Хуго Симберг. Раненый ангел

      Хуго Симберг.Раненый ангел. 1903г.Холст, масло. 127 ; 154 см
Атенеум, Хельсинки.
   
     Самая известная картина финского художника Хуго Симберга. Она сыграла существенную роль в признании его творчества в Финляндии и послужила росту его популярности. На его картинах жизнь ходит бок о бок со смертью, добро противостоит злу, а ангелы ведут извечную борьбу с демонами, напоминая зрителю, что всё в этом мире уравновешено и скоротечно…

     Осенью 1902 года у художника случился серьёзный нервный срыв, и до весны 1903 года он лечился в больнице Каллио в Хельсинки. Известно также, что во время работы над картиной художник был болен менингитом, и работа над этой картиной была для него источником силы и стимулом к выздоровлению. Эту картину он написал сразу после выхода из больницы.

        Глядя на эту картину, складывается впечатление, будто автор намеренно пытался ввести зрителя в заблуждение, акцентируя внимание на детской невинности, в то время, как он тут же отчётливо показывал ту самую тонкую грань между жизнью и смертью, обрекая неземное создание на верную погибель.

        На картине изображены два мальчика, несущие на носилках женоподобного ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом. Один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя, его взгляд выражает то ли сочувствие к раненому ангелу, то ли презрение. Фоновый пейзаж намеренно суров и скуп, однако производит впечатление спокойствия. Нетривиальный сюжет открывает пространство для широкого спектра интерпретаций.

   Грубая одежда и обувь мальчиков, их нахмуренные серьёзные лица противопоставляются хрупкой, одетой в светлое платье фигуре ангела, что наводит на мысль о противостоянии жизни и смерти, кровь на крыле ангела и повязка на глазах — знак уязвимости и эфемерности существования, однако в руке ангел держит букет подснежников — символ возрождения и выздоровления.

          Жизнь здесь как будто вплотную приближается к смерти. Один из мальчиков повернулся к зрителям, разрывая герметичное пространство картины, тем самым давая понять, что вопросы жизни и смерти имеют к ним прямое отношение. Сам Симберг отказывался давать какую-либо интерпретацию «Раненого ангела», предоставляя зрителю самому делать выводы.
Действие картины разворачивается в реально существующем городском пространстве: парке Эляйнтарха (букв. «зоопарк») и бухте Тёёлё в Хельсинки. Эляйнтарха находился относительно недалеко от района Каллио, где в клинике проходил лечение Симберг.
 
    В начале 20 века парк был местом отдыха среди представителей рабочих профессий. Также в Эляйнтарха располагались благотворительные учреждения. Дорога, по которой движутся персонажи, сохранилась и сегодня: процессия следует в сторону существовавшей тогда школы для слепых девочек и приюта для инвалидов.
Картина Симберга «Раненый ангел» имела большой успех сразу же после ее завершения. Презентация состоялась на осенней выставке Художественного общества Финляндии в 1903 году. Первоначально полотно было выставлено без названия (точнее, вместо названия стоял прочерк), что намекало на невозможность какой-либо одной интерпретации.
        За эту глубоко индивидуальную и эмоциональную работу художник в 1904 году был награжден государственной премией.Согласно проведенному в Финляндии в 2006 году опросу, «Раненый ангел» был признан самым популярным произведением в коллекции Атенеума, самой любимой «национальной картиной» Финляндии, художественным символом страны.
        Картина оказала огромное влияние на европейскую художественную традицию. Ситуация смысловой неопределенности, созданная в картине, предвосхитила изобразительный метод таких художественных течений как метафизическая живопись и сюрреализм. Созданный в рамках символистской традиции,Раненый ангел стал своеобразным символом уязвимости и сомнения.


Рецензии
Ангелы бесполы. первый мальчик младше второго. И означает первый цикл человека- 7 лет и он завершён. А значит и завершена миссия ангела этого цикла. Как бы умирание личности и становление новой-второй мальчик уже представляет открывает следующий семилетний цикл. И значит ему 8 год- он хоронит самого себя и уже этому циклу присущи такие качества как -оценка и понимание мира. Мы видим его осуждающий взгляд в сторону наблюдателей-общества с его пороками . Первый цикл(невинности) умирает, уходит. И первые пороки второго цикла входят постепенно и овладевают отроком-отрочество-следующий цикл. Мальчик тут один- в двух своих семилетних циклах-умирает ребёнок 7-ми лет и появляется уже отрок8-14 лет. здесь страдает невинность.Голова первого мальчика защищена шляпой, голова ангела разбита, голова второго мальчика открыта и незащищена. -это важная деталь картины. И потом посмотрим на ноги- ботиночки ребёнка, босоногий ангел-естественно! и сапоги!- это тоже важный символ.А ещё на картине весенний месяц март- обновление,зодиак -Рыбы- тайна умирания и возрождения. И тут ещё троица не святая- это уже меня понесло...
И....это мой домысел,- вероятно в возрасте 7-ми лет художником была получена первая детская травма.И нет тут никаких трёх персонажей-один- в трёх ипостасях. А фон-просто фон, оттого и безлик, ведь художник-символист- там лишнего нет и фон картины нейтрален.Он только показывает весну.

Касабланка 2   28.04.2025 12:35     Заявить о нарушении