которые в детстве потеряли родных. Напяливают на себя яркое, чтобы не остаться незамеченными, забытыми…"
Собственно, и весь роман об этом, о том, как родные души ищут друг друга в безразличном мире.
Что до фабулы, то в романе изложена история любви замужней женщины и женатого мужчины. Страсть и совпадение на фоне Крыма и среди раскопок. Она – Алька, длинноногая, с темно-русыми волосами, большеглазая и красногубая красавица, жената на главе московской экспедиции. Ее возлюбленный – высокий и невеселый годящийся ей в отцы Юрий Годовалов, ассистент кафедры древней истории Московского пединститута, бывший заключенный ГУЛАГа.
"Она выгнулась, выпятила вперед губы и ягнячьим движением потянулась к нему. Он наклонился, и в глазах его был какой-то вопрос. Их лица, постояв какое-то мгновение друг против друга, сомкнулись лбами, а потом, как говорится, уста их слились, и он захватил ртом ее губы, травянисто-солоноватые, словно ягоды местных диких маслин".
Когда в этой книге Годовалов начинает вести с любовницей доверительную антисоветскую политинформацию – это меня немножко коробит. Вроде все и уместно, и логично, но политические лобовые выводы в сочетании с интимным всегда плохо сказываются на веществе литературы. Но есть и тонкие, по-моему, замечания:
"Он думал о всегдашней эсхатологической тоске, свойственной людям здесь, в России. Может быть, как раз это было причиной того, что революция совершилась так легко, ведь конца света ждали".
Между тем, жена Годовалова – военная медсестра Жанна, мужественная и честная, прошедшая войну, с шрамом на лице. Ей подбрасывают бумажку с сообщением о том, что у мужа есть молодая любовница. Потом Алька рожает от Годовалова, и в палату к ней приходит Жанна. Алька воспитывает сына Глеба одна, но Головалова прощает, через некоторое время его уносит инфаркт. Заканчивается всё тремя людьми, приехавшими в Крым: Жанна, Алька и уже подросток Глеб. Они ходят среди камней и зелени, и посещают церковь, где поется акафист Богородице.
"Радуйся!" - поет хор.
"Радуйся!" - это надпись на античных надгробных стелах, которая произносится как "хайрэ!".
Красивая проза о страдании, любви и взаимном прощении.
Сергей Шаргунов
Ольга Постникова. Радуйся! Издательство "Новый хронограф", 2010 год.
Ссылка: http://radio.vesti.ru/doc.html?id=398682


Рецензии