Удивительная судьба афонского монаха

  О книге "Цветы жизни"

В 1996 году, когда я впервые приехал на Афон, мой друг и спутник Валерий в Дафни указал на одного коренастого  монаха: "Представляешь судьба: чех, который жил в Австрии, а теперь монах на Афоне вблизи Кареи, в Белозерке!" И окрикнул этого монаха, оказавшегося очень приветливым и общительным. Резюме было таким: надо будет обязательно зайти к нему в келлию, он приглашал. Зайти, конечно, в тот раз мы  не сумели. Потом я встретил о. Александра в другой раз, когда приехал на Афон уже один. Тогда добродушный Александр приглашал к себе в келлию четырех юношей-семинаристов, с которыми я познакомился на Афоне. Потом, в последующие годы кто-то стал уверять, что о. Александр умер. И действительно в афонской келлии ему чудом удалось избежать гибели, которую для него готовили бандиты-албанцы, вооружившись топором. Но недавно один из моих друзей подарил мне книгу с добродушным монахом на обложке. Я долго ее рассматривал. И хотел уже отправить ее обычным для подобного рода книг путем, увидев, что это произведение об Афоне и других регионах создано четырьмя матушками, дамами и монахинями. Но почему-то решил заглянуть внутрь. Неожиданно для себя я увидел в книге главы о лавре преподобного Харитона Исповедника, и взгляд мой задержался. Истории, новой истории этой лавры я посвятил немало трудов. Конечно, меня не удивило, что матушки, стремительно клепающие книги об Афоне и афонцах, не удосужились поинтересоваться историей этой лавры, тогда бы составляя эту книгу дутыш, не написали бы скупые строчки, что лавру выкупила Русская Миссия. Если бы  у них было желание глубже посмотреть  историю, они узнали что Антонин Капустин, начальник Русской Миссии не смог выкупить лавру, а сумел это сделать и спасти лавру иеросхимонах Пантелеймон, старец келлии Воздвижения Честного креста Каракалльского монастыря. И они бы узнали, сколько мытарств пришлось пройти о. Пантелеймон из-за этой покупки. Но, это  случилось бы, если бы в коллектив русско-финских матушек затесался какой-нибудь тщедушной, но  дотошный мужичок, которому действительно интересна реальная история Афона, а не вздохи-выдохи по ее поводу.

После фильтрации дутыша и слива воды я вдруг понял, что это книга про добродушного чеха, монаха, большого почитателя России, которого мы видели более 20 лет назад  на Афоне. О. Александр немало времени подвизался и на Синае в монастыре св. Екатерины и на Святой Земле, потом был на Афоне.
Сейчас читаю и пытаюсь выловить частички песка, чтобы собрать сведения об этом удивительном монахе.
В ходе сбора отфильтрованного песка выяснилось, что о. Александр умер  в 2016 году и в келлии Белозерка никогда не жил, а среди финских авторов - один вроде мужчина. У меня возник вопрос: "Можно ли публикуя отрывочные и порою сумбурные воспоминания, оставлять их без комментариев?" Например,  в книге есть рассказ о мусульманине-бандите, которому явился Христос и сказал прекратить его занятие. Мусульманин прекратил и все. Какое-то странное явление Господа. Он не подвигнул человека к спасению, к принятию Крещения к вере христианской, а фактически оставил человека, где он был, только запретил быть бандитом. Что это? Либо  явление было бесовское, либо Он обратил послушавшего  Его человека в христианскую веру позже. Может человек Христа просто не послушал. Или сестры-авторы считают, что неважно как верить, и неважно  в кого верить   в Бога или бога. Важно не только на свой вкус перелагать попавшие тебе в руки материалы, но и давать анализ, комментировать. Иначе какое значение этой книги?
Прочитав книгу, я понял, что судьба о. Александра очень необычна, очень поучительна и требует глубокого исследования, а скороспелой книжки, основанной только на его записках.



Но этим история не кончилась. Через некоторое время получил известия от своих афонских друзей. Павле Рак написал мне: "Если не ошибаюсь, он австриец, а не чех. Жил в новопостроенной келлии чуть ниже развилки ватопедской и дохиарской дорог, самая верхняя келлия Капсалы. Жив ли не знаю. Там была какая-то неприятная история. Лучше не вспоминать." Монах С., лет 25 проведший на Афоне, написал покруче. Всего передать не  могу, делаю выдержку: "Отец Даниил имел один раз плохой опыт общения с ним, когда работал у его за деньги. Расскажу тебе когда-нибудь это. Просто п... Если напали топором, то  неслучайно."
Можно не согласиться с этими людьми прекрасно знающими Афон, может в чем-то есть  преувеличения. Но, я лично верю им больше, чем людям, стоящим на книжном конвейере. Где важен поток, и где мало знают предмет. Вот такой большой урок от маленькой книжицы.Поэтому я решил освятить всю динамику   изучения афонской книжицы. Я думаю это будет поучительно для желающих запечатлеть свои первые восторги об Афоне


Рецензии