Бхагавад-гита всем. комментарии бога. часть 6. гла

БХАГАВАД-ГИТА ВСЕМ. КОММЕНТАРИИ БОГА. ЧАСТЬ 6. ГЛАВА 2. СТ.21-30. ПРИЛОЖЕНИЕ 5.


21.Тот, кто знает, что эта душа неразрушимая, вечная, нерожденная и неизменная, как такая личность, о, Партха, пойдет на причинение боли (страдания) кому-либо, когда убивает его.

Комментарий.

Если человек очень боится умереть, если он постоянно в эту сторону смотрит и постоянно думает о том, что будет с ним или его родными через тот или иной отрезок времени, если он чувствует при этом очень большие страдания от одной мысли, что его может не быть, то это говорит о том, что ему пора пришла все же узнать, как на самом деле все может быть, и потому Бог такого человека, серьезно задумавшегося о себе и своем будущем и будущем своих близких, непременно начинает вести через религию, и только через призму религии он может понять, что он на самом деле не умирает и душа его бессмертна. Но также следует знать и то, что человек не может понять все, что ему мог бы дать Бог, ибо каждый стоит на своей ступени материального и духовного развития, и каждый имеет строго свой опыт и некоторые свои знания и материальную и даже духовную практику. Но не каждая религия ему может объяснить согласно его ступени развития и потому, Бог, зная все о человеке и все предыдущие его рождения и также все его качества и переживания, дает ему в новом рождении именно ту религию и через нее именно те религиозные знания, которые ему достаточно полно ответят на его вопросы относительно того, что происходит с человеком после смерти, но в пределах его качеств и его развития на данный период.

Но что касается Арджуны, то он стоял на тот период не на очень низкой ступени материального и духовного развития и с ним можно было уже говорить о душе и о том, что происходит с человеком после смерти и также ему пора было знать, что такое душа и какими она обладает возможностями. Он эти сведения или знания уже мог принять, не задавая особо много вопросов, но уже применяя к себе и к тем людям, о которых начинал переживать. Поэтому Бог, давая ему эти знания в некотором роде умеренно, непременно учитывал его, как и его современников и последователей, уровень развития, его потенциал духовного развития, его понимание и знание на данный период и все, что имело отношение к его карме, или к последствиям его предыдущей деятельности, когда он был в другом теле. Также надо понимать, что Арджуна не был человеком очень трусливым, но он все же старался думать о других людях, которые на самом деле очень боялись смерти и очень переживали уже накануне сражения; и Арджуна понимал это состояние каждого, ибо человек, который достаточно много переносит страданий, всегда понимает других людей и более снисходителен и к тем, кого можно назвать врагами. Но,  тем не менее, ему еще предстояло не только это узнать, и потому Бог дал ему понимание, что надо слушать и внимать Богу и никак не перебивать Высшего Управляющего, но быть очень и очень смиренным и теперь и потом, ибо с Богом нельзя говорить так, как тебе хочется и тогда, когда тебе захочется, но с высочайшим почтением и с опущенными вниз глазами.

Также Арджуна должен был понимать, что тот, кто стоит на высокой ступени материального и духовного развития и кто обладает совершенными духовными знаниями, кто также знает, что невозможно убить и быть убитым, такой человек не может в силу своих знаний пойти на убийство или полное уничтожение кого бы то ни было, ибо это невозможно. Душа в теле не может быть убита ни при каких обстоятельствах. Но если этот человек выполняет Волю Бога, если он также выполняет свой религиозный долг, или предписанные обязанности, то  в таком случае такое проявление себя есть просто работа, посвященная Богу и ничего другого здесь нет и не может быть.

22. Как человек отказывается от старой и изношенной одежды и принимает новую, другую,  так, отказываясь от старого и бесполезного тела, входит в другое, новое тело, воплощаясь в нем.

Комментарий.

Этот стих должен показать Арджуне, что оставление тела на самом деле есть не очень большое потрясение для самого человека, но есть некоторое действо, которое не приятно или занимает некоторое время или не очень сильно может понравиться человеку, ибо он в этот период может быть в другом состоянии и никак не настроен на то, что есть смерть. Но этот путь для человека  также и неизбежен, и невозможно его как-то отдалить или чем-то заменить или ускорить или ослабить. Каждый рано или поздно, но непременно должен оставить тело и только при тех условиях или вследствие тех событий, которые были в Плане Бога на человека еще до момента его рождения.

Также надо понимать, что человек оставляет тело именно так, как заслужил у Бога в этой и предыдущей жизни. Если он заслужит быть убитым, то будет убитым, если после насилия быть убитым, то так и будет, если он должен погибнуть вследствие крушения самолета, то так и будет и т.д. Нет и не может быть другой Воли и другого решения, кроме Воли и Плана Бога. Очень часто человек умирает вследствие болезни, которую заработал именно своей греховной деятельностью или образом жизни, или по другой причине. Никто не может другому уготовить смерть, как и человек не может просто так сам себя убить. Все происходит строго по Воле и Плану Бога; и потому тех людей, которые погибли вследствие своих собственных действий, согласно своему собственному желанию, такие люди не должны считаться величайшими грешниками и их надо хоронить также, как и всех других со всеми религиозными обрядами и ритуалами, которые приняты в данной семье или в обществе.

Также следует понимать, что человек, который оставляет тело, на самом деле через недолгий срок снова рождается в материальном мире и может продолжить свое материальное существование дальше в новых условиях, имея другое тело и новые возможности. Но качества, желания человека, его особенности, которые ему были присущи в прошлом рождении, могут повториться или проявиться со временем в зависимости от того, каков на него План Бога в этом рождении и в этой жизни.

Также надо знать, что человек никогда не может родиться на более низкой ступени материального существования, но именно на той, на которой был в момент смерти. Здесь имеются ввиду материальные блага и обеспеченность. Только через время Бог может дать человеку  или более обеспеченное состояние или менее, согласно Плану Бога на человека. Т.е. если человек был очень богат в конце жизни и все его имущество было при нем, то он и родится  в семье обеспеченных людей, но со временем может семья обеднеть, ибо для развития человека следует менять вокруг него обстановку и возможности, дабы развивать и другие качества и направлять на путь более сложного проявления себя, что возможно, когда человеку приходится решать  вопросы, связанные с тем, чтобы себя прокормить и свою семью, и выжить, и проявить себя и пр.

Также, если человек был очень беден, то он может родиться в небогатой семье и потом постепенно после некоторого периода разбогатеть или получить наследство. Человек в семье со средним достатком рождается в семье со средним достатком и потом переходит на тот уровень материального обеспечения, который ему более подходит и  поможет развить те качества, которые в данном рождении запланировал на него Бог.

Поэтому человек рождается с уже готовой судьбой и ее невозможно никак скорректировать или изменить или привнести в нее. Но человек может изменить не суть своей судьбы, но свой путь в плане страданий. Если он все же религиозный человек и старается, то такому человеку Бог может помогать достаточно  в немалой степени, и при всех своих проблемах он эти страдания будет преодолевать и с меньшими потерями и с меньшими страданиями, что для человека бывает достаточно существенно. Но и религиозный путь и здесь старания опять же дает только Бог и тогда, когда человек уже обладает теми качествами, которые и необходимы, чтобы начать религиозный путь.

23. Душу невозможно рассечь на куски оружием, она не горит в огне, не растворяется в воде и не высыхает на ветру.
24. Нераскалываемая эта душа, несгораемая эта душа, также, несомненно,  нерастворимая и никогда не может быть высушена. Вечная, везде присутствующая, неизменная и неподвижная, эта душа имеет вечную духовную природу.
25. Невидимая эта душа, непостижимая эта душа, неизменная, сказано, эта душа. Поэтому, зная это, тебе не следует очень сильно скорбеть.

Комментарий.

Надо понимать, что все это далеко не все знания о душе, и никогда на самом деле душу невозможно постичь и понять, как она устроена. Это  также есть таинство; и то, что Бог здесь Говорит Арджуне, есть азы о душе,  очень и очень небольшие сведения, которые ему все же надо знать и надо знать всем людям, ибо без этих знаний человек всегда будет страшиться за свою жизнь и в материальном мире и на духовном плане.
Но что еще к этому можно было бы добавить? Только то, что душа не может ничего предпринимать сама. Она настолько беспомощна, что говорить о ее самостоятельном существовании никак нельзя. Также надо понимать, что никогда Бог не даст человеку полные знания о душе, но главное то, что она присутствует в Боге, именно в Боге берет все свои силы и возможности и именно от Бога получает все свои знания и материального и духовного порядка, и эти знания могут быть неисчерпаемы, как и силы, как и возможности. Но чтобы душа хоть малую часть своих возможностей использовала, она непременно должна все, что она берет от Бога, направлять только и единственно на преданное служение Богу, ибо и нет и не может быть другого ее предназначения, другого наслаждения и другого пути. Только полностью посвятив себя Богу, полностью входя в Бога, она может Милостью Бога пользоваться Божественными знаниями, получать от Бога  все блага и всю поддержку, становясь неотъемлемой от Бога во всем, всегда желая направлять себя только на Бога и на материальном  и на духовном плане. Только в таком случае она получает ту свободу, которая делает ее абсолютно активной в Боге, старающейся в Бога, не отличающей себя от Божественной Воли, преданной только Богу и не знающей никакого другого направления, но к Богу, ибо другого направления и нет и не может быть.

26.Если, однако, ты также думаешь, что живое существо всегда рождается и навсегда умирает, то и тогда, о, Сильнорукий,  тебе не следует скорбеть о живом существе.
27.Того, кто родился, непременно ожидает смерть. Это факт. Также,  факт то, что рождение ожидает мертвого. Поэтому, тебе не следует скорбеть о том, что, по существу, неизбежно.

Комментарий.

Надо знать, что на тот период было много самых разных пониманий, что же происходит с живым существом после смерти. Этот вопрос был для людей очень важным, ибо от этого зависело и то, как поклоняться Богу или другим живым существа, как воспринимать факт смерти и как чтить память усопших, и как их поддерживать в том мире. Также не было особо понятно, помогают ли умершие живым или сами нуждаются в помощи, и что делать, если человек был очень греховен, и как вымолить у Бога за него прощение. Также надо понимать, что в те времена не было единства в знании, живет душа одну жизнь или нет. В основном полагали, что человек живет примерно одну жизнь и потом после смерти душа направляется или к Богу или в ад, или туда, где только решается ее, души, судьба, ибо не так просто решить, насколько она греховна и потому необходимо за нее  тем, кто остался, молиться и делать за нее не очень сильно большие жертвоприношения и непременно следует ей помогать едой или даже утварью. Для этого на тот  период существовали определенные дни, определенные ритуалы и обряды. Но и это было не точно известно, ибо было и такое понимание, что души как таковой не существует, но есть то, что называется тело, и после смерти ничего не остается. Родственники оплакивали умершего, и этим завершалось обращение к нему; и все, что  было с ним связано, постепенно уходило из памяти людей.

Но также на тот период было и такое понимание и причем оно считалось самым малочисленным, что человек после своей смерти рождается снова, т.е. происходит переселение души в новое тело после того, как произойдет зачатие. Это понимание еще не могло доминировать, и его носителями являлись преимущественно люди, которые эти знания считали тайными и получали их по парампаре, цепи ученической преемственности, от учителя к ученикам,  и оно считалось достаточно не привлекательным для простого народа или даже греховным.

Такое не очень равномерное понимание о том, что ждет человека после смерти, опять же было связано с тем, что люди по своему развитию стояли на разных ступенях материального и духовного развития и не все были готовы принять знания о переселении души или о потусторонней жизни. Но Бог Говорит Арджуне, учитывая его сложившееся понимание о человеке после смерти, и о том, что Арджуна склонен был принять, т.е.  если даже человек живет только одну жизнь и потом душа направляется туда, куда она заслужила,  и если даже человек живет только один раз и затем умирает, то и в этом случае не следует скорбеть, имея ввиду, что душа и после оставления тела никуда не девается. Но и это несомненно, не могло быть утешением и это не была истина и потому Бог Говорит и в который раз повторяет Арджуне, как на самом деле обстоят дела, указывая, что каждого родившегося человека непременно ожидает смерть и рождение ожидает того, кто умер. Чтобы больше не было об этом вопросов или сомнений.

28.О, потомок, Бхараты,  все, что создано, существует вначале в непроявленном состоянии, в середине проявляется и непременно становится непроявленным, когда уничтожается. Поэтому,  что может быть другое, о, достойный полубогов.
29.Некоторые видят эту душу, как чудо. Поэтому, также, другие, несомненно, говорят о душе, как о чуде. Также другие слышат об этой душе, как о чуде. Но даже услышав все об этой душе, никто, несомненно,  не знает ее.

Комментарий.

Однако, разговор о душе следовало обобщить на все творение Бога и его путь периодического проявления и уничтожения и по большому счету, и в процессе одной жизни живого существа, показав Арджуне хоть вкратце картину работы Бога в материальном мире.
Надо знать, что материальный мир никогда не может существовать непрерывно, но непременно Бог дает ему как бы отдых, потом перенаправляя и переорганизовывая так, чтобы решать в конечном счете вопросы развития творения согласно Плану и Воле Бога, переводя из одного состояния в другое, как индивидуально, так и глобально. То же самое относится и ко всем живым существам материального мира. Их жизнь не может быть непрерывной, ибо в таком случае появляется очень много проблем, которые становится просто невозможно как-то разрешить, и появляется крайняя необходимость все же в уничтожении и живых существ и материального мира как такового. Только один существует выход,  и он непременно и осуществляется Творцам, чтобы перевести существование на новые рельсы, на новые возможности существования, дать  новые силы и потребности.

О чем тут речь. Если говорить о живых существах, то очень долгая и непрерывная жизнь дает, прежде всего, усталость, человек или животное теряет интерес к жизни, теряет силы, не может исправить свои проблемы или осуществить желания, поскольку ситуации для живого существа не могут меняться очень резко и значительно. Надо для перемен преодолевать, но там свои преграды, и они бывают значимы и никак невозможно обойти того, кто там укрепился и за счет этого усиливает свою власть и возможности. Надо постоянно изменять все возможные препятствия, давать живому существу силу и новое понимание, давать также новое окружение, давать ему и успех, и падение, заботясь о его материальном и духовном развитии. Но никак не получается дать то, что не заслужил человек, где его качества надо менять, где ему не отведено в этой жизни никакой другой роли, если у него за спиной есть преступление и не одно. Как быть с таким человеком, в таком его положении и как ему помочь из таких ситуаций выходить. Не очень легко и решать вопрос с рождаемостью людей. Если люди очень долго живут или вообще не умирают, то как быть с потомством, если оно уже встало на ноги и желает самостоятельности? Долгая жизнь других сделает таких людей без дома, без работы и без собственно всяких возможностей развиваться. Все места будут заняты.

Мир будет переполнен людьми и проблемами, никто ни ради кого не захочет уйти из жизни по доброй воле, станут убивать себя те, кому в этом мире не достанется ни дома и ни работы и вообще ни в каком плане места в таком перенаселенном мире, где люди по городу будут идти толпами и в сельских местностях не будет и клочка свободного земли, чтобы засадить его  и вырастить урожай. Люди не смогут выжить и из-за голода и из-за того, что просто будут вымирать от болезней или в зимний период не будут иметь жилья. Но, с другой стороны, человек есть творение Бога и его надо развивать, и его надо постепенно поднимать по ступеням материального и духовного развития, и его надо кормить и лечить, и давать образование и крышу над головой, давать ему родителей, его любящих и не видящих в своем ребенке того, кто претендует на его жизнь или имущество очень сильно, ибо вопрос стоит о жизни и смерти этого ребенка или родителей.

Также необходимо решать и вопрос, связанный с самим человеком в плане его удовлетворения тех или иных чувств, ибо, иначе, опять же, человек не сможет выдержать все тяготы жизни. Он должен и отдыхать и трудиться и не очень беспокоиться, что у него это отберут или будут  претендовать. Всего должно быть в материальном мире столько и так устроено, чтобы человек хотел жить, чтобы он боролся за жизнь, чтобы он хотел иметь детей и чтобы он мог  заниматься всеми видами тех или иных  видов деятельности, преумножая  материальные блага так, чтобы их не было в великом избытке и чтобы жизнь человека не превратилась в одни сплошные наслаждения, но чтобы все было в меру, имело свое равновесие, и ничто чтобы здесь не перетягивало слишком. Все это непременно не может быть устроено и продумано человеком и не работает здесь никакой естественный отбор или природные условия, ничто не может правильно организовать быт и жизнь человека так, чтобы он в итоге не столько страдал, сколько развивался, и все чтобы у него было и в достатке и недоставало и обновлялось и воспринималось, как благо и как радость, и как счастье; и никто не пожелал бы из материального мира самому уйти безвозвратно, чтобы сюда тянуло того, кто и находится на такой ступени материального и духовного развития. Вот для всего этого и более того Бог сотворил материальный мир таковым, чтобы человеку в нем было нормально и привлекательно.

Но надо также не забывать, что вся жизнедеятельность человека основана на потреблении недр Земли и ее вод, а также всех других природных ресурсов. А все это имеет свойство исчерпываться  в той или иной мере, ибо человек несовершенен и не обладает необходимыми качествами и знаниями материального порядка, по сути слабо религиозен, не аскетичен и не обладает необходимой добродетелью, что не дает ему Милость Бога всем правильно пользоваться; и отсюда все источники для жизнедеятельности человека  рано или поздно приходят  в непотребное состояние, а потому жизнь человека дорожает и падает, как и падает активность человека, затрудняется его возможность удовлетворять свои чувства и обеспечивать себе все необходимое для жизнедеятельности. Проходят миллионы и более лет, и Земля исчерпывает все свои  ресурсы и становится в итоге непригодной для того, чтобы здесь могли жить и развиваться живые существа. И что с этим делать?

Именно поэтому Творец дает перерыв и для людей и для планет, что и решает вопросы достаточно большого порядка и человеку все доподлинно знать не следует. Но достаточно знать то, что и человек и планеты  могут переходить в непроявленное состояние или в энергетическое состояние, которое дает живому существу отдых и некоторую возможность перестроиться в том плане, который для каждого живого существа является необходимым и подготавливается то место в материальном мире, где оно может проявиться вновь, имея новые возможности и новые силы и окружение, которые и будут способствовать его жизнедеятельности и достаточной активности для  того, чтобы человек и любое другое живое существо могло развиваться.

А что касается планет и всего материального мира, то через определенный период все из непроявленного состояние переходит в проявленное, но имеет уже те качества и то состояние, которое может быть использовано живыми существами, которыми Бог будет населять эти планеты, дав им все необходимое и дав им все, что потребуется для жизнедеятельности и на достаточно долгий период.

Но, а Арджуне Бог Говорит просто, что все, что существует, проходит  именно разные формы существования, и никуда не деться, это единственно, что возможно для того, чтобы решить задачу материального и духовного развития на каждого. Но человек проходит несколько разных этапов, когда ему приходится  переходить из одного состояние в другое. Это и переход из одного тела в другое, и во время уничтожения творения ему приходится надолго прекращать свое существование, переходя из проявленного состояния в непроявленное, и в новом творении он снова получает возможность проявиться и продолжить свое существование. Но таким образом для одних живых существ Бог дает перейти на духовный план, а для других такой возможности нет, и они на многие миллионы лет уходят в состояние сна и далее снова рождаются и продолжают свое существование, но уже на более низких ступенях материального развития. Поэтому непременно следует понимать, что каждый  должен стараться именно в этой жизни начать путь духовного развития и именно в этой жизни приступить к изучению Святых Писаний и также начинать преданное служение, ибо никто не может знать, когда Бог прервет всякое материальное существование и всех направит в непроявленное состояние.

30.Эта вечная душа, владелец материального тела, никогда не может  быть убита в теле каждого, о, потомок Бхараты. Поэтому тебе не следует скорбеть о всех живых существах.

Комментарий.

Надо понимать, что никогда живое существо не может быть убито, что бы с ним ни произошло; и тогда, когда Бог уничтожает материальный мир, оно никак  и никуда не исчезает. Оставив тело, оно находится в состоянии  некоторое время как бы бодрствования и понимает все, что с ним происходит. Оно все видит, слышит, может перемещаться, оно также может в некоторой мере общаться и с другими живыми существами, также оставившими тело. Но оно не может ничего предпринимать, не может самостоятельно перемещаться и никак не может решать никакие вопросы никакого порядка. Но поскольку Бог находится  в живом существе и после оставления тела, то оно может рассуждать, сравнивать, помнить и вспоминать, даже питаться той энергией, которую ей дает Бог, воспринимая ее  за пищу. Может не очень сильно также действовать на предметы, но материальные вещи не может ни сдвинуть и ни проникнуть свозь них.
Но душа, будучи очень  тонкой, никогда не может быть завалена камнями, у нее не может быть нигде преград и нигде она не может быть погребена или задержаться или метаться в поисках выхода. Она не может быть никогда в могиле, но просто на кладбище обитать некоторое время может. Но там ей мало интересного, и она устремляется в те места, где можно обитать, где она как бы защищена от ветра и дождя, где никто ее не побеспокоит и никто не посмотрит на нее ей прямо в глаза. Душа не может быть очень понятливой после оставления тела, ибо теряет способность как-то правильно логически рассуждать, но в некотором роде она видит и оценивает и знает, кто и что о ней говорит и в каком тоне и что помнят и как к ней в сути своей относятся. Она никогда и никому не может навредить, не может помочь или подсказать, она также по своей воле не может присниться или предупредить.

Она не теряет также своих качеств. Но со временем она просто несколько слабеет и появляется в ней апатия или теряется интерес, ее одолевает сон, и она начинает искать место, где бы ей уснуть и таким образом засыпает и просыпается только уже в утробе матери. И здесь она уже чувствует себя более-менее комфортно и питается и проявляет признаки жизни, свойственные ей, когда она была в теле человека, но очень и очень сильно хочет спать и потому не может никак мыслить и наслаждается своим состоянием вплоть до рождения.
Рождение ее в теле человека не очень утомляет, но иногда и этот процесс бывает болезненным и заставляет ее плакать от боли и от напряжения, которое она испытывает в теле и от которого в некотором роде успела отвыкнуть. Состояние в теле несколько воспринимается тяжело и потому на первых порах она постоянно плачет и как бы без причины, но потом к телу привыкает, входит в него и начинает через тело привлекаться  материальным миром и постепенно начинает воспринимать себя за тело и таким образом сливается с миром материальных отношений до того возраста, когда Бог начинает ей напоминать, что все же это тело не она сама и тут не ее изначальная природа. Но это начинает происходить уже тогда, когда она входит в возраст и начинает понимать с точки зрении религии, что есть душа и что есть тело и что ей на самом деле более присуще изначально. Но каждому Бог дает понимание такого рода в свое время и в зависимости от того, на кокой ступени материального и духовного развития стоит человек на данный период своего существования.


Рецензии