Испытание

Один король искал человека, которому он мог бы доверить важный государственный пост. Мысленно перебрав всех придворных, король не нашел среди них подходящей кандидатуры и повелел всем мужчинам королевства явиться ко двору, чтобы он мог выбрать из них наиболее достойного.
В назначенный день у стен дворца собралась огромная толпа. Король вышел к подданным и провозгласил, что высокий пост достанется тому, кто успешнее всех пройдет испытание. Каждому их присутствовавших король вручил семя экзотического растения и повелел вырастить его и как можно лучше ухаживать за ним. Тот, кто лучше всех справится с этой задачей, займет обещанный пост. А тот, кто не справится, будет сурово наказан.   
Шли дни, а в королевстве не утихали споры о том, чье растение больше всех понравится королю. Мужчины, знатные и простолюдины, наперебой демонстрировали плоды своих трудов. И лишь один крестьянин ходил с опущенной головой: ему было стыдно признаться, что его семя так и не проросло.
Спустя полгода король повелел всем мужчинам вновь явиться во дворец и показать, что они вырастили. Он внимательно осмотрел сотни горшков с самыми разными диковинными растениями, улыбнулся и покачал головой. Затем его взгляд упал на пустой горшок бедного крестьянина.
– Кому принадлежит этот горшок? – громко спросил он.
Крестьянин вышел из толпы.
– Что же ты молчишь? Почему не оправдываешься, не молишь о пощаде? Разве ты не слышал, что того, кто не выполнит мой приказ, ждет суровое наказание?
– Слышал, Ваше Величество.
– Так в чем же дело?
– Ваше Величество, я крестьянин и всю жизнь трудился на земле. Мое поле ежегодно дает хороший урожай. Никто не упрекнет меня в лени и нерадивости. Но я не смог вырастить это растение. Семя не проросло. В Вашей воле наказать меня или помиловать.
Король указал на крестьянина и сказал:
– Вот человек, которого я искал.
Толпа недовольно загудела. Король улыбнулся.
– Семена, которые я вам дал, не могли взойти. Вы все обманули меня, и лишь один из вас отважился сказать правду.
– Но Ваше Величество, этот человек едва ли умеет читать и писать, ничего не понимает в политике и не разбирается в государственных делах! – робко возразил старший советник.
– Ему нет нужды разбираться в политике, – сказал король. – Я лишь хочу знать нужды моего народа и что думают обо мне мои подданные. Этот человек честен, смел и не пытается угодить мне, а это именно то, что мне нужно.


Перевод с немецкого, автор неизвестен.


Рецензии
Прекрасная притча! Мудрый король.Такие, наверное, только в сказках бывают:) Очень понравилось. Спасибо, дорогая Саша! С пожеланиями добра, радости, удачи!

Галина Михалева   04.07.2023 03:23     Заявить о нарушении
И Вам спасибо за добрый отклик, дорогая Галина!

Александра Немтина   04.07.2023 08:31   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.