Права человека в свете Слова Божьего

В Рождество мы читаем  в  Евангелие  от  Луки 1:46-55 песнь Марии, с радостью ожидающей приход в мир воплощенного Христа: «И сказала Мария: величит душа Моя Господа,» - Мария ликует: «И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, ...сотворил Мне величие Сильный»,- чья милость «...в роды родов к боящимся Его». Он «...рассеял надменных помышлениями сердца их; низложил сильных с престолов и вознес смиренных; алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем...»
 
Человечество всегда имело надежду жить по справедливости, в соответствии с желанием и любовью Бога. И Мария возликовала, что Спаситель  скоро придет!

Читая Библию, мы хорошо понимаем, что, хотя большинство людей живут во власти греха, Бог все же не лишает каждого из нас определенных прав. Когда об этих правах говорят  отвлеченно, то трудно понять, о чем идет речь. Но когда мы лично сталкиваемся с тем, что наши собственные права нарушаются, то горечь, обида и смятение сердца ясно подсказывают нам, что так не должно быть. Ведь голос совести и чувство справедливости помещены в сердце человека Самим Богом, а потому присущи каждому.  Мы узнаем из Библии точку зрения самого Творца  по этому поводу, и она вдохновляет нас  искать соблюдения прав человека для всех людей.

Ветхий Завет полон обещаний Бога облегчить судьбу бедных, обездоленных и притесняемых, рабов, вдов, сирот и беженцев (Малахия 3:5). Бог через пророков  осуждает светскую и духовную власть,  отказывающуюся защищать достоинство людей. Псалом 81:3-4:  “Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость. Избавляйте бедного и нищего, исторгайте его из руки нечестивых”. Притчи 14:31: “Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся”.

Когда люди Бога угнетены, Он желает их освобождения и приглашает Своих служителей подобно Моисею быть Его соработниками в этом труде.

Церковь с самых ранних пор верит, что для тех, кто во Христе: “Нет  уже  Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного;  нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе.” (Галатам 3:28).

Таким образом, мы видим стремление Бога защитить слабого, обделенного любовью, бедного и изгнанника. Господь Бог видит и слышит голос угнетенных, знает их боль и желает освободить их  для новой жизни. (Книга Исход 3 глава).

Иисус провозгласил, что Он пришел, чтобы отпустить измученных на свободу (Луки 4:18) и обещал блаженство нищему духом (Луки 6:20). Он придавал огромное значение исцелению больных, изгнанию бесов, Он делил Свою жизнь с теми, кто был на задворках общества.  Иисус на страницах Евангелия являет постоянство Бога в сострадании человеку. Иисус дал Себя всем людям. Он служил нуждающимся, творил им добро. Он вникал в обстоятельства и боль Своих учеников. Он выступал против греха  и несправедливости везде, где Он находил это. И везде, где живет Его народ, Христос говорит: “Я там.” Поэтому  мы твердо верим, что,  когда   люди страдают, будь то беженцы Африки, дети, эксплуатируемые в Юго-Восточной Азии, фермеры, урожай которых уничтожен ураганом в Бангладеш, бездомные дети на наших улицах  и так далее - воплотившийся Господь Иисус Христос страдает  также. Иисус сказал: “Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас...” (Матфея 11:28-29). Когда люди испытывают ужас голода и стихийных бедствий - воплотившийся Господь переносит страдания с ними. Когда гражданская война опустошает страну - воплощенный Христос страдает вместе с беженцами и калеками, сиротами и вдовами. Где болезнь, страдания, тяжелые утраты, голод, отсутствие крова над головой и боль - там Господь Иисус Христос принимает участие в страдании со Своими детьми.

Это одна из привилегий христиан -  быть причастниками желанию Бога изменить людей, принести им мир и утешение.  Поэтому, когда баптистский пастор в Бразилии устанавливает кухни для бездомных детей, американская женщина-миссионер организовывает образовательную программу против СПИДа в Северном Таиланде, когда наши братья едут в тюрьмы, чтобы облегчить положение заключенных - каждый из них утверждает великую истину: Бог любит людей, скорбит, когда они  живут в таком ужасном состоянии и каждому дает  право  изменить свою жизнь к лучшему и освободиться от тяжелого бремени греха. Поэтому отрицание свободы вероисповедания есть отрицание одного из основных прав человека. И поэтому верующие всегда были тверды в противостоянии правителям, системам и личностям, которые ущемляли права людей проповедовать Слово Божье, а также поклоняться Богу свободно и открыто. 

Еще ранние христиане заметили присутствие Иисуса не только в проповеди Слова и руководстве  Своею Церковью, но также и в ребенке (Марка 9:36-37), в голодном, в страннике, в  заключенном. То, что мы делаем или не делаем для этих людей, то мы делаем или не делаем для Самого Христа (Матфея 25:31-46). Если наши поместные церкви хотят иметь успех в деле исполнения заповедей Божьих, мы должны стоять  на стороне тех, чья свобода попирается, чья жизнь и достоинство находятся под угрозой.

Неверно  думать, что,  если  мы только говорим  о прощении Христа и о спасении, то  этого достаточно. Иисус не только говорил о прощении - Он прощал, не только говорил о спасении  -  Он спасал. И Он приглашает нас слиться с Ним в этом самом большом из всех служений.

Разумеется, мы понимаем, что главная причина бедствий человечества есть грех, пронизывающий все общество. Христос - это Тот, Кто предлагает людям освободиться от власти греха, Кто приводит нас в движение, чтобы идти и проповедовать Благую Весть  всем народам. Однако, неверно думать, что,  только проповедуя, мы можем оставлять остальной труд Богу. Наша вера в Иисуса Христа должна делать нас чувствительными ко власти греха в мире и к его ужасным последствиям. Она не позволяет нам замыкаться на личных интересах и быть эгоистами.

В нашем мире сильный, кажется, становится все более сильным, а слабый  становится все более слабым. Но “боги” этого  мира:  сила, разврат, деньги - не могут быть нашими “богами”. Мы призваны являть  на деле, а не на словах Первую и Вторую Заповеди и утверждать словом и делом, что Иисус Христос есть  Путь, Истина и Жизнь. От Его имени мы должны противостоять тем силам, которые притесняют не имеющих ни голоса, ни друзей, ни сил.

“О, человек! сказано тебе, что - добро, и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить перед Богом твоим” (Михея 6:8).

Если мы действительно являемся последователями Того, Кто дал Свою жизнь, чтобы мы имели ее с избытком, то будем открыты для изменений, которые  производит в нас живая связь с Ним.

Как христиане мы послушны призыву Библии - Слову Бога к нам. Это Слово Христа, Который прощает наши грехи и освобождает нас от нашего эгоизма, чтобы мы могли настроиться на желание Бога исцелить этот мир и спасти населяющих его людей. В то же время мы как церковь Божья являемся международным братством и чувствуем боль и радость братьев и сестер во всем мире: “Посему,  страдает ли один член, страдают с ним все члены;  славится ли один член, с ним радуются все члены” (1-е Коринфянам 12:26). Чем ближе мы  ко Христу, тем больше мы должны слышать стоны и плач мужчин, женщин и детей - всех, за кого умер Христос. В нашей вере, нашей молитве и нашей жизни мы не можем проходить мимо тех, чье человеческое достоинство унижено. Таким образом, труд, направленный на восстановление прав человека, реабилитацию, исцеление людей, искалеченных грехом есть существенная часть нашей веры в Триединого Бога - Отца, Сына и Святого Духа.

Дентон Лотц

Опубликовано в газете "Жатва" №2 Союза церквей ЕХБ Узбекистана Декабрь 1997


Рецензии