Зубом отвечаешь? О клятве гражданина России

Газета "Наше время" / №199 от 16 июня 2017 г.

ЧУВСТВО НЕОПИСУЕМОГО МОСТОРГА
Раньше россиян посылали на три буквы, теперь будут посылать на шесть
Александр Сидоров

*Клянись – или плати за лечение!*

 С инициативой ПРИНИМАТЬ клятвУ гражданина России выступил президент Владимир Путин 6 июня на встрече со спикером Госдумы Вячеславом Володиным. «Можно было бы подумать и взять опыт некоторых зарубежных государств, когда есть клятва, присяга, другой торжественный акт, которым человек подтверждает свое намерение стать гражданином нашей страны, соблюдать ее законы, традиции, уважать эти традиции, историю и так далее», - заявил Путин. Церемонию планируется проводить при вручении паспорта гражданина РФ бывшим иностранным подданным и лицам без гражданства.

Я - только «за». Напомню: часть россиян имеют двойное (и более) гражданство. Все наши граждане обязаны уведомлять государство о своем втором гражданстве. Сокрытие этого факта является правонарушением, а в ряде случаев - уголовным преступлением.

Законы РФ не допускают граждан с двойным гражданством в выборные органы, на госслужбу, к работе с допуском к государственной тайне, на режимных объектах. Это касается и чиновников, и руководителей, и рабочих, и врачей, и дворников.
Во многих странах двойное гражданство вообще запрещено. В России оно запрещается лишь для иностранцев, желающих приобрести паспорт РФ (если иное не предусмотрено законом).

«Покушение на свободу»? Но вот клятва тех, кто получает гражданство США: «Настоящим я заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня; что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединенных Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних... что я с оружием в руках буду сражаться на стороне Соединенных Штатов» – и прочие милые штуки. То есть ВСЕ НАШИ СООТЕЧЕСТВЕННИКИ, имеющие помимо российского еще и гражданство США, автоматически являются изменниками Родине, раз отреклись от верности ей, а в случае конфликтов между Штатами и Россией обязаны выступить против нас с оружием в руках! И все это - совершенно законно, поскольку России эти господа никаких клятв верности не давали.

Поэтому проект клятвы гражданина РФ Госдума рассматривает еще с 2013 года. В Ульяновске 9 мая 2014 года при получении паспорта 14-летние подростки уже произносили клятву Родине: «Я, гражданин России, обещаю своей стране и своему народу быть верным Конституции, соблюдать установленные государством законы, уважать права и свободы соотечественников, честно исполнять свой долг перед Родиной. Обязуюсь хранить традиции, мир и единство, беречь природу нашей страны, отстаивать честь и независимость Российской Федерации».

Сопредседатель партии «Великое Отечество» Николай Стариков предложил не только ввести для россиян гражданскую клятву (присягу), но и ограничивать «отказников» в правах. Им не позволят служить в армии, запретят занимать должности в органах власти, право избирать и быть избранными, лишат бесплатного образования и медицины, наложат имущественный ценз (запрет владеть крупным бизнесом и недвижимостью)…

И вот такие инициативы уже начинают меня сильно напрягать.


*Как сын юриста сочинил пламенную клятву*

Почему вдруг? Ведь я поддержал инициативу Путина - чего теперь «заднюю» включать?

Объясню. Вот в тексте ульяновских школьников все вроде бы вменяемо: любить Родину, беречь природу, хранить традиции... Хотя вопросы остаются. «Соблюдать установленные государством законы» - а если какие-то из них несправедливы, нелепы, несовершенны? Можно ли публично их критиковать? Или «хранить традиции» - какие традиции? Шариатский суд, джихад, газават и т.д. - не мои традиции, я не хочу их хранить.

Текст «клятвы на верность» - дело скользкое. Что продемонстрировал глава ЛДПР Владимир Жириновский, который, по его признанию, за 15 минут накидал «присягу» гражданина РФ. Она стоит того, чтобы привести ее полностью:

«Вступая в гражданство России, я испытываю неописуемый восторг, что с сегодняшнего дня я гражданин самой великой страны на этой земле. И я никогда не предам тебя, Россия, никогда не смогу идти на поводу у твоих врагов и всегда буду гордиться, что я твой сын.

И эти шесть букв – Россия – всегда будут жечь мое сердце самой высокой любовью к моей великой Родине.

И я никогда не смогу предать тебя, изменить тебе, и моя любовь к тебе выше, чем любовь к самой любимой женщине, более святая, чем любовь к родителям. Я вечный твой сын, я всегда с тобой, моя любимая Родина.

И пусть будут прокляты все твои недруги  и враги, Россия. Мы никогда не отдадим никому ни пяди нашей земли. Пусть задохнутся от злобы все, кто питают ненависть к России, а мы всегда будем гордиться и любить нашу великую Родину.

И пусть отсохнут мои руки и ноги, если я когда-либо перейду на сторону врага. И пусть мертвым будет мой язык, если когда-либо я скажу хоть одно плохое слово  в адрес моей страны – России.

Мне не нужны грязные деньги и посулы - я никогда ни на йоту не предам интересы моего государства.

Главное для меня в моей жизни и для всей моей семьи – это территория России, это великая русская земля.

Я никогда никому не позволю сдвинуть на миллиметр пограничные столбы моей страны.

Авантюристы и аферисты всех мастей – ваши все потуги напрасны – русские не сдаются, никого не боятся и никогда не продаются.

И никогда никому не удастся нас свернуть с верного пути к величию Родины. Никто никогда нас не посмеет одурманить и подкупить.

Никакие горлопаны-агитаторы не смогут погасить в нас любовь к России, и мы всегда с дрожью в голосе будем говорить: Россия, любимая Родина-мать, я твой верный сын до конца моих дней».

Как заметил писатель Игорь Волгин: этот текст хорош не для присяги, а для МХАТа. Да отсохнут мои руки и ноги, но такая пафосная трескотня более напоминает мне параноидальную истерию, нежели клятву на верность. Ну, не испытываю я неописуемого восторга. Особенно насчет перетаскивания пограничных столбов и шести букв, жгущих сердце. В России обычно хватает трех букв.

Написанное Владимиром Вольфовичем по эмоциям мне довольно близко. Но за свои 60 с лишком лет я убедился, что за дешевой патетикой легче всего скрывать грязные и похабные дела.

В июле исполняется 75 лет со дня гибели моей землячки - ростовской поэтессы Елены Ширман. Летом 1942-го агитгазета «Прямой наводкой» командировала Елену в станицу Ремонтненскую. Здесь ее расстреляли гитлеровцы. Девушке было 34 года.

Мало кто сейчас помнит о ней. Но часто цитируют строки из ее стихотворения «Поэзия» (1940):


Я верю силе трудовой руки,
Что запретит декретом Совнаркома
Писать о родине бездарные стихи.


Как жаль, что декрет Совнаркома так и не вышел. Может, стоит вернуться к этому предложению? И распространить его на другие виды «творчества». Чтобы заодно защитить народ и от другой идеи главы ЛДПР: заменить нынешний российский гимн на «Боже, царя храни». А почему не на «цыганочку с выходом»?


*Божба по-ростовски*

Увы, подобного рода государственные клятвы и присяги чаще всего, как справедливо заметил принц Гамлет, - «слова, слова, слова...». Реально за ними ничего не стоит и ничего не следует. Они имеют вес лишь в особых ситуациях. Как в уголовном мире «божба по-ростовски»:

Гадом буду по-ростовски,

Тварью буду по-тамбовски,

С мордой битою по-псковски -

Век свободки не видать!

Другие тексты не привожу: цензура не пропустит. Если блатарь «божился» и нарушал клятву, его «ставили на ножи». Но постепенно и это сошло на нет, как и «зубом отвечаю». В общем, не следует переоценивать значение клятв и присяг. Как в старой босяцкой присказке: «Пацан сказал, пацан сделал. Не сделал - опять сказал».

Особенно умиляют рассуждения некоторых «аналитиков». Так, политолог Станислав Бышок заявил журналистам «Раша тудей»:

- Основными получателями паспортов РФ являются выходцы из мусульманских республик. Именно они составляют сейчас основу террористического подполья, сохраняя лояльность чуждым для нас идеям. В инициативе президента я усматриваю профилактическую меру по предотвращению радикализации мигрантов.

С какого перепугу?! В Великобритании эмигранты третьего поколения совершают теракты, а мы решили, что мантры о любви к новой Родине остановят террористов? Это бред. Любовь надо заслужить, внушить, воспитать. Пока мигранты прут в нашу страну только потому, что на прежнем месте им было значительно хуже. Это не любовь, это расчет. Не чувство «неописуемого восторга», а чувство «неописуемого Мосторга». Завтра эти люди метнутся туда, где еще слаще. Если у них не возникнет настоящего чувства Родины.

Чтобы возникло, надо обустраивать нашу страну изнутри - и для новых граждан, и для собственного народа. В России это пока не очень получается. Вспоминается мне в этой связи повесть Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». Помните, Гаврик обещал открыть Петьке страшную тайну, но потребовал - «Ешь землю, что не скажешь!»:

«Петя зажмурился и начал старательно жевать землю. Вытер язык рукавом:

- Ну, теперь скажи.

Гаврик вдруг злобно посмотрел на приятеля, с ожесточением согнул руку и сунул заплатанный локоть Пете под самый нос:

- На! Пососи!»

Что-то слишком часто наше государство повторяет этот самый трюк Гаврика с последующей присказкой. Многие из нас стали уже к этому привыкать. Но почему мы уверены, что «новые граждане» окажутся такими же «терпигорцами»? Мы видим, чем подобные миграции оборачиваются на Западе. Так что присяги - дело не вредное. Но когда Николай Стариков сотоварищи предлагают превратить получение паспорта и гражданства в аттракцион «А ну-ка, пососи!» - меня это не вдохновляет.

Не клятвы пробуждают любовь к Родине. Для меня высшая клятва заключена в простой песне:

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря,

Ты со мной, мое поле, студит ветер висок.

Здесь отчизна моя, и скажу не тая:

«Здравствуй, русское поле,

Я твой тонкий колосок»...


Рецензии
Мне хочется верить только в одно: мы строим светское государство. Получая главный документ гражданина - паспорт, ты автоматически попадаешь в поле ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА страны с полной торбой прав, обязанностей и привилегий. Всё остальное от лукавого. Здесь есть выбор, правда, не большой - жить по понятиям. На это отпускается желающим, строго ограниченное время и на строго ограниченной территории,где в ходу уже более материальный залог в компенсацию нарушенной клятвы: "клык на вынос". Поправьте меня Фима, если я не прав.

Владимир Журавков   23.06.2017 10:39     Заявить о нарушении
Слишком мудрёно. Согласен с одним: права и обязанности даются гражданину автоматически с получением паспорта. АВТОМАТИЧЕСКИ наступает ответственность за нарушение ответственности за все нарушения, предусмотренные законом, и, соответственно, человек получает все права, предусмотренные законом. Абориген получает паспорт по праву рождения на этой территории, остальные - после положенной по закону процедуры - проверки на лояльность и т.д. Будет эта проверка сопровождаться обязательным пением "Калинки-малинки" и отбиванием чечётки - это не принесёт ровно никакой пользы, окромя вреда.

Фима Жиганец   23.06.2017 11:49   Заявить о нарушении
Чтож тут мудрёного. Цэ есть наше житие бытие. Сверху власть с законами, снизу блатные с понятиями. Шаг влево, шаг вправо - попал под двойной пресс. Клятвы, это анахронизм, ровно как и понятия, вне правового поля.

Владимир Журавков   24.06.2017 05:37   Заявить о нарушении
Таки да.

Фима Жиганец   24.06.2017 12:12   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.