10-23. Вгрызаюсь в православие

Вгрызаюсь в православие на уроках церковнославянского, на лекциях архимандрита Иануария, на уроках литургики отца Михаила Бравермана. Сильно отождествляюсь с услышанным и порою впадаю в экстаз, после выхода из которого голова пухнет от архаичных представлений о небесной иерархии, от наполненных многослойным мистическим смыслом псалмов Давида, от символических действий иерея и дьякона, воспроизводящих во время литургии смерть и воскрешение Христа. Все это кажется бредом, но все равно наполнено глубоким содержанием, до которого необходимо добираться тяжкими  трудами и терпением, чтобы стяжать Духа Святого, гуляющего, где хочет, и нам не подвластного.

Легче всех воспринимается отец Иануарий (Ивлев)– человек высочайшей образованности. Он подходит к теме тем способом, который мне наиболее близок и понятен – опираясь на доскональное знание языков и исторической обстановки. Библия становится доступнее, если помнить и знать, что писалась она на древнем иврите (языке, имевшем в своем словаре не более 10 000 слов), во времена апостола Павла была переведена на греческий (язык со словарем уже в 300 000 слов) и практически в этом виде  пришла в наш век. Калькой (дословным переводом) греческих текстов для россиян является церковнославянский, который еще более вольно, чем с еврейского на греческий, сейчас переведен на современный русский. В результате,  несмотря на «точный перевод», утратился истинный и мистический смысл переведенного, а как  буквальное толкование, так и излишне вольное понимание переведенного, превратили Писание в странный винегрет разнородных наборов фактов, далеких от той Истины, которую эти книги должны донести до нас. Отец Иануарий кое-что прояснил в моей голове и подарил массу новых маленьких открытий христианской догматики.

Я люблю философию, интересуюсь ею, но в христианстве мне по-прежнему важнее Христос (точнее – Единый Бог), чем философия. Бога я стремлюсь постоянно чувствовать, хочу входить в контакт с ним, вступить в отношения любви, доверия и послушания. Философия православия (здесь это называется «богословие») почти сложилась в моей голове, хотя она кажется мне выраженной настолько диким языком, что я по-прежнему стараюсь перевести его для себя на свой собственный язык, то есть на более привычную для меня  терминологию метафизических представлений.

После года погружения в православие я поимела мнение (внушенное мне православными учителями), что Новый Завет – новое, революционное по отношению к Ветхому Завету учение, а иудаизм, не поверивший в Христа как в божественного Мессию, есть учение несовершенное, упертое и недоразвитое. Иудеи, якобы, не верят в Троицу, не признают И.Х., занимаются фарисейством и видят в Боге Закон, а не Любовь. Но так ли уж наивен Ветхий Завет, и не является ли Завет Новый исторически объяснимым преданием угнетенных людей, знавших древние пророчества и на основании этого знания домысливших и приукрасивших не совсем понятную обывателям  историю жизни очередного пророка? Последнее звучит кощунственно, но так ли уж важны истории, формы, предания и человеческие интерпретации их, если Бог есть, был и будет независимо от наших мнений, объяснений и представлений?

Что на самом деле думают современные иудеи о нашем общем Боге Отце - о Сущем, ведь обе религии опираются на общие сохранившиеся источники?  «Случайно» попавшаяся мне книга израильского раввина Дэвида Аарона «Тайная жизнь Бога» меня удивила и подтвердила мои подозрения – евреи слишком умная нация, чтобы сомневаться в логике и глубине их богословских представлений. Иудаизм не показался мне ни наивным, ни упертым, ни однобоким. Больше того, он говорил практически то же самое, хотя при этом обходился без представлений о Троице и не упоминал об Иисусе Христе. 

И еще я поняла, что неисправима. Что опять впадаю в грех сомнения  и бунтарства. Я никогда не могу остановиться на предлагаемом мне варианте лошади в шорах, которую ведут к месту назначения по надежной, проверенной и давно исхоженной колее, даже если и уверена, что эта колея приведет к цели наверняка. Постигать истину – как разглядывать фотографию в процессе ее проявления: изображение появляется по фрагментам, но даже когда проявится целое, надо помнить, что фотография – не истина, а картинка, отражающая истину. Мне опять стало  мало одного пути, хочется посмотреть на другие дороги, чтобы взять что-то и из них, понять карту моего пути в целом, насколько это возможно вообще, увидеть, куда меня ведут, как, почему и даже, по возможности, зачем. А может быть, у меня просто наступил период  «окаменненого нечувствия», который случается на пути многих «ищущих», и который необходимо пережить со смирением.

Поделюсь ниже наиболее интересными мыслями книги Дэвида Аарона «Тайная жизнь Бога» :

****************************************

В еврейской традиции основное имя Бога передается буквами YHVH и никогда не произносится. Сокровенная жизнь Бога остается тайной для нас, несмотря на то, что мы все живем этой жизнью. Мы сотворены мыслью Бога, и чем больше в нас сознания, тем  реальнее и сильнее мы связаны с источником мысли. Мы действующее лицо драмы, которое существует в воображении автора. Может ли мысль постичь мыслителя? Нам не нужно пытаться постичь Бога в терминах времени, пространства и существования, и не следует – в качестве объекта нашего разума, ибо он его  источник. Религиозный опыт – это опыт познания нас Богом. Пытаясь четко и ясно выразить истину о Боге с помощью логических рассуждений, мы приходим к парадоксам и противоречиям. Иудейская традиция не утверждает, что Бог думает так же, как и мы, жизнь не обязана подчиняться тем строгим требованиям логики, которые сформулировали греки.

Каббала (др.еврейское- «соответствовать») – это мистическое истолкование Торы, которая представляет собой учение пророка Моисея. Она говорит о сокровенной жизни Бога и об основной цели нашей земной жизни. Один из основных принципов каббалы  - микромир отражает макромир. Человек есть отражение Вселенной. Когда Беспредельный пожелал сотворить мир, он изъял свой Беспредельный Свет из средоточия, создав сферу пустоты. В этой пустоте Он сотворил сосуды и направил в них тонкий Луч Беспредельного Света. Однако сосуды не смогли удержать  свет и раскололись, и Вселенная погрузилась в хаос. Наша жизнь должна быть процессом приведения в порядок или воссоздания и преобразования сосудов так, чтобы впредь они могли удерживать в себе свет.

Определение абсолютного совершенства Бога включает в себя возможность двигаться от несовершенства к большему совершенству, пребывая в то же время совершенным. Иначе говоря, Бог умышленно вызвал несовершенство – хаос, и запустил динамический процесс роста совершенствования. Мы – расколовшиеся сосуды, и именно через нас Бог исполняет свое пожелание и участвует в процессе совершенствования. Мы – действующие лица в божественной драме. Бог пребывает в этом мире и принимает участие в нашей работе через нас, мы являемся одним из аспектов Бога. Он проявляет Себя в нас и все же остается запредельным. Наше предназначение – принять испытания мира и превратить их в служение Богу.

Мы видим изнанку ковра жизни, и она представляется нам путаницей, Бог же видит узор целиком и смеется – там все обретает смысл. Каббала учит, что Бог путешествует по жизни вместе с нами, разделяет с нами наши боли и беды, успехи и удачи. «Тешува» или «раскаяние» (буквально – возвращение) – ведущая тема Вселенной. Бог умышленно создал мир, который допускает вероятность ошибки. Наделав ошибок, мы испытываем раскаяние и смиряем себя, решая продолжить свое развитие. Все, что делает человек, оказывает влияние на Вселенную, ибо все направлено на создание порядка из хаоса. Бог не только наш тренер, побуждающий к новым достижениям, но и создатель спортсмена (души) внутри нас. И он кровно заинтересован в результате.

Талмуд говорит, что Бог создал энергию тешувы еще до сотворения мира. Жизнь – это бесконечные возможности выбора. Делайте, что в ваших силах, а ошибетесь – совершите покаяние. Бог сотворил этот мир для того, чтобы облегчить нам возможность  достижения добра, которое мы выбрали свободно. Абсолютное добро, достигнутое посредством выбора, нуждается в том, чтобы было возможно зло. Каббала учит, что наличие зла – основное качество и преимущество этого мира. Одна из уловок зла – попытаться убедить вас, что Бог – «на другой стороне», против вас. Это ложь. Бог всегда на нашей стороне, как бы низко мы не пали. И чтобы это ощутить, нужно всего лишь призвать Его.

Согласно каббале, Бог есть абсолютная реальность, тогда как существование мира не необходимо. Бог сотворил мир по абсолютно свободному выбору. Нет причины сотворения мира и человека, но есть цель, для которой мир был сотворен. Перед тем, как расколоться, сосуды вкусили Беспредельного света Господа. Мы – те самые разбитые сосуды – рождены в этом мире, чтобы оправдать перед Богом необходимость своего существования. Все, что мы делаем, необязательно, ибо если бы оно было необходимо, то зачем нам дана свобода выбора? Мы не должны что-либо делать, потому что свободны. Свобода приносит нам и удовольствие, и боль. Мы – проявление свободной воли Бога и в то же время – всего лишь возможность. В течение веков человечество хотело защитить себя от страданий, которые приносит нам свобода выбора, разными способами:

1. Отрицать и отвергать.
Кто сказал, что мир сотворен по свободному выбору? Мир должен быть. Природа – абсолютная реальность, она просто иная форма вечности. Спиноза утверждал, что природа – это Бог. Она неизбежна и необходима. Наше существование необходимо, а свобода – это иллюзия. Все предопределено. Такое учение называется пантеизмом. В слиянии с природой человек достигает безопасности и уверенности в своем будущем. Современное язычество тоже делает природу своим кумиром. Его цель – слиться с природой, поступать в соответствии с естественными желаниями. Тора говорит, что человек должен подняться над природой, облагораживая все естественное, а не поддаваясь его искушениям.

2. Принять свое существование как ненужное, абсурдное, лишенное какого-то содержания.
На этом построены философские системы Артура Шопенгауэра и некоторые восточные религии, стремящиеся к нирване – растворению личного Я в Абсолюте и подавлению желаний.

3. Путь Заповедей.
Свободно выбрать нашу божественную миссию и быть орудием Господа. Мы можем покинуть свое тело и этот мир, но будем существовать вечно заодно с Богом.

Каббала говорит, что человек может обрести мир и покой только в Боге и нигде больше. Многие из тех, кто хочет быть ближе к Богу, занимаются различными школами медитации. Но только Заповеди как выраженная воля Господа, а не одна медитация, дают человеку возможность быть связанным с Божественным. Нуждается ли Бог в нас? И очень нуждается, и не нуждается вообще. Это зависит от выбора нас самих – выберем ли мы то, что должны делать согласно Его воле. Лишь тогда мы сможем почувствовать божественный характер нашего подлинного внутреннего я – искры Абсолюта.

По картине ползет муха. И пусть картина уже завершена, муха может ползать по ней, как ей захочется. В зависимости от выбранного пути, впечатления у нее будут разные. Ее выбор определяет последовательность и порядок событий, которые она переживала. Даже если мы решили делать добро, но наши усилия не приносят результатов, не надо отчаиваться: за результаты мы не отвечаем, они – в ведении Бога. Мы несем ответственность только за выбор, а остальное – в руках Божьих. Мы поставлены на земле не для того, чтобы строить этот мир, но созидать самих себя так, чтобы выразить в себе живой образ Господа. Мы всегда можем расти и развиваться, даже тогда – а иногда особенно тогда, когда мир вокруг нас рушится.

Мы имеем два лика одного Бога – лик запредельности (трансцендентности) и лик присущности (имманентности) или соответственно мужское и женское начало. В каббале мужское начало Бога – способность быть непредубежденным наблюдателем. Женское начало – сила сопереживания, способность посмотреть на положение дел с точки зрения участника. (Обратите внимание, как  иудаизм обходится без идеи Бога Сына – И.Х!).  Когда мы не придерживаемся заповедей, это подобно тому, что мы разъединяем проявление Божественного внутри нас и Божественного вне нас. При этом в онтологическом смысле Бог Един, две ипостаси Единого Бога – предмет нашего понимания, а не реальности.

По традиции еврейского образования человеку сначала следует прочно усвоить, что Бог запределен, а уже затем приобщить к истине, что Бог проявляет себя в самом человеке. Монотеистический образ Бога был необходим на ранних стадиях развития человечества. Монотеизм говорит, что существует Бог и существую я, и нас разделяет непреодолимая пропасть. На определенном этапе развития можно отказаться от упрощенного, монотеистического понимания Бога. Отделенность нас от Бога – это функция нашего способа мыслить и действовать, в действительности мы существуем внутри Бога. Мы разные, но не отдельные. Не существует ничего, кроме Бога, и ничего помимо Бога, поскольку все существует в Боге. Это не следует путать с пантеизмом, где Бог  есть Вселенная. Каббала говорит, что Бог без Вселенной остается Богом, ведь Бог сотворил ее по своей воле. Такие взгляды называют панентеизмом («все внутри Божественного»). Согласно монотеизму мы располагаем независимой личностью, согласно панентеизму ощущение себя личностью – иллюзия, основанная на ошибке восприятия. Согласно монотеизму, Бог повелевает нам исполнить Его волю - мы боимся наказания и страшимся потерять возможное вознаграждение. С точки зрения панентеизма, мы не против Бога, а с Ним и в Нем. Поэтому, чтобы оставаться верным себе,  нужно выполнять Его заповеди.

****************************************************

И далее - мои фрагментарные записи моих размышлений  декабря 2006г:

1. Не путать – как реально устроен мир, и как я сама хочу установить свою точку сборки – во что верить. Это не всегда совпадает. Думаю, что он устроен так, как считают буддисты: мир форма, внутри которой пустота,  мир творит мысль Бога, а мы – его подобие - творим миры своим разумом.

2. Несмотря на выше сказанное, я выбираю Христа. Почему? Бог – личность отвечает потребности моего сердца, ведь Абсолют – равнодушен к нам.  В любой вере цель – изменить себя. Иудаизм дает стимул, который слабее – выполняй заповеди, твоя жизнь станет лучше (будешь единомышленником Бога). В христианстве же связь с Богом происходит через любовь и благодарность. Бог снизошел до нас, страдал за нас – на это невозможно не ответить любовью.

                *   *   *

5 декабря встретилась с Наташей Менашкиной. Похоже, что ей, как и мне когда-то,  захотелось погрузиться в православие, но она почувствовала, что привычные ей установки в этой среде буксуют. Предложила обсудить эту тему со мною. Встретились в Парке Победы. Несмотря на вечернее время и темноту (в городе вторую неделю оттепель, снега в декабре мы так и не видели!) ее не смутила прогулка по плохо освещенному парку, и мне это понравилось. Многие верующие люди, думающие, что полностью доверяют Богу, вечно дрожат за свою жизнь и пасуют перед темнотой. Мои же «язычники» подсознательно уверены в том, что без причины и волос не упадет с их головы, а темнота  подходит для осуществления планов Провидения в такой же степени, как и яркий солнечный свет, не говоря уже о том, что в наше время от лиха и среди бела дня помощи не найдешь.

Слушая Наташу, я узнавала себя. Логика ее рассуждений о том, что Бог всегда с ней, но мир шире и разнообразней христианской веры, была безупречна, но чего-то не хватало в этой логике. Христос вне этой логики и … выше ее. В Наташе еще не пробудилась эта необъяснимая уму потребность к простоте и чистоте существования - к послушанию, смирению и осознанию своей греховности, которую мне начало дарить православие. Мое сознание как будто разделилось: я одновременно находилась в двух персонах – Прежней и Нынешней, и обе были по-своему правы. Обе персоны верили в Бога, но верили по-разному и … в разных Богов.

Картина мироздания Прежней («эзотерической») персоны была безукоризненна – в ней все укладывалось на свою, правильную полочку, находилось в гармонии, было понятным и ясным. Эта Персона думала о Боге как о Безличном, способном принимать любую форму в зависимости  того, кто о Нем думает. Этот Бог жил во всем и, в то же время,  ни к чему всерьез не обязывал и никого по особенному не любил – Он давал возможность каждому медленно, по мере собственных способностей и сил расти, изменяться и в конце процесса этого изменения вливаться в Него, как капля воды вливается в океан. Эта картина мироздания все объясняла и все допускала, в ней сам человек строил свою карму, сам за нее платил, сам изобретал законы, по которым, как ему казалось, жил мир, а главное,  по которым хотел жить он сам. Человек не отказывался от знания любого пути – путей к Богу существовало  множество, и по своему усмотрению он что-то брал из этих путей (то, что нравилось, устраивало, входило в его логику), а что-то не принимал. Человек жил интересно, свободно, весело, жадно искал мудрость, мудрствовал и критиковал других, казавшихся ему тупыми, покорными или ограниченными рамками своего понимания.

Я сама совсем недавно была такая же, - почему была? Я все еще оставалась ею и время от времени, когда в очередной раз взбрыкивала, гордясь своей свободой и мудростью. Но когда что-то случалось в моей жизни, когда впервые мне начала не нравиться ни моя жизнь, ни цели, которые еще недавно казались значимыми, когда в голову стали приходить мысли о неизбежности ухода из привычной колеи жизни, мне неожиданно становилось беспокойно – а права ли я? А смогу ли одна идти к этому своему, выбранному мной Богу, уповая только на саму себя, если за прошлые, более молодые годы никаких существенных успехов на этом поприще не добилась? А тут еще и воспоминания о своих прошлых мыслях, словах, поступках, которые прежде не казались мне грехами, а только «полезным опытом», а теперь почему-то впервые заставили посмотреть на них под другим углом зрения.

Во мне уже жила и другая, Нынешняя персона, которая впервые почувствовала, что Бог – это Личность, не безразличная к нам, в чем-то подобная нам, но гораздо более совершенная. Личность, которая по своей любви создала нас и благодаря которой мы все живем, а если это действительно так, то уже только по одной этой причине имеющая право устанавливать для нас свои законы. Законы, необходимые нам, данные не в наказание, а на пользу, поэтому их надо выполнять, пусть  у нас еще не достаточно разумения понять их мудрость и необходимость. Этот Бог жил вне этого мира и одновременно находился в нем и в нас самих, Он любил нас и хотел от нас любви, доверия и послушания, а не мудрствования, хотя некоторое мудрствование нам дозволялось. Даже непослушание дозволялось, хотя и мешало нам самим, нашему существованию. Бог не обязан думать так же, как мы, а сотворенный им мир не обязан подчиняться правилам изобретенной нами логики. Именно поэтому не имело особого значения, нравилась мне картина мироздания, предлагаемая христианскими богословами, или не нравилась. Кто, кроме Бога, знает, как устроен его мир? Религия это не то же самое, что философия, а мы с Наташей до сих пор не чувствовали разницы между этими понятиями.

Я пока еще ничего не могла сказать Наташе в пользу своей  новой, Нынешней персоны, чувствуя, что не буду понята, потому что еще не пришло время, еще Дух Святой не позвал саму Наташу за собой, а она еще не хочет довериться ему всем сердцем. Наташа все еще продолжала жить в грехе, не считая свою жизнь грехом. Она еще не почувствовала, что принять «Его Иго» на себя означает просто устать от себя «мудрой» и подчиниться Его правилам, пока еще кажущимся изложенными неразумным и неправильным языком, из одного только доверия к Нему. Например, согласиться с тем, что зародившаяся в тебе жизнь священна и неприкосновенна в любых обстоятельствах, а сожительство с мужчиной, не освященное браком (любовью и взаимными обязательствами друг перед другом) есть блуд, как бы убедительно оно ни было оправдываемо нами перед самими собой. Что устройство мироздания мы можем представлять себе как угодно, если только помним, что не мы этот мир создали, и любое  наше (человеческое) представление о мире грешит неполнотой и заблуждениями, а вот доверие Божьему промыслу – это необходимость абсолютная, больше того, это есть благодать. Доверять, потому что любишь, хотя пока еще не все понимаешь. Любить Бога, как и весь мир, которой Бог сотворил, обязывают нас Его Заповеди. Конечно, кто способен  соблюдать их  всегда и на  все 100%? Говоря иначе, кто из нас без греха?

С этого момента начинается главное отличие ветхозаветного учения от христианского. Идея «женской ипостаси Бога» иудеев как способ осмысления природы Бога  в общем-то не хуже идеи об  И.Х., она учит тому же. Отличие в другом - иудеи общаются со своим Богом на языке договора (верности данных друг другу Заветов): ты мне послушание, я тебе – процветание. Так сказать, консенсус взаимных интересов и добропорядочность. Христос же,  как Бог и Человек в одном лице, снизошел до нас из любви к нам, невинно пострадал, вкусил тягот нашей жизни и не озлобился на нас – он понимает нашу греховную и противоречивую природу и готов принять нас такими, какие есть, если мы искренне верим Ему, раскаиваемся и хотим ответить любовью на Его любовь. Там - консенсус интересов, здесь - любовь и доверие. Вещи не сравнимые. А значит и стимул для развития больший. Мы не можем сами спастись и стать праведными, но Бог может сделать нас такими.

Я не знаю, как все было на самом деле в этих Библейской и Евангельских историях, что в них - от человека, что - от Бога. Подобно героям платоновского мифа о пещере, мы наблюдаем только тени на стене, а истинный мир от нас закрыт. Но даже тени могут дать нам достаточное для нашей жизни количество информации.

Моя ошибка в том, что я путаю религию с философией (научным методом познания). Религия дает ценности – ради чего человек живет, каких целей должен добиваться, куда идет. Философия объясняет, как можно представить себе механизм, по которому работает мир, в котором мы живем. Наперекор ошибочно сложившемуся мнению наших современников о православном богословии, оно считает, что думать надо и в мире религии. «Мысль есть различение. Различение предполагает умение выбирать. Выбор предполагает решимость сказать «нет» тому, что несовместимо с тем, чему уже сказано «да»», - утверждает Андрей Кураев.  Вот так спустя год после моего «воцерковления» неожиданно для меня сомкнулись точки зрения Андрея Кураева и нашего отца Сергия (Григорьянца), который когда-то посоветовал мне сделать выбор, а, сделав его, начать жить в этом выборе целостно. Если я человек христианского мировоззрения, то всяческое языческое поклонение и заигрывание с «энергиями» внеземных миров, всякий «уход и отречение от мира» равно как и оправдание нечистоты своей жизни «необходимостью опыта» и способом самовыражения есть служение силам зла. Эти силы, между прочим, реально существуют, но зла не творят, - не дал им Бог способности к творчеству, он только побуждают нас ко злу. Зло творит сам человек, сделавший неправильный выбор.

Как я представляю себе мир, и какую религию выбираю – разные вещи.

Мне нравится философия буддизма. Мир – действительно «пустота», но только наполненная творческой мыслью Бога и оттого способная к проявлению в материи.  Бог творит мир, придавая пустоте форму своей мыслью. Мы, как твари, созданные по Его подобию, тоже создаем собственные формы миров внутри пределов, ограниченных мыслью Творца. Мы живем в тех мирах, которые выдумали и в которые поверили (привыкли к своему описанию мира). Наши миры реальны только для нас, но в действительности они   виртуальны. Наша жизнь в очень большой степени зависит от того, в какую форму мы сами  облекаем  наш мир. 

Что касается религии, то я – православный человек. Какая бы борьба мнений ни шла в моей голове в этом году, я могу с уверенностью сказать, что присутствие Бога и Его работу во мне я постоянно чувствовала. Как только я впервые за тридцать лет своих духовных скитаний начала «стучаться» к Богу (в моем случае это выразилось в форме достаточно долгого периода ежедневного чтения Молитвенного Правила, причем, в начале без достаточного разумения того, что я делала) мне «открыли». Обстоятельства начали сами складываться таким образом, что появилась возможность и желание начать мой путь к Богу. Он протянул мне руку, я не могла этого не чувствовать. Начала сама собой и очень неслучайно приходить нужная информация – от самых разных, не связанных между собой людей и источников. Чем меньше я противилась и умствовала, просто исполняя «послушание», тем быстрее и полноценнее шло мое воцерковление, и каждый раз оказывалось, что новый фрагмент знания, полученный благодаря одному только «послушанию» впоследствии оказывался абсолютно необходимым мне для освоения очередной ступеньки. 

В тот же день мы с Наташей «случайно» оказались в приходе Чесменской церкви, где как раз начиналось занятие по Ветхому Завету дьякона Сергия. Это было знаком свыше. Я давно чувствовала, что мне пора начать читать Ветхозаветные книги самой, а не только собирать о них мнения, что настало время получить ключи к тому, что мне давно не хватало. Не случайно, что это занятие посвящалось книге Иова – самой загадочной, и,  по моему мнению, наиболее глубокой книге Ветхого Завета. Именно тогда я, словно указание мне, услышала цитату из этой книги: «Ты преисполнен суждениями нечестивых: суждение и осуждение близки».

Как раз в тот день, когда мы встретились с Менашкиной, у Паши родился сын. Назвали Русланом. Я позвонила Добрусину-старшему – он сейчас в Петербурге, продает квартиру Пашиной бабушки Антонины Николаевны, умершей этим летом. Поздравила Михалыча с внуком, вручила небольшой подарочек Их семья Пашкину жену Аленку не приняла, даже Михалычу, с его слов, она не нравится, хотя он помогал им обставлять новую квартиру. Вот ведь как получилось: они с Машей в один год сыграли свадьбы, родили сыновей (оба – 5-го числа), но семьи у них разные. И по-прежнему перезваниваются, дружат. А совсем недавно Добрусин-старший сделал для меня еще одно доброе дело – откуда-то притащил диск и книжку с астрологической программой, чтоб мы переписали для него на диск и себе скопировали. Я, как водится, сначала фыркнула – сделаю, но для меня не надо: не пользуюсь! считаю вручную, и вообще, я сейчас этим не занимаюсь!

Бог в очередной раз наказал меня за спесивость и несдержанность. При вскрытии оказалось, что это та самая программа, что стоит на компьютере у Менашкиной (а может быть даже более новая ее версия!), то есть программа школы Глобы. Я сама хотела такую иметь, но постеснялась попросить у нее – наверное, Наташа большие деньги за нее заплатила, а мне денег жалко сейчас, да и неизвестно, потянет ли мой ПК ее программу, не засорит ли! Оказалось, что не только мой ПК ее потянул, но и работает она стабильно, а уж какие возможности для обсчета дает мне, сколько уже готовых справочников для интерпретации имеет – страшно подумать! То есть лучшего подарка не придумаешь! Позвонила Добрусину, извинилась  за  глупый язык, поблагодарила и уже сделала по его просьбе гороскоп для Руслана.

Вот только думаю, а хорошо ли, что опять подсаживаюсь на астрологию? Не искушение ли это, не проверка ли? Кстати, новая программа, молниеносно выдающая транзит на текущий (и любой другой заданный день) открыла мне глаза на то, что транзитные узлы Раху-Кету сейчас как раз на узлах моего гороскопа. То есть для меня настало время  Третьего Кармического Суда, означающего развилку в Пути, когда необходимо делать выбор и начинать другую жизнь. Жизнь у меня  действительно другая – по всем статьям. И, похоже,  все ее изменения как раз и работают на мою космическую программу «Из Девы в Рыбы». Мой службизм и работа на социум закончились сами собой: теперь волей или неволей мне приходиться сострадать, объединять, растворяться в целом. Рыбы, между прочим, это символ христианства.   

… Только что позвонила Марина Михайлова, которой я давала почитать свои записки «Господи, к Тебе воззвах». Похоже, вещь ее не заинтересовала. Сделала для себя вывод, что на радио «Марию» я это не понесу. А очень хотелось. Моя программа Девы все еще работает, душа опять рвется к тому, что у нее отнимают – к  деятельному служению на ниве рассудка, но оно, увы, никому не нужно. От меня  настойчиво ждут любви к людям и пассивной созерцательности, а с этим все также плохо. Подробнее позже.

Сегодня посмотрела фильм Павла Лунгина «Остров», меня пригласила на него Галина Михайловна, прихожанка нашей Церкви. Фильм произвел сильное впечатление. Даже не знаю, с чем его сравнить, таких не видела. Понравился однозначно.

С погодой в этом году что-то происходит. Весь декабрь от +2 до +8 градусов. Через неделю Новый год, а на всех городских газонах зеленая трава. В квартире жарко – топят, как зимой. От жары, темноты и от отсутствия снега чувствую себя плохо. Постоянно болит позвоночник, правое плечо, шея. Артроз, остеохондроз  и …  возраст. Не радостно.

18 декабря, как раз к годовщине маминой смерти, все-таки похолодало, природа сделала подарок. На улице Ленсовета опять новогодняя подсветка вокруг Дворца  - сиреневые и зеленые прожектора. Заснеженные деревья в этом свете выглядели сказочно – как волшебный лес! Но через три дня снег снова растаял. Подсветка осталась, а снега нет. Красиво, но на зиму не похоже. Черные и разноцветные ветки кустов и зеленый газон перед Новым годом...  Абсурд. 


Рецензии