Селёдка под Шубертом
(из цикла «Кумекин и К»)
Репейников явился в офис заспанным.
– Шеф, что случилось? Зачем надо было поднимать ни свет, ни заря?
– Илья, ты давно был в библиотеке?
– Да ещё в школьные годы…А почему Вы спросили?
– Потому что мы с тобой сейчас поедем туда.
– Давненько книжек в руках не держали? – ухмыльнулся Репейников.
– Каждый, считающий себя интеллигентным, человек, должен хотя бы иногда ходить в библиотеку, чтобы посидеть в тиши читальных залов…
– Шеф, а если без патетики? Зачем мы туда идём в такую рань? Не за книжками по криминалистике?
– Тебе бы не помешало их почитать. Но мы идём по другому случаю. Там человека убили.
Репейников присвистнул:
– Вот так библиотека – тихое, спокойное место…с виду. Труп нашли где? И когда?
– В читальном зале нашли. Вчера вечером, после закрытия...
– А разве библиотека не закрывается на пульт?
– В том-то и дело, что закрывается. Когда сработала охранная сигнализация, приехала милиция с собакой и завхоз библиотеки. Они и обнаружили труп. И раскрытое окно читального зала. Из него, видимо, и выпрыгнул убийца. Меня смущает одно…
– Что убийца выпрыгнул со второго этажа?
– И это тоже. Вопрос: как в библиотеке закрыли посторонних людей?
– А я нисколько не удивлён, меня в этой библиотеке тоже однажды закрыли, когда я задремал на банкетке в цокольном этаже.
– Репейников, я и не подозревал, что ты тайный библиоман. Тебе дня мало, на ночь в библиотеке остаёшься?
– Смешного на самом деле мало. Когда я проснулся и пытался выпрыгнуть из окна первого этажа, меня встретили милиционеры и под белы руки провели в участок. С тех пор я не люблю ходить в библиотеку…
– А придётся! У меня, мой юный друг, там знакомая работает. Очень приятная симпатичная женщина. По совместительству директор. Она и попросила заняться этим делом.
– Так там, наверно, менты с вечера копошатся?
– Уже не копошатся. Приехали, труп забрали, завхоза допросили и исчезли. Марии Антоновне велели набраться терпения и ждать.
– Мария Антоновна это Ваша симпатичная приятельница?
– Зришь прямо в корень, Илья! Едем!
Через пятнадцать минут они уже сидели в кабинете директора библиотеки, которая одарила детективов лучезарной улыбкой, собственноручно разлила принесенный секретаршей чай и угостила вареньем из молодых сосновых шишек. Репейников растаял от такого внимания и уже хотел ответить на гостеприимство парочкой заготовленных, безотказных по силе действия комплиментов, но вовремя заметил обручальное кольцо на руке молодой директрисы.
– Машенька, за чай спасибо. Но нам хотелось бы увидеть место преступления… Проводишь нас? – попросил Кумекин.
Втроём они поднялись по лестнице на второй этаж.
– Это наш отдел искусств. Здесь всё и произошло, – сказала Мария Антоновна.
Кумекин удивился:
– Здесь? А мне казалось, что в большом читальном зале. Там задремавшего человека за пальмой могли и не заметить сотрудники читального зала, а здесь…
– А здесь вчера весь день работала Оленька. Заведующая в декретном отпуске, одна сотрудница на сессии, вторая на больничном. А у Оленьки ребёнок заболел и она отпросилась у меня уйти раньше. Отдел пришлось закрыть и на двери оставить объявление с извинениями.
– Репейников, подбери отвисшую челюсть и озвучь нам свой вопрос.
Молодой детектив не заставил ждать шефа и выдал вопрос:
– Но как Ваша Оленька могла закрыть человека в отделе? У неё какое зрение? Очки носит – минус пятнадцать?
– Зря Вы иронизируете, молодой человек: Оленька – лучший библиотекарь по итогам работы за прошлый год. Я звонила ей ночью, когда узнала об этом ЧП. Оленька утверждает, что в отделе никого не было, когда она закрывала дверь.
– Значит, он появился с помощью телепортации…– пробормотал Репейников. Но директор услышала его слова и хотела возмутиться бесцеремонностью молодого человека.
– А можно пригласить сюда вашего завхоза? – пришёл на помощь молодому коллеге Кумекин. Завхоз чудесным образом материализовался в дверном проёме. Марья Антоновна даже телефон не успела поднести к уху.
Завхоз представился:
– Денис Алексеевич Петровский. Я уже не один раз писал Марье Антоновне докладные о халатности сотрудников этого отдела. Вы думаете, что это первый случай, когда читателей закрывают в библиотеке?! Это происходит систематически! Да и саму Оленьку тоже приходилось вызволять из рук милиции…
– Денис Алексеевич, – лицо директора залилось пунцовой краской, – два раза у Вас это систематически? Я попрошу оставить разговор на потом и ответить на вопросы детективов.
– Я всё уже рассказал милиции и второй раз не собираюсь. Я занят по уши! У меня закупки, кровля, ремонт пандуса…
– Денис Алексеевич, не заставляйте меня выходить из себя!
Завхоз тяжело вздохнул и повернулся к Кумекину:
– Что вы хотите услышать?
– Как два человека могли оказаться в сданной на сигнализацию библиотеке?
– Если б я вчера закрывал библиотеку – у меня б никто не остался.
Директора покинула её невозмутимость:
– Неужели? А кто сдавал библиотеку на сигнализацию в день, когда закрыли Ольгу?
Завхоз вытер извлечённым из кармана платком крупные капли пота на лбу.
– Я, как сапёр, ошибаюсь один раз.
– Так Вы сапёр, Денис Алексеевич! А я наивно полагала, что принимаю Вас на должность завхоза. Через полчаса жду у себя в кабинете! – Марья Антоновна учтиво распрощалась с детективами и ушла.
– Простите, что заставили вас стать свидетелями такой напряжённой сцены…– стал оправдываться завхоз. – Марья Антоновна чуточку вспылила… Характер у меня не сахар. Но она знала, кого берёт на работу…
– Пару минут назад она говорила о совершенно обратном. Или мы ошибаемся?
– Понимаете, меня рекомендовали Марье Антоновне. Наш общий знакомый «оттуда», – завхоз поднял глаза к потолку. – «Парашютист»!
– Парашютист – это фамилия такая? – съязвил Репейников.
– «Парашютист» – это человек, которого спустили сверху.
– В каком смысле?
– Прислали из министерства.
– Достаточно подробностей о ваших отношениях с директором! Я хотел бы наконец узнать, как два человека могли оказаться в сданной на сигнализацию библиотеке? – раскраснелся Кумекин.
– Я поговорил с Ольгой…
– По телефону?
– Нет, с глазу на глаз.
– Ездили к ней домой?
– Почти…–замявшись, ответил завхоз.
– Что значит «почти»?
– Я живу с Ольгой. В гражданском браке.
– И пишете на неё докладные? «Высокие отношения»!!! – снова съязвил Репейников. – Как только она Вас терпит?!
– А у неё характер тоже не сахар.
– Два сапога пара!
– Я жду ответа на поставленный вопрос! А Вас, Репейников, прошу подождать меня за дверью.
– Исчезаю. «Беги, скрывайся и таи…» – дверь за молодым детективом захлопнулась и окончания известных стихов ни Кумекин, ни Петровский уже не расслышали.
Завхоз начал рассказ:
– Ольга сказала, что торопилась домой к заболевшей дочери и невнимательно проверяла, не остался ли кто в отделе. В зале сидел только постоянный читатель Белицкий…Кстати именно его труп и нашли. Только я не знаю кому помешал этот безобидный городской сумасшедший. Он лежал лицом на столе. Под ним нашли раскрытый нотный сборник Шуберта, накрывавший…недоеденную селёдку.
В отделе решительно вошёл Репейников.
– Шеф, я тут проходил мимо и краем уха услышал про селёдку под Шубертом… Или я ослышался?
– Не ослышались: селёдка под Шубертом! – сказал Петровский. – Мен…Милиция обследовала место преступления формально… («Как такого зануду тут терпят!» – подумал Репейников). Вот что я нашёл в руке Белицкого! – и протянул Кумекину какую-то маленькую бумажку. На бланке виднелись несколько цифр, написанных от руки: 785.7.
– И что означает эта цифра?
– Оля сказала, что это шифр УДК.
– Шифр кого?
– УДК – универсальная десятичная классификация. Эти цифры означают раздел с инструментальной музыкой.
– Шеф, что этот шифр нам даёт?
– Пока ничего, но ведь это что-то да значит…
– «Селёдку под Шубертом»? – пошутил Репейников.
– Оля сказала, что Белицкий пришёл к ним в отдел за полчаса до того, как ей позвонили из детсада и попросили забрать заболевшую дочку. Белицкий принёс с собой селёдку в газете и читательское требование с одним шифром, без указания конкретной книги. Оля спросила, чего он хочет. Бельский сказал, чтобы несла все ноты из этого раздела. Оля психанула, но принесла всё. Пришлось побегать в хранилище не раз. А Белицкий каждый раз, смеясь, спрашивал: «Это всё?».
– Что было потом?
– Потом раздался звонок из садика и Оля побежала отпрашиваться к Марье Антоновне.
– А как же Белицкий? Успел посмотреть свои ноты? Что в их искал?
– Да кто знает, что искал сумасшедший. Да только Оля еле выпроводила его из отдела…
– И всё?
– Всё.
– Покажите нам пожалуйста раздел 785.7.
Все трое прошли в подсобный фонд и Петровский показал целый стеллаж с нотами.
– Вопросов больше нет, – сказал Кумекин, а когда вышли из библиотеки спросил Репейникова: – Какие будут соображения? У меня всё-таки один вопрос есть. И он, к сожалению, пока без ответа: как Белицкий снова оказался в отделе и кто его убил?
– Да не мог Белицкий за двадцать минут посмотреть все ноты! Ясен пень! – выпалил Репейников.
– Я не знаю, насколько ясен твой пень, но Петровский что-то не договаривает…
– Вы заметили, что все ноты этого раздела аккуратно расставлены на стеллаже? Если Ольга приносила их Белицкому, как утверждает Петровский, то когда успела их расставить, если ушла раньше с работы? Надо поехать к этой Оленьке и дожать её. Уверен – расколется!
– Ты нетерпелив, мой юный друг. Тем не менее, рациональное зерно в твоих размышлениях есть.
– Это не размышления, а умозаключения, шеф! Едем к Ольге?
– Несомненно.
На следующий день Репейников принёс в приёмную директора библиотеки докладную Кумекина, которая гласила: «17.06.2016 в 16.10 в отдел искусств, в котором в этот день работала только Найдёнова Ольга Михайловна, зашёл постоянный читатель Белицкий Станислав Станиславович, принёс рыбу в газете и читательское требование. Найдёнова по требованию читателя принесла все ноты и он, разложив их на столе (прямо на рыбе) стал их листать. Найдёнова сделала замечание Белицкому, что рыба может повредить ноты, на что он только посмеялся и продолжать есть селёдку и листать сборники. В 16.35 Найдёновой позвонили из детского садика и попросили срочно забрать заболевшую дочь. На просьбу Найдёновой освободить отдел и прийти смотреть ноты на следующий день Белицкий посмеялся и бросил недоеденную рыбу на сборник нот Шуберта. В состоянии аффекта Найдёнова ударила читателя большой цветочной вазой и убила. Затем, испугавшись, закрыла отдел, убрала ноты со стола, открыла окно и, вытащив из кармана Белицкого его читательский билет, закрыла отдел и отправилась домой, сказав контролёру, что Белицкий ушёл, забыв свой билет».
Директор не видела, как Репейников зашёл в кабинет к Петровскому.
– Зачем Вы пришли сюда? Я не хочу Вас видеть! Зачем Вы копали под Олю? Я люблю её…
– …с докладными директору! – уточнил Репейников.
– Да, я люблю её…может быть странной любовью, но люблю…
– Не верю. А вот Ольга любит Вас. Иначе бы не покрывала истинного убийцу. Ведь это Вы убили Белицкого. На одном из подобранных осколков вазы я обнаружил свежие отпечатки пальцев. Ваших, не Ольгиных!
– Хорошо, я расскажу всё. Я зашёл к Ольге, когда она уговаривала этого психа уйти из отдела, объясняя, что у неё дочь заболела. А он смеялся, жрал свою рыбу и просил ещё принести ему нот. Оля носила, а он жрал и смеялся. Не знаю, что на меня нашло, но я увидел рядом напольную вазу и сзади обрушил на голову Белицкому.
– Вам не жаль его, Олю?
– Не жаль. Одним психом меньше. А Оля сама решила взять вину на себя…
– А ты и обрадовался? И за что она полюбила такого урода?
Репейников вышел из библиотеки, тихо напевая: «Песнь моя, лети с мольбою тихо в час ночной…».
Свидетельство о публикации №217062100024