Постигая азы музыки. Глава 11. Дорога в школу

Постигая азы музыки. Глава 11

Дорога в школу

Музыкальная школа в городе была всего одна, и располагалась она очень далеко от того места, где мы жили. Год назад мы переехали из центра Сарани во второй микрорайон завода РТИ. Расстояние от микрорайона до города было небольшим, но между городом и микрорайоном протекала маленькая речушка, через которую ещё только планировалось построить мост. Прямой дороги пока не существовало. Нужно было ехать автобусом, в объезд, около получаса, затем – перейти дорогу и ещё минут пять пройти. Для меня, девятилетней девочки, это было настоящим путешествием. Первое время, несколько раз, со мной ездил кто-нибудь из взрослых, а потом я стала ездить одна.

Очень хорошо помню свои первые самостоятельные поездки и страх, как бы в переполненном автобусе не пропустить свою остановку и успеть выйти, пока автобус стоит. Из-за толпы людей ничего не видно, приходится просто считать остановки. И начинать пробираться к выходу, как только автобус отправляется с «Радиоузла». Как раз, следующая остановка – моя, 28 квартал.

Проезд на автобусе стоил пять копеек. Мама всегда давала мне два «пятачка», которыми я должна была оплатить дорогу туда и обратно. В передней части автобуса, около сиденья водителя, была установлена специальная «касса», в прорезь которой нужно было опустить деньги, крутнуть колесо сбоку, после чего на свет появлялся билетик, который, оторвав, нужно сохранить до конца поездки. В любое время в автобус могли войти контролёры, штрафовавшие «зайцев». «Зайцами» называли пассажиров, ехавших без билета. Народу в автобусе всегда было много, и возможность самой оторвать билетик предоставлялась не всегда. Кто стоял далеко от «кассы», передавал деньги впереди стоящим, а обратно ему передавали билет. Однажды, когда я ехала из музыкальной школы домой, я передала свой «пятачок», но билета не получила. Как страшно было ехать без билета! «Только бы не вошли контролёры!» - думала я. Но контролёры – вошли! И, посреди безлюдной дороги, между кладбищем и дамбой, стали высаживать меня из автобуса. Я плакала и уверяла, что я передала свой «пятачок», как только вошла. Но злые тётки были неумолимы. «Выходи из автобуса!» - требовали они. И тут за меня вступились пассажиры. «Вы что? Высадить ребёнка непонятно где? За какие-то несчастные пять копеек?» - сказала какая-то женщина. «Да! Пусть выходит! В следующий раз чтоб неповадно было!» - вопила контролёрша, – «А если такие сердобольные, то платите за неё!» Кто-то из пассажиров протянул ей пять копеек: «На, возьми, только не ори и оставь ребёнка в покое!» Не помню, сказала ли я спасибо людям, вставшим на мою защиту, но стресс получила не слабый, и с тех пор старалась входить в автобус через переднюю дверь и протискиваться ближе к кассе.

Как-то раз, выйдя из школы, я решилась прогуляться до дому пешком. А что? Подумаешь, далеко! А как раньше дети за много километров из деревни в школу ходили? Я знаю, читала! Погода прекрасная! Как говорится: «Мороз и солнце, день чудесный!» Настроение – супер! Урок закончился в 15.40, времени до вечера ещё было предостаточно. Стоял тихий, морозный и солнечный, зимний день. «Пойду!» - решила я и направилась по улице Жданова в сторону Рабочей. Расстояние было всего в две остановки, и минут за десять – двенадцать я его весело преодолела. Повернув направо, на Рабочую, почувствовала, что морозец всё-таки немножко щиплет щёки. «Ничего! Совсем не замёрзну!» - бодро сказала я себе и пошла дальше. Миновав остановку «Базар», повернула по ходу дороги и вскоре уже была на следующей остановке. «Старая автостанция». Можно сказать, это последняя остановка в Сарани. Дальше дорога шла степью. И остановок не предвиделось до самого микрорайона. Впереди были ещё «Угольная» и «Кладбище», но автобусы на них останавливались крайне редко и только по просьбе пассажиров.
Я начала колебаться. «Может, поехать отсюда на автобусе?» - мелькнула мысль. «Ещё ведь далеко! Идти придётся мимо кладбища, потом мимо огромной дамбы, потом через мост! Скоро стемнеет!» - звучал голос внутри меня. К остановке как раз подходил автобус. «Как маленькая, разнылась!» - ответила я самой себе и решительно зашагала дальше. Автобус «показал хвост». Но решимости хватило ненадолго. Как только закончились последние дома и с двух сторон дорогу окружила степь, мужество стало покидать меня. Начало смеркаться. К тому же, в степи было холоднее, чем в городе. Миновав «Угольную», я испугалась конкретно. Быстро темнело. Впереди было кладбище и огромная дамба, которая казалась мне бесконечной даже когда мимо неё я ехала автобусом. А тут предстояло идти пешком! Ещё и после дамбы нужно перебраться через большой железнодорожный мост, и дальше, до микрорайона, было тоже порядком! Не пройдено ещё и половины пути от школы до дома. По моим щекам потекли слёзы. Обернувшись назад, я увидела, что к «Угольной» подходит автобус, повернувший с Карагандинской трассы. Опрометью я кинулась навстречу автобусу! «Только бы успеть! Только бы успеть!» - стучало в голове. Я бежала и ревела в голос. На остановке из автобуса вышли несколько человек, и он пошёл дальше. Я не знала, что мне теперь делать. Но, поравнявшись со мной, автобус остановился. Не веря своему счастью, я влезла в открытую передо мной дверь. Как тепло и уютно! Старый «львовский» автобус, жарко натопленный, пахнущий бензином, был моим спасением в том отчаянье, в котором я находилась несколько минут назад. Очень быстро он домчал меня до микрорайона, в котором уже горели фонари, и на улице было хотя и темно, но совсем не страшно. Я направилась к бабе Шуре, но не успела дойти до её дома, как встретила папу и маму, которые уже забрали от бабушки мою младшую сестрёнку и направлялись домой. «А ты почему так поздно?» - спросила мама. «Да так, задержали немного в музыкалке, а потом автобуса долго ждать пришлось» - соврала я. Мне было совершенно ясно, что, узнав правду, родители вовсе не обрадуются той «смелости» и «решительности», которые побудили меня на столь глупое «путешествие».

Очень затруднительны были поездки в часы «пик». На микрорайоне находилось три учебных заведения для молодёжи: ГПТУ № 95 - «Химическое», ГПТУ № 197 «Строительное» и Химико-технологический техникум. В обеденное время, когда заканчивались занятия в училищах и техникуме, на остановках возникали целые столпотворения. Студентов было много и большинству нужно было ехать домой, в Сарань. Ну, а мне в это время тоже нужно было ехать в Сарань, в музыкальную школу. Попытки влезть в переполненный автобус не всегда увенчались успехом. Иногда приходилось пропускать два-три автобуса. В такие дни я опаздывала на первый урок. К счастью, учитывая моё дальнее место проживания, уроки мне ставили всего два раза в неделю, подстраивая специальность под сольфеджио и музыкальную литературу. Ну, и по воскресеньям нужно было ездить на хор. Осенью и весной, пока на улице тепло, можно и пропустить пару-тройку автобусов. А зимой? Бывало, так намёрзнусь на остановке, что разворачиваюсь и иду домой. Пальцы на руках и ногах аж болят! Домой приду, засуну руки под холодную воду, чтобы быстрее «отошли», а сама плачу… Иногда, чтобы сесть в автобус, приходилось проезжать сначала до завода, там, на конечной, выходить, потом опять садиться и, через микрорайон, уже ехать в Сарань.
Зато обратно, из Сарани, садиться на автобус всегда было хорошо! Уроки заканчивались до пяти часов вечера, взрослые все ещё были на работе, студенты в это время на микрорайон не ехали. Благодать!

Продолжение здесь:
http://www.proza.ru/2017/06/23/464


Рецензии