Реверсивная логика

Реверсивная логика.
 
Отрывок из фантастической повести «Робинзоны Галактики»
 
- Удивительная всё-таки вещь – работа человеческого мозга! Если компьютеру поручили такую задачу — как вырыть котлован без экскаватора, без бульдозера и не заступом, то он «перелопатил» бы всю имеющуюся информацию и дал ответ, что это невозможно. Если мне предложили запрограммировать метод мозговой атаки, когда рассматриваются не только прямые способы решения задачи, но и далёкие аналогии, я бы, наверное, не смог это сделать. А группа людей, которые никогда сами не рыли котлованов, собравшись вместе, в течение получаса нашли такое решение, что рыть ничего не нужно. Ну, как подобное запрограммировать? – Винсент не мог успокоиться.
 
 - Ничего удивительного, – с улыбкой вступил с полемику Григорий. – У компьютеров ведь «железная» логика, а у людей «мягкая». Помнишь такой анекдот? Сын спрашивает у отца, который работает торговцем, - «Сколько будет дважды два?». А папаша тут же уточняет – «А это когда купить или… когда продать?». Вот такая логика.
 
Вообще, движущей силой прогресса является человеческая лень. Вот не хотелось копать котлован вручную, пришлось придумать, как его не рыть. А компьютеру все равно копать или не копать. У него нет чувства лени, как и нет ощущения усталости.
 
 - Насчёт «железной» логики у компьютеров, то это не переносный смысл, а прямой. Не зря программисты их «железом» называют. «Железобетонность» логики компьютеров состоит в том, что сигналы в микросхемах всегда распространяются только в одном направлении – с входов на выходы. Назад дороги нет, – Владимир Жуков воспринял полемику всерьёз и тут же стал излагать свою непризнанную пока теорию. – Такую логику можно назвать нереверсивной. Человеческий же мозг работает в реверсивном режиме. Нейроны могут передавать информацию как вперёд, так и назад. А это уже другая логика – реверсивная. Человек может думать, следуя как от простого – к сложному, так и, наоборот, от сложного к элементарному. В этом существенная разница.
 
Вот, например, компьютер суммировал два числа 32+4 и получил 36. Информация с входов сумматора поступила на выход. И на этом всё закончилось. А если человек сложил эти два слагаемых, то аналогично сигналы прошли по нейронам от входных чисел к результирующему числу. Но на этом процесс не закончился. Информация как бы отразилась от результата и активизировала множество нейронов на входах. Может быть не в такой сильной степени, но возбудила. В результате человек «ощущает», что 36 можно получить и из других чисел, суммируя их, например, 24+12, или 20+16 и т. д. Кроме того, это же можно получить умножением 12х3, или 18х2 и т. п. Человек «ощущает» число 36 как результат некого множества вычислений. А если в итоге суммирования получено число 13. Человеку сразу понятно, что это простое число, его перемножением двух множителей получишь, его не разделишь. Это результат того, что сигналы от «выходных» нейронов возбуждают некоторые «входные». Не в этом ли заключаются высокие творческие способности мозга? Они позволяют человеку обнаруживать неординарные решения из аналогов, иногда очень далёких от темы задачи. У в мозгу действует реверсивная логика, правила которой ещё не изучены. Законы этой логики совмещают одновременно и синтез, и анализ, индукцию и дедукцию. Метод позволяет человеку «мыслить», а компьютеру только «вычислять».
 
- Не совсем так, – вмешалась в разговор Фрида. – Можно составить программу для компьютера, которая будет и вычислять, и анализировать выходные результаты.
 
- О, нет. Это не совсем одно и то же. – Категорически возразил Владимир. – В программу вы вкладываете свой интеллект. Анализ будет настолько глубок, насколько программист заложит его в программу. Это будут все те шаги, которые предусмотрены. А значит, мыслил специалист, составляя программу. Компьютер же выполнит все заложенные человеком циклы и закончит вычисления.
 
Реверсивная логика предполагает несколько другое понятие. Тут причинно-следственные связи затрагиваются. Обычная логика говорит только о том, что если есть какие-то причины, то будет соответствующий результат. Реверсивная логика дополняет её таким понятием: если есть, такое-то следствие, то оно может наступить в результате множества совпадения причин. В этом заключается множественность вариантов решения одной и той же задачи. Какое совпадение причин, приводящее к нужному результату, выберет мозг — всегда остаётся загадкой, неопределённостью.
 
При этом мозг владеет свойством реверсивной логики изначально, без программирования. Даже маленький необученный ребёнок обладает способностью думать задач, и, как правило, находит неординарные решения. Процесс же обучения сводится к запоминанию вероятных, распространённых, наиболее эффективных приёмов решения задач, которые были уже кем-то найдены. Не зря же считается, что творческие люди, например, изобретатели, меньше поддаются влиянию авторитетов, т. е. готовых заученных догм. Они стараются не запомнить сами решения, а развивают способность самим находить ответы. Компьютер способен отыскать готовое решение в огромных объёмах информации, а человеку легче найти своё решение, чем «перелопачивать» массу информации. Не зря существует такая шутка: «Все специалисты знают, что это сделать невозможно, но находится «чудак», который об этом не знает, он-то и делает изобретение».
   
- Вы хотите сказать, что чем дольше обучать человека, тем больше снижаются его творческие возможности, – это Эндрю усомнился в логичности рассуждений.
 
- Не совсем так, – продолжал Жуков. – Если человек предрасположен к творчеству, то он сам не запоминает готовых решений. Он просто знакомится с ними, изучает способы достижения цели и совершенствует именно это искусство. Это таланты изобретателя или инженера-конструктора. Заниматься одним и тем же долгое время для таких людей неинтересно. Нередко среди подобных людей попадаются талантливые самоучки, которым не требуется специальное образование. Если же мозг не приспособлен к творчеству, то он предпочитает запоминать готовые решения. Из таких людей получаются хорошие «ремесленники», они осваивают какое-нибудь «ремесло» и доводят уровень владения им до совершенства. Это в большой степени присуще женщинам.
 
- Значит, не все люди в равной мере владеют «реверсивной» логикой, — предположил Григорий Злобин. – Есть люди, мозг которых похож на компьютер?
 
- Я думаю, что да, – согласился Владимир. – Есть так называемые учёные-энциклопедисты, они ничего не создают в науке, но помнят огромное количество готовых задач и как их решать, а также знают, кто эти решения предложил. Они становятся хорошими преподавателями, особенно для «ремесленников». Вот с таким человеческим мозгом компьютер уже вполне может соревноваться и часто превосходит человека за счёт быстродействия. Кстати, таким мозгом, по моему мнению, обладают шахматисты. Они помнят огромное количество шахматных партий и могут доводить игру до победы. Они решают задачи, но только шахматные. Ну и соревнование компьютерами с шахматистами - дело вполне реальное.

- Так что же отличает обычную логику от «реверсивной», если выразить это популярно? – спросила Ольга.
 
- Я бы описал это так, – Жуков немного задумался, а потом продолжил. – Творческие задачи решаются так. Вначале создаётся образ результата, который желательно получить. А потом, из множества возможных вариантов, выбирается один из способов, затем происходит постоянное реверсирование движения от причины к следствию и, наоборот, от следствия к причине. Один или несколько итераций вперёд, столько же шагов назад. При этом выясняются все «побочные» явления и как они повлияют на результат. Если перенести это на компьютер, то импульсы протекают то с входов на выходы, то с выходов на входы. Правда, понятие входы и выходы здесь не совсем годятся. Поэтому логику я назвал «реверсивной».
 
  Кстати, знаменитая интуиция, с помощью которой обнаруживаются многие технические и творческие решения тоже основывается на «реверсивной» логике. От изобретательства интуиция отличается тем, что и сам результат не имеет чёткого образа, а только некоторые очертания. А «реверсивная» логика работает и в этом случае, очерчивая возможные решения как новые, так и очень далёкие аналоги. Человек чувствует, что результат где-то рядом и активизирует инициативность работы мозга. В результате нужное решение будет найдено, а может быть, и нет.
 
- Уважаемый Владимир Васильевич, не утверждаете ли вы, что причинно-следственные связи могут меняться местами в так называемой вами «реверсивной» логике? – вдруг в шутку официально заметил Григорий, обращаясь к Жукову по имени-отчеству, это совсем не было принято в этом коллективе. Этим он, видимо, подчёркивал иронию вопроса. – Так ли я понял ваши рассуждения?
 
- Да, это тот самый философский вопрос, над которым я много думаю, уважаемый Григорий Иванович, – парировал иронию Владимир Жуков. – Из разряда самых древних. Звучал когда-то так: «Что первично? Курица или яйцо?». Можно уточнить следующим образом. Курица представляется первичной причиной яйца или яйцо — первопричина рождения курицы. Что причина, а что следствие?
 
С точки зрения обычной логики — противоречие неразрешимо. Вся беда в том, что мы берём только малый период и движемся в одном направлении против хода времени. Если мы постараемся найти начало процесса, то там может не быть ни яйца, ни курицы, а что-то совсем иное. Если и курица, и яйцо остаются неизменными во времени, то задача не имеет решения. А можно рассудить и так. Курица представляется причиной появления нового яйца и оказывает на него своё влияние. Яйцо является причиной появления новой курицы и тоже оказывает на неё своё влияние.
 
Значит, причина определяет следствие, а следствие, в свою очередь, влияет на новую причину. В результате многократного повторения цикла изменяются и причина, и следствие, причём периодически они меняются местами. Это многократное повторение циклов изобретено природой для совершенствования материи. Особенно хорошо это видно на примере живой природы, где циклы смены поколений случаются быстро практически у нас на глазах.
 
В остальной природе это проистекает намного медленнее и процесс такой трудно охватить воображением. Совсем не ясно, как с помощью генетической или другой информации осуществляется это влияние, но понятно одно, что для прогресса необходимо многократно периодически менять местами причину и следствие. Не в силах повернуть направление течения времени, природа изобрела способ «обмануть» эпоху путём замены самих организмов. Именно при смене поколений периодически сменяться причинно-следственные связи.
 
Коллективный разум человечества тоже работает по аналогичному принципу, но он же просто моделирует процесс с помощью «реверсивной» логики. Аналогичность процессов подтверждается тем, что техника, созданная коллективным разумом человечества также имеет свои «поколения». Даже названия аналогичны. Человек не может создать сразу совершенный аппарат, например, аэроплан. Прежде чем появится безупречный самолёт, должно смениться несколько поколений подобных аппаратов. Начиная создавать новое поколение, разработчики учитывают опыт предыдущего. Таким образом, проектирование влияет на конструкцию самолёта, а созданный аэроплан влияет на процесс следующего проектирования. Все как в природе, периодическая смена местами «причины» и «следствия» и многократное повторение цикла. Единицей совершенствования техники являются изобретения, это отдельные законченные решения определённых задач. Изобретений создаётся множество, но не все они «приживаются» в последующих поколениях техники.
 
Идёт их «естественный» отбор, практически аналогичный Дарвиновскому в живой природе. Некоторые изобретения настолько значительны, что приводят к появлению новых образцов техники или технологий, а в живой природе такие кардинальные изменения генов приводят к появлению новых видов. Аналогия настолько полная, поэтому иногда кажется, что живая натура конструируется каким-то высшим сознанием. Этим высшим разумом является сама природа. И вновь возникает философская проблема — «Что первично в природе — интеллект или материя?». Мне кажется, что решение этого вопроса аналогично решению предыдущего — насчёт курицы и яйца. Они периодически должны меняться местами. Разум совершенствует материю, а материя улучшает разум. А для этого нужно или менять направление хода времени, или многократно сменять поколения.
 
«Реверсивная» логика должна функционировать! А вот грёзы отдельных эгоистичных людских особей о бессмертии, бесспорно, противоречат стратегии рода человеческого. Бессмертие индивидуумов кладёт конец прогрессу общества. Всякое новое поколение более интеллектуально, чем предшествующее, посему поколения должны сменяться. В этом стратегия рода, и нарушать её чревато катастрофическими последствиями. Кроме того, убыстрение прогресса требует более скорой смены поколений. Это мы наблюдаем в технике, броский пример, смена гаджетов приблизительно через год-два. Квалификация специалистов также катастрофически падает с возрастом, особенно в IT-технологиях. То, чему обучают в институтах, хватает лет на пять — десять. А далее или переучивание, или смена профессии. На пенсию то не отправляют!
 
 Ну, философы, пора возвращаться своими обязанностями, – прервал полемику Винсент. – Вам лишь подбрось мысль, так вы и рады забросить работу.


Рецензии