Эхо войны

  Это было так давно,что участников всех событий,пожалуй уже нет в живых,но детская память крепка и какими- то неведомыми путями зовёт меня в прошлое.

Совсем недавно,я нашла в старой коробочке от конфет две небольших бумажки. Одна, пожелтевшая от времени,согнутая вдвое ,сообщала о том,что мой дед Кравцов  Захар Филиппович,умер в госпитале от тяжёлых ран,другая,поновей,подтверждала это сообщение.

Когда- то совсем маленькой я слышала от мамы и бабушки рассказы о моём дедушке по материнской линии,что он погиб под Сталинградом в 1942 или начале 43 года,так предположительно сказали бабушке в военкомате,но кроме крючковатой подписи в извещении ничего  больше не было.

 На стене в нашей маленькой,жактовской комнате с одним окном висел довоенный портрет  деда. На меня с портрета смотрел молодой красавец в военной форме. На воротнике были два кубаря,пышные светлые волосы и голубые глаза,очень напоминали мою маму.

В маленькой комнате кроме двух кроватей,стола и двух стульев с высокими спинками,была ещё беленая большая печка,на которой бабушка и мама готовили еду.
 Помню вкусный запах кукурузной каши и кукурузных лепешек. Бабушка томила кашу в духовке,а потом  кормила ею меня. Ни ранее,ни позднее ничего вкуснее этой каши я не ела.

Особый интерес вызывали у меня два венских стула с высокими спинками  и непонятными резными буквами на них,СПШ,читала мне каждый раз бабушка.
- А что это? -спрашивала любопытная малышка.
- Это подарок нам с дедушкой на свадьбу,от Советской партийной школы,где он учился,когда мы с ним поженились,поэтому там и есть  такие буквы.
 Я гладила витиеватые буквы пальчиком, продолжая свои расспросы.

Мы с твоим дедушкой познакомились в ликбеза.-
- А это что такое?
- Это такая школа,где взрослых людей учили грамоте,
Читать,писать,считать.
- А что взрослые не умели писать и читать?- удивлялись я-
- Не умели- подтверждала бабушка.
- А ты и мама мне сказки читаете,ты же умеешь!
- Это меня в ликбеза и научили.
- А дедушку?
- Дедушку тоже,дедушка хорошо учился,быстро все охватывал,курс ликбеза раньше других освоил, мне все давалось с трудом,но я старалась.
- Вот ,посмотри мои фотографии,какая я тогда была,видишь на мне это платье? Его мне подарила генеральша,у которой я служила в горничных,и шляпку тоже она мне подарила,я в этом платье на занятия ходила,а дедушка меня приглядел,учиться помогал,мы вместе читали,писали,а считать я умела,меня старшая горничная научила,когда мы к обеду столы накрывали.
 Я видная была,на меня многие внимание обращали, дедушка был на три года меня моложе и я этого очень стеснялась. Первый раз он меня замуж позвал,я испугалась,а что его мама скажет и не согласилась за него выйти ,но он настырный был и не отходил от меня ни на шаг.Ириски мне дарил,сам не ел а все мне предлагал. Я домой поехала к маме своей,она с двумя братьями под Новочеркасском жила. Рассказала ей,она мне и говорит,раз так сватается,подумай. Дед твой был из казаков- Новочеркасский,правда жили бедно,но в те времена все были бедные,хорош он был собой,ох,хорош,да умен,поженились мы с ним, он совпартшколу окончил и попал в двадцати пятитысячники. Ещё в совпартшколе в партию его приняли и эту комнату дали,мы в сначала на хуторе Лосево  жили там он совхоз организовал,а потом по всей Кубани пришлось поездить,вот в Кропоткине осели,а потом его в Грозный перевели перед самой войной,а не за долго до войны послали его в Ростовскую академию учиться.Грамотный дед у тебя был,а где могилка его я так и не знаю ,бои были под Сталинградом страшные,сколько похоронок получили наши соседи,сколько слез пролито- лучше не вспоминать.
 Нет в живых ни бабушки ,ни мамы,только вот старые извещения остались с тех страшных времён.
Близился 72 год Победы,я ходила на парад с портретом деда,прошла в бессмертном полку по главной улице Новороссийска,не надеясь,что когда-
-то узнаю о своём дедушке.
 На удачу послала на сайт Память Народа запрос в конце апреля и 17  мая получила ответы о своём дедушке.
 Погиб он,действительно под Сталинградом 12 10 в 1942
году,был комполка вч 11008,получил смертельное ранение в голову и действительно,умер в передвижном полевом госпитале 529,похоронен в с.Заславное Волгоградской области, Ленинского района  на мемориальном комплексе,в братской могиле номер 1,среди 453 человек,домой не сообщили подробности - с ним не было домашнего адреса,так 75 лет спустя,я нашла своего дедушку - героя!
Знал бы он,что у него есть два правнука и праправнук,которым он подарил самое дорогое- Жизнь!


Рецензии
Война оставила огромный след в нашей памяти и в наших сердцах. Вечная память всем погибшим!!!

Александр Вдв   19.12.2017 19:29     Заявить о нарушении
Через 75 лет узнала,а бабушки и мамы давно нет!

Светлана Баранник   19.12.2017 20:33   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.