Письмо огромной нравственной силы

  Это часть нашей истории.  Довольно тёмная и страшная часть.
  Знать и помнить это надо не для того, чтобы вообще чернить нашу историю,
 а для того, чтобы в стране такое больше никогда не повторилось.

 Вчитайтесь в строки этого письма.  его написал человек, внёсший весомый вклад в Победу нашего народа над фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Генерал-лейтенант Телегин Константин Фёдорович, осуждённый после войны на 25 лет заключения в исправительно-трудовом лагере. Письмо Генерала - узника ГУЛАГа было адресовано В.М. Молотову.  Подобное письмо К. Ф. Телегин писал также К. Е. Ворошилову.

«Существует документ огромной нравственной силы – письмо К. Ф. Телегина Молотову из лагеря (ноябрь 1952 года).  Это образец «бесцензурной переписки» - его вынес из лагеря, рискуя головой, и отправил по почте семье генерала его друг В. Кузнецов.  Молотов на письмо не отреагировал.  Письмо сохранил для потомков сын Телегина – полковник К. К. Телегин».
(Журнал «Огонек», 1989. № 25, доктор исторических наук, генерал-лейтенант, бывший редактор «Военно-исторического журнала» Николай Григорьевич Павленко, «История войны еще не написана»).

П И С Ь М О

 «24 января 1948 г. я был арестован без предъявления ордера и посажен во внутреннюю тюрьму МГБ. Здесь с меня сразу содрали мою одежду, часы и проч., одели в рваное, вонючее, солдатское обмундирование, вырвали золотые коронки вместе с зубами…   27 января 1948 г. я был вызван министром Абакумовым, который с самого начала разговора обругал меня матом, обозвал врагом, грабителем и предложил мне «дать показания о своей преступной деятельности против партии и государства».

 Я потребовал от него конкретного обвинения меня, в чем именно заключается моя «враждебная деятельность», ибо я такой совершенно не вел никогда и не знаю. Абакумов мне ответил, что, в чем моя вина, я должен сказать сам, а если не буду говорить, то «отправим в военную тюрьму, набьем ж…, ты все скажешь сам». Так этим разговором был дан тон ходу следствия…
 В течение месяца следователь по отв. делам Соколов и его помощник Самарин, не давая мне почти совершенно спать ни днем, ни ночью, довели меня до полного отчаяния. Не добившись от меня желаемого показания об участии в руководстве военным заговором, состоящим из Жукова Г. К., Серова А. И. и ряда других генералов, шантажируя тем, что Жуков и Серов арестованы уже, они требовали от меня показаний «о методах работы и планах заговора».

 После того, как они совершенно недвусмысленно заявили об аресте Жукова, Серова и других «заговорщиков», веря им, органу нашей партии и государства, я старался припомнить все, чему я раньше мог не придать значения и что в совершенно новой обстановке может принять другую окраску и поможет партии до конца разоблачить «врагов—заговорщиков».
Ряд фактов, которые с трудом я вспоминал, оговаривал тем, что я тогда не видел в них ничего преступного. Следствие, пользуясь моей беспомощностью, измученностью, сознательно их извращало, придавая им ярко антисоветскую окраску, добавляя от себя то, что им было желательно. В течение этого месяца каждый день я подвергался угрозе быть отправленным в военную тюрьму для истязаний, если не дам показаний о «заговоре». Это еще больше усиливало истощение моей нервной системы, доводя меня до невменяемости.

 И вот 16 февраля 1948 года руководство МГБ наконец, не удовлетворившись моими показаниями, осуществляет свою угрозу отправляет меня в Лефортовскую тюрьму и в тот же день вечером в следственном корпусе (комната 72) я подвергаюсь жесточайшему избиению резиновыми дубинками (Соколов, Самарин). Из комнаты до камеры меня уже тащили два надзирателя — я не мог двигаться. 27, 28, 29 февраля, 1 и 2 марта я подвергаюсь вновь жестокому избиению этими же двумя лицами уже в 31–й комнате следственного корпуса. Я стал безумен, не мог ходить, не разрешали лежать, не мог сидеть.

 Упав затылком на пол, я казалось, уже дошел до крайнего напряжения нервной системы, боль и шум в голове окончательно подорвали силы; ум, сердце и воля были парализованы.  Эти истязания продолжались ежедневно до 4 марта 1948 г. Истязатели вырвали из тела куски мяса, повредили позвоночник, бедренную кость, били по ногам. Все это довело меня до полного отчаяния, совершенного безразличия к своей судьбе и оставило только одно желание — скорей конец, скорей смерть, конец мучениям. Я даже забыл, что у меня есть семья, забыл имена детей и жены.

 13 марта (1948 года) я был перевезен обратно во внутреннюю тюрьму. И несмотря на то, что я не мог ходить и сидеть, что я в стадии полного истощения сил и нервной системы, меня продолжали вызывать на допросы, повторяя угрозы свозить вновь в Лефортово на новые истязания. Но этого я уже вынести не мог, и, не отдавая себе отчета, я подписывал все, что им было угодно, лишь бы не мучили, не истязали.

 Уничтоженный морально, искалеченный физически, я кричу об этой исключительной ошибке, несправедливости и беззаконии, допущенных МГБ, судом и прокуратурой… Я безгранично верю своему ЦК и Великому Вождю И. В. Сталину и с этого пути не сойду до конца жизни…». 
 (Подпись) ТЕЛЕГИН».

 Знал ли автор письма, написавший в конце: «...безгранично верю своему ЦК и Великому Вождю И. В. Сталину и с этого пути не сойду до конца жизни…», что всё, что с ним произошло, делалось по личному указанию того самого «Великого Вождя»?

 Из биографии этого «преступника» - узника ГУЛАГа:

 «Телегин Константин Фёдорович — видный советский военачальник, генерал-лейтенант (1943). Близкий друг и соратник Маршала Советского Союза Г. К. Жукова.  Родился 22 октября (3 ноября) 1899 года в г. Татарске (ныне — Новосибирской области). В Красной Армии с 1918 г. Член РКП(б) с 1919 г. Участник Гражданской войны, помощник военкома стрелкового полка. В 1931 г. окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина. С 1936 г. — на военно-политической работе в войсках НКВД. Участник боёв на озере Хасан (1938) и советско-финляндской войны (1939—1940). В 1940—1941 гг. — в центральном аппарате НКВД СССР. В июне 1941 г. — бригадный комиссар.

 В ходе Великой Отечественной войны с июля 1941 г. — член Военного Совета Московского военного округа, с декабря — Московской зоны обороны (МЗО), в 1942—1945 гг. — член Военных Советов (политический руководитель) Донского, Центрального и 1-го Белорусского фронтов. Участвовал в подготовке и осуществлении боевых действий в Московской, Сталинградской и Курской битвах, в битве за Днепр, освобождении Белоруссии, в Висло-Одерской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Принимал непосредственное участие в подписании советской стороной Капитуляции Германии 7-9 мая 1945 года».

 зв преданную службу Родине имеет награды: «три ордена Ленина (август 1943, февраль 1945, май 1945), четыре ордена Красного Знамени, орден Октябрьской Революции, орден Суворова I степени, орден Богдана Хмельницкого I степени, два ордена Красной Звезды, много медалей».

 Повторяю: Это часть нашей истории.  Довольно тёмная и страшная часть.
  Это было!
 Знать и помнить это надо не для того, чтобы вообще чернить нашу историю,
а для того, чтобы в стране такое больше никогда не повторилось. 

  На иллюстрации с интернета: Вручение 8-й Гвардейской Армии Гвардейского знамени,март 1943 года.  Командующий армии генерал-полковник В. И. Чуйков, член Военного Совета 1-го Белорусского фронта генерал-лейтенант К. Ф. Телегин,  член военного совета 8-й гвардейской армии генерал-майор А. М. Пронин.

  22.06.2017


Рецензии
Да,Вася.Вы - потрясающе правдивый,честный и мужественный человек. Известно (подтверждают архивные документы),что надо было осквернить Г.Жукова, а материалов недостаточно.Известно, что и многих других убирали,сомневающихся в "человечности" прошлой жизни.Сомнений тогда не должно быть.Почему мешала интеллигенция?Ведь уничтожали в основном мыслящих. А она этим и отличается, что пытается смотреть в корень причин успеха, неудач.Сейчас громадному большинству не только кажется, но и уверены, что для процветания, создания человека высоконравственного, честного, с сильной волей нужна только ОДНА партия, ОДНА идея,ОДНА программа, ОДНА непреложная истина.Они у нас и были единственными.Истина рождается в споре,столкновении мнений оппонентов.Но не бросающих упреки, унижающих оскорблениями, а рассуждающих,убеждающих на основании доводов, аргументов.У разных людей они могут быть разные.Этого у нас и не было. Нет почти и сейчас.Процесс воспитания культуры общения, разговора, диалога весьма длительный.Так я думаю.

Вадим Егоров   23.06.2017 14:42     Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.