Братья Нобели - вторжение в Россию!

                О, великие люди стояли у истоков огромного нефтяного  дела в царицынском Поволжье. Я говорю о русских Рокфеллерах – нефтемагнатах братьях  Нобель.
      Четыре поколения семьи этих шведских предпринимателей, ученых, меценатов жили и трудились для России вплоть до 1918 года. Интерес к ним во всем мире огромен.Однако о их крупных деяниях в наших краях написано не так уж много.
       Не один год разрабатывая эту тему, выяснил я, что отдельные,  документальные статьи теряются в десятках фантастических сочинений и телевизионных передач. Откровенное мифотворчество преобладает над научными знаниями. Я попытаюсь на основе документальных данных немного  рассказать  об огромной роли братьев Нобель в развитии нефтяного производства в Российской империи и у нас в Поволжье.
        Ведь именно они были отважными предшественниками наших сегодняшних нефтяных компаний.

      Пароходы, идущие сверху, большей частью останавливались у уездного Царицына. Именно сюда в 1879 году прибыли шведы братья Нобели: Роберт и Людвиг. Это был знаменательный день для них. Далеко остался сиятельный Петербург, налаженное дело по производству оружия, на котором они изрядно разбогатели. Но что ждет их здесь, с дерзкими проектами в Царицыне?  Кто ждет  их здесь - варягов-то?  Благосклонно отнеслась к ним Царицынская городская Дума.  18 марта 1879 года Дума положительно решила их прошение и отвела  участок  городской земли в собственность Л.Э.Нобеля под устройство нефтяного заведения.

        В  скором времени пассажиры, сходящие с пароходов в Царицыне, чтобы осмотреть город, не верили глазам своим. Они могли любоваться огромным Нобелевским городком, выстроенным на берегу Волги.
           Современники вспоминают, что городок состоял из нефтеперерабатывающего и бондарного заводов, резервуаров-складов для керосина и нефти, слесарно-механических мастерских. Здесь была построена прекрасная пристань, у которой толпились десятки нефтеналивных пароходов и барж, подведена железная дорога, по ней отравлялись  составы с нефтью. А  раньше здесь   "красовались" овраги и непроходимые дебри, где скрывался разный сброд.
     За очень короткий срок Нобели изменили весь край до неузнаваемости. И если в начале их называли варягами, то теперь царицынцы с уважением произносят  имя Нобелей. А как же иначе, ведь  их предприятия дают работу, хороший заработок и жилье тысячам семей.

      Впоследствии нобелевский городок на Волге многократно расширялся и перестраивался. Только в один нефтяной комплекс Нобели  вложили 7 миллионов рублей – сумма по тем временам весьма солидная. Дело братьев Нобель в Царицыне стало символом новой, индустриальной России,это признавали даже их прожженные конкуренты. Царицын - это Чикаго на Волге, стал главным узлом складирования, транспортировки и переработки нефтепродуктов в Поволжье.
 
        Я собрал много материалов о деятельности Товарищества Нобелей в различных регионах России и считаю возможным  рассказать о Людвиге Нобеле. Почему о нем? Потому что именно он был основателем самого крупного российского нефтепроизводства и этот «крестный отец» выиграл многолетние международные нефтяные войны.
            
              Идущий сквозь время 

       Среди своих братьев: Роберта, Эммануила и Альфреда Людвиг был наиболее многогранной личностью, он как бы опережал свое время. Ум его работал словно генератор идей. Гидравлические машины и буровое оборудование, нефтяные танкеры и подводные мины, станки, пушки и снаряды… чего только не было подвластно его недюжинному уму. Он писал философские трактаты и поэмы, познал тайны геологии и политэкономии. Идеалом его был преобразователь российский Петр Великий.

    Людвиг тайно, из скромности, вносил немалые вклады в научные исследования, поощрял изобретения своих русских сотрудников–«кулибиных». Вот такой неординарный человек стал во главе нефтяной империи с узловым центром в уездном Царицыне. Хотя нефтемагнатов бог миловал (несудимы были), но жизнь сказкой им не казалась. Созидать и строить приходилось в борьбе с неистребимым бюрократизмом. Нередко успехи могущественных шведов вызывали противодействие российских чинуш.

       Так, расширение нефтегородка на окраине Царицына и в других местах потребовало увеличения земельных участков. Товарищество обратилось к властям Царицына: продать им участок с прилегающими пустующими землями. «Благодетели города» заломили слишком высокую цену, и товарищество вынуждено было открыть свой центральный склад недалеко от города Орла, чьи власти оказались более сговорчивыми и в выигрыше. И таких примеров можно привести множество.

        Не дремали и злопыхатели, полыхали десятками буровые вышки,  взрывались баржи с нефтью, в Царицыне взорвалась огромная баржа «Елизавета», погибли люди. Людвиг Нобель срочно выехал в Царицын для проведения расследования,  лично составил инструкцию для капитанов наливных судов, в которой перечислил все меры предосторожности. Через два-три года по Каспию и Волге плавала уже целая флотилия Нобелевских судов. Дела шли все лучше и лучше.

       Крупные нефтевладельцы «кусали локти от зависти»: ежегодная отгрузка нефтепродуктов через Царицын в Германию, Франци и Англию достигла убийственной цифры - 80 миллионов пудов. В них сконцентрирована мощь нефтяной империи Нобелей. Именно империи, потому что только такая деловая хватка смогла вытеснить с российского рынка американский керосин  миллионера Рокфеллера, заменив его более дешевым, своим.

        А Царицын процветал. Нобели рука об руку  работали с царицынскими промышленниками, пароходчиками, торговцами, которые сильно нуждались в нефтяном топливе. Они же выполняли и многочисленные заказы фирмы Нобелей. На берегах Волги высилось более сотни огромных баков-резервуаров, с броской надписью «Нобель», из которых богатеющий  Царицын ненасытно поглощал за год около десяти миллионов пудов нефтепродуктов.
     Именно Л. Нобель сделал много для сбережения водных, рыбных и лесных ресурсов Волги и Каспия, когда заменил десятки  деревянных, пропускающих  в волны нефть барж на цельнометаллические танкиры-титаники. 
      
            «С грифом «лично»

        Конечно, нефтяные магнаты Нобели имели богатейший архивный фонд, неподлежащий разглашению. Была в семье Нобелей 70-летняя история рода, написанная потомками. Но в 1940 году финские войска взорвали летнюю резиденцию семьи, где и была уничтожена история самого семейства и огромный архив «Товарищества нефтяного производства братьев Нобель» в России.       
       Однако мне удалось добыть переписку Нобелей в самых различных регионах России, в бывших Нобелевских городках. Огромный интерес представляет собой книга «Империя Нобелей», изданная в Швеции, в Стокгольме в 2001 году. Внимательно  прочитал ее я, там любопытнейший материал! Но в нем, увы, неиспользованы дореволюционные издания и богатейшие российские источники архивов, музеев и библиотек, полученные мною от Архангельска до Дальнего Востока. Без них рассказ о Нобелях был бы не совсем достоверен.

      А теперь строки из личной переписки Людвига Нобеля. Письмо его главного управляющего.
    «В лице Людвига Нобеля я обрел хозяина, который всякий раз видит дальше меня и не только на словах, но и на деле осуществляет задуманное, причем столь быстро, что я иногда не успеваю воплотить в жизнь одну его дерзкую идею, как он уже подхватил другую, разработал ее и приказал довести до конца.

Из другого письма: «Целые нобелевские поселки возникают словно по мановению волшебной палочки. И там, где еще месяц назад была безлюдная пустыня, сегодня, как звезды в ночи, горят тысячи огней и альфа и омега всего этого Людвиг Нобель»

      И далее.
«В настоящее время положение таково, что рынок Российской Империи целиком зависит от нас, и мы всерьез подумываем о вытеснении американцев не только из Европы, но и из Азии. В мыслях я уже вижу, как нашем нобелевским керосином освещают себе путь в джунглях Центральной Африки дикари Стэнли».
   Из  омского архива прислали  мне письмо о размещении нобелевской фирмы в далекой Маньчжурии.   
Вот так грандиозно планировали и молниеносно осуществляли!
      А вот мнение из народа. Один толковый  рыбинский купец выразился так: «Пока мы не будем энергичны, умны и образованы, как Нобель и его агенты, нам трудно будет конкурировать с ними, трудно будет уничтожать те непорядки, что отравляют нам жизнь. У Нобелей надо учиться и учиться».

   И думаю я, что учиться у Нобелей нужно не только рыбинскому купцу, но, прежде всего тем, кто в нашем крае, стране  вляется продолжателем нефтяных дел. Российские недра  богаты нефтью, еще более –  талантливыми людьми. И все это богатство должно действительно служить народу, до чего нам,  наверное, еще довольно далеко. И такому служению мы  можем поучиться у  дореволюционных нефтяных магнатов Нобелей или…  в ныне процветающих Объединенных Арабских Эмиратах. 


Рецензии
Очень интересные материалы о Нобелях. Оказывается, шведы очень предприимчивые люди. Жаль, что им не удалось вытеснить американцев с континента. И пока читаю, всё хочется спросить: а чистокровные ли они шведы или есть у них кровь других народов? Вопрос, на который не жду ответа. Василий.

Василий Храмцов   23.06.2017 20:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.